Диссертация (Категория образности в лингвокогнитивном пространстве художественного текста французского, русского, английского и итальянского языков в аспекте перевода), страница 6

PDF-файл Диссертация (Категория образности в лингвокогнитивном пространстве художественного текста французского, русского, английского и итальянского языков в аспекте перевода), страница 6 Филология (59719): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Категория образности в лингвокогнитивном пространстве художественного текста французского, русского, английского и итальянского языков в 2020-05-15СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Категория образности в лингвокогнитивном пространстве художественного текста французского, русского, английского и итальянского языков в аспекте перевода". PDF-файл из архива "Категория образности в лингвокогнитивном пространстве художественного текста французского, русского, английского и итальянского языков в аспекте перевода", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 6 страницы из PDF

377; Леонтьев,2004, с. 44; Новая философская энциклопедия, Т.3, 2010, с. 128; Попова, Стернин,2007, с. 28].В самом широком понимании образность – это художественность,красочность, яркость, наглядность изображения как основополагающая черталюбого вида искусства. Более узкие определения образности зависят отдисциплины,спозициилитературоведениикоторойоперируютпроисходиттерминамиеёрассмотрение.«тропы»,«фигурыТак,вречи»,«изобразительные и выразительные средства языка» [Винокур, 1991; Крупчанов,2005; Мещеряков, 2003; Томашевский, 1999; Федотов, 2003; Чернец, 2004]. Встилистике образность рассматривается как особая стилевая черта, котораяраскрывается наилучшим образом в литературно-художественных произведениях[Виноградов, 1963, 1980; Голуб, 2010; Москвин, 2007].

Речь может идти также о«внутренней образности» слова [Кожина, Дускаева, Салимовский, 2016]. Встилистике как в литературоведении большое внимание уделяется раскрытию29природы различных образных средств языка [Алексеев, 2012; Арнольд, 2002;Долинин, 1987; Гаврилов, 2004; Гальперин, 2014; Гуревич, 2017; Знаменская,2002; Скребнев, 2003; Степанов, 2003; Хованская, Дмитриева, 2004; Galdi, 1971;Guiraud, 1967; Molinié, 2011].

Однако если для литературоведения важно изучитьособенности и правомочность употребления образных средств конкретнымписателем, объяснить принципы построения художественной композиции, аглавное, выявить возможности образности для воплощения авторского замысла,то задача стилистики – описать их сущность и функционирование в том или иномстиле речи.

В языкознании в целом и в таких его разделах, как лексикология,фразеология,семасиологиявчастностиобсуждаютсяпроблемымотивированности лексической единицы, прямого и переносного значения слова,первичной и вторичной номинации и т.п.Развитие когнитивных наук в последние десятилетия привели к пересмотрукатегории«образность»,поскольку«образ»сталосновнымпонятиемкогнитивной лингвистики [Маслова, 2007; Стернин, Розенфельд, 2015; The OxfordHandbook of Cognitive Linguistics, 2007]. Слово апеллирует к образночувственным восприятиям человека, и оно же является наименьшей единицейобраза.

Данные понятия также рассматривают когнитивная стилистика [Simpson,2004],когнитивнаяпсихолингвистика[TheCambridgeHandbookofPsycholinguistics, 2012] и ряд других когнитивных наук (философия, теорияпознания, искусственный интеллект, когнитивная антропология), объединённыхобщим объектом – мышление человека.В художественной литературе образность – главная категория, отличающаяеё от других видов текстов. Поскольку основная функция художественныхпроизведений–оказаниеэстетическоговоздействияначитателя,тоиспользование образных средств языка как ничто другое помогает выполнить этузадачу.В художественных текстах окружающая действительность предстаёт в видесозданного писателем определённого образа, но это не умаляет ценности30информации, заложенной в них.

Хотя большая часть повествования вымышлена ирождается в ментальном пространстве автора, она многому учит, позволяетпознакомиться с реальным положением вещей, рассказывает об устройстве мира,взаимоотношении людей и т.п. Противопоставляя термин «информация» термину«энтропия», И.Р. Гальперин отмечает, что в информации всегда заложены какието новые сведения о предметах, событиях, отношениях, явлениях объективнойдействительности [Гальперин, 2007, с. 26–27]. Замысел автора заключён всодержательно-концептуальной информации, раскрывающей авторское видениеокружающей действительности в его творческом переложении [Там же. С. 28].Очевидно, что восприятие данной информации и её эстетико-экспрессивноевоздействие на каждого читателя может быть различным, поскольку различен какего когнитивный багаж, т.е.

совокупность приобретённых знаний и испытанныхэмоций, так и способность декодировать скрытые смыслы.Таким образом, если говорить об основном различии художественных инехудожественных текстов, то оно заключается в направленности на разные типымышления – образное и логическое соответственно. В художественнойлитературе образность становится средством передачи информации и оказанияэмоционально-эстетического воздействия. Единственным доступным творцупрозаического или поэтического произведения инструментом является язык в егописьменной форме. Нужно обладать большим мастерством, чтобы, используялишь силу печатного слова, суметь создать живые визуальные образы вкогнитивном пространстве читателя, а главное добиться поставленной цели –оказать на него задуманное воздействие.В этой связи А.Ф.

Лосев сравнивал литературу с живописью [Лосев, 1982, с.31–65]. Художник переносит трехмерный образ в двумерное пространство припомощи красок, кисти и своего таланта, умело играя с цветами и тенями, создаваяощущение объёма и «живого» изображения. Задача писателя или поэта ещёсложнее, поскольку в его распоряжении только языковые средства, однако это немешает ему успешно превращать слова в образы в сознании человека. Также, по31мнению учёного, живопись в первую очередь рассчитана на зрительноевосприятие, любование, при этом не исключается возникновение иных, например,звуковых, обонятельных и других ассоциаций, но все они «играют тольковторостепенную роль».

Кроме того, всякое искусство «выразительно», новыражение может быть разным и обладает как внешней, так и внутреннейстороной. Проанализировав основные свойства и принципы живописнойобразности, А.Ф. Лосев дал ей следующее определение: «Живописная образностьесть поверхностно-плоскостная конструкция, которая привлекает наше вниманиекак вполне самостоятельная и самодовлеющая данность и которая всегда являетсявнешне чувственным выражением той или иной внутренне-данной духовнойжизни» [Лосев, 1982, с. 414–415].Функция образности в литературе заключается в создании яркогографическогопредставлениясобытий,вызывающеговозможнобо́льшуюэмоционально-чувственную реакцию реципиента.

Она помогает воображениючитателя ясно представлять персонажей и сцены в литературном произведении.Использование образного языка для изображения объектов, субъектов, действий иидей направлено на пробуждение в сознании ощущений, обычно возникающихпри соприкосновении с реальным миром.О.И.

Федотов под образностью в самом широком смысле понимает формулитературно-художественногопроизведения,посколькуоноотражаетдействительность, моделируя её в образах, а не абстрагирует её через понятие, какэто происходит в науке. Несмотря на то, что и художественная литература, инаука используют слова для представления предметов и явлений, их цельразлична: эстетическая – для первой и информативная – для второй [Федотов,2003, с. 36]. В художественном тексте всё «пропитано образностью», даже если внём «не содержится ни одного эпитета, сравнения или метафоры» [Там же.

С. 92].Во французском, английском и итальянском языках нет термина, точносоответствующего многогранному понятию «образность», однако есть близкие по32значениюслова“imagerieˮ(фр.),“imageryˮ(англ.),“immaginiˮ(итал.),отражающие ту или иную сторону объекта данного исследования.Под термином “imagerieˮ во французском языке понимают совокупностьобразов, объединённых общностью происхождения (“l'imagerie japonnaiseˮ) илиобщей идеей, стилем и т.п.

(“l'imagerie populaire, romantiqueˮ) [Le Petit Robert2012, 2011, p. 1277], а также образные средства, используемые в художественнойлитературе (“figures, metaphors, comparaisonsˮ) [Rey, Morvan, 2005, T. 2, p. 1815].В глоссарии литературных терминов М.Г. Абрамса приводятся триопределенияпонятия“imageryˮ.Во-первых,этосовокупностьобразов,используемых для обозначения любых объектов и чувств в литературномпроизведении, которые создаются с помощью слов в их прямом значении илиаллюзий, сравнений и метафор, содержащих в своей основе вторичнуюноминацию. В качестве примера отражения образности в широком пониманииэтого термина, М.Г.

Абрамс приводит стихотворение У. Вордсворта “She Dweltamong the Untrodden Ways”, в котором употреблены как слова в основномзначении (“ways”, “maid”, “grave”), так и метафоры (“violet”, “stone”) и сравнения(“star”,“sky”). Во-вторых, в узком смысле образность означает только описаниевидимых объектов и чувств, особенно если эти описания живые и подробные. Втретьих, под образностью понимают образные средства языка (“figurativelanguageˮ), особенно метафоры и сравнения [Abrams, Harpham, 2014, p. 121–122].Писатели и поэты способны создавать образы, используя нейтральнуюповседневную лексику понятную всем носителям языка или же прибегая кизобразительным средствам языка, таким как тропы и фигуры речи.

В этой связивыделяют две основные разновидности категории образности, в зависимости оттого, какими художественными элементами она выражена: нетропеическая итропеическая образность [Стилистический энциклопедический словарь русскогоязыка, 2003, с. 256–257].Нетропеическая образность заключается в создании литературных образовбез применения экспрессивных средств языка, это своего рода автология, т.е.33употребление слов в их прямом необразном значении.

В качестве примера можнопривести стиль А. Камю в повести «Посторонний», реализм А.С. Пушкина встихотворении «Вновь я посетил», в главах романа в стихах «Евгений Онегин» ив поэме «Граф Нулин», таковы многие пассажи из «Войны и мира» Л.Н. Толстоваи др.Однако какой бы простой и необразной ни казалась нетропеическаяобразность, она выполняет важную задачу передачи замысла автора по той илииной причине воспользовавшегося данным приёмом. Использование этого видаобразности, которую ряд лингвистов называют «общей» (В.Д. Левин, А.М.Пешковский, Д.Н. Шмелев), обусловлено художественной мотивированностьюписателя, соответствием лексических единиц его эстетическому намерению[Культура русской речи, 2011, c. 378].Подтропеическойизобразительныхсредствобразностьюязыка(тропипонимаетсяфигурречи)использованиедлясозданияхудожественных образов. Этот тип образности гораздо красочнее, но также, частотрудно понятный из-за многочисленного введения метафор, метонимий,сравнений, аллегорий, олицетворения, эпитетов, символов, иронии, гипербол,литот и других образных средств языка, служащих для воплощения авторскогозамысла и пробуждения у читателя тех или иных эмоций.Под тропом понимают оборот речи, в котором слово или выражениеупотреблено в переносном значении в целях достижения выразительности.Семантической основой переосмысления и переноса значения является всеобщаясвязь предметов и явлений, действий в объективной реальности.

Эта связь впсихике человека отражается в виде отношений между понятийными единицами,на которые он членит внешнюю действительность. Переносное значение словможет закрепляться как общественно осознаваемое явление, превращаться вязыковое выразительное средство и становиться достоянием языка. В дальнейшемпереносное значение перестаёт ощущаться и воспринимается как основное34значение. Такова судьба большинства вторичных значений слов [Андриянов,1980, с. 47].Некоторые учёные связывают понятие образности только с употреблениемспециальных приёмов, называемых изобразительными средствами языка, и посути дела приравнивают художественный образ к тропу или фигуре речи (В.Б.Шкловский [Шкловский, 1929, с.

10], А.П. Квятковский [Квятковский, 2013, с.178]). С данным утверждением трудно согласиться, поскольку явлениеобразности гораздо шире, и это не раз было доказано писателями и поэтами, впроизведенияхкоторыхпоройсложнонайтитрадиционныеэлементыхудожественности. Так, А.М. Пешковский подчёркивает, что во всём текстерассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», он не встретил ни одного тропа, атолько одну фигуру – сравнение и то «совершенно не развитое». Несмотря на это«невозможно отрицать образности этого произведения и выбрасывать его запределы художественной прозы» [Пешковский, 1927, c. 63], т.к. все словатщательно выбираются автором, в то же время неудачно применённые образныесредства могут навредить художественному произведению, а не сделать еголучше.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5231
Авторов
на СтудИзбе
425
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее