Диссертация (Категория образности в лингвокогнитивном пространстве художественного текста французского, русского, английского и итальянского языков в аспекте перевода), страница 11

PDF-файл Диссертация (Категория образности в лингвокогнитивном пространстве художественного текста французского, русского, английского и итальянского языков в аспекте перевода), страница 11 Филология (59719): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Категория образности в лингвокогнитивном пространстве художественного текста французского, русского, английского и итальянского языков в 2020-05-15СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Категория образности в лингвокогнитивном пространстве художественного текста французского, русского, английского и итальянского языков в аспекте перевода". PDF-файл из архива "Категория образности в лингвокогнитивном пространстве художественного текста французского, русского, английского и итальянского языков в аспекте перевода", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 11 страницы из PDF

Также перцептивные ассоциации автора ичитателя могут не совпадать, и то, что одному кажется приятным, как, например,запах и вид шашлыка, может оказаться отвратительным для другого, если,например, читатель является последовательным вегетарианцем.Перечисленные образы почти никогда не употребляются в чистом виде, т.е.зрительные образы часто сопровождаются слуховыми и т.п. Чем больше видовобразов использует автор для изображения того или иного объекта, субъекта,явления, действия или события, тем красочнее и легче читатель воссоздаётпроисходящее в своём мышлении. Писатели-классики придавали большоезначение описанию внешности персонажей и окружающей их действительности.Например, В.

Гюго посвятил почти 10 страниц своего знаменитого романа “NotreDame de Paris” описанию собора Парижской Богоматери, ставшего центральнымобразом эпохи, описываемой в романе [Hugo, 2002, p. 155–164], и почти 30страниц – виду Парижа с высоты птичьего полета [Ibid. P. 165–192]. Современныеписатели не перегружают читателя описаниями, а большее значение придаютдиалогам, однако это вовсе не означает, что их произведения лишены образности.Рассмотрим отрывок из современного французского романа. “Il faisait nuitnoire et la blancheur de la neige tourbillonnante ne se voyait pas, elle se percevait parles autres sens: cela avait un toucher et un goût blancs, cela sentait blanc, cela sonnaitblanc.

Ivre de douleur, je rentrai dans le refugeˮ [Nothomb, 2007, p. 176]. / «Стояланепроглядная тьма, белизна кружащегося снега была не видна, она угадываласьдругими органами чувств: снег был белым на ощупь и на вкус, он пах белизной, я57эту белизну слышала. Ступни свело от боли, я вбежала в хижину» [Нотомб, 2017,с. 213].Можно заметить, что в приведённом выше примере автор, посредствомобразного языка, пытается вызвать у реципиента зрительные, осязательные,вкусовые, обонятельные, звуковые и даже органические ощущения. В одну фразуписателю удалось заключить яркий художественный образ, взывающий сразу ковсем пяти органам чувств.

Однако представление указанных образов ввосприятии и понимании читателей будет происходить по-разному: в зависимостиот индивидуального воображения, ментальные образы реципиентов могутзначительно различаться.1.1.5. Типология художественных образов по предмету изображения: образыперсонажи, образы-пейзажи, образы-предметы, образы-эмоции, образыпонятияКакпроводитсябылоуказаноисходяизвыше,критерия,классификацияположенногохудожественныхвеёоснову.образовПоэтомусуществующие типологии образов одинаково верны, они не противоречат, адополняют друг друга.

Проводя разделение образов по предмету изображения,логично начинать анализ от меньшего к большему, т.е. учитывая степеньсложности изображения. Простейшие образы реализуются на уровне лексическихединиц и могут представлять собой тот или иной троп или фигуру речи. Сложныеобразы складываются из простых. В этом вопросе всё зависит от конкретногопроизведения, от того, кому или чему автор придаёт первостепенное значение.Как правило, основными литературными образами становятся образыперсонажи, т.е. главные и второстепенные действующие лица, за ними следуют58образы-детали, которые помогают их раскрыть. Среди них немалую роль играютобразы-пейзажи, образы-предметы, образы-эмоции и образы-понятия.Подобныеклассификациивсегдавстречаютсявкурсахполитературоведению с разной степенью детализации. Так, например, Е.

Фаринопосвящает большую часть своей работы миру персонажей и предметному миру. Впервом он выделяет следующие особенности, на которые нужно обращатьвнимание при написании и критическом разборе художественного произведения:общая характеристика персонажей, их имена, формы обращения, портрет,костюм, описание тела, анатомия, метаморфозы, дефекты, недуги, поведение,жесты, этикет, второстепенные сведения и некультурность. В предметном миреавтор приводит следующие характеристики: природа, свет, темнота, звук, тишина,цвет, запах, форма, фактура, движение, пространство и реальное время, искусствов искусстве, пространство и художественное время, организующие инстанции[Фарино, 2004].Образы-пейзажипредставляютсобойважнуюсоставляющуюхудожественной композиции всего произведения.

Их описание не считаетсяосновной целью автора, поскольку они неразрывно связаны с образамиперсонажей. Природа не просто служит фоном, на котором разворачиваютсясобытия сюжетной линии, но, в задуманной автором манере, напрямую иликосвенно взаимодействует с людьми. Пейзаж может выполнять различныефункции: отражать эмоциональное состояние и чувства героев или черты иххарактеров, быть причиной изменений судеб, воплощать собой вымышленныймир, создавать определённую атмосферу и помогать читателю более живо инаглядно представить всё происходящее.Кромепейзажагероевлитературногопроизведенияокружаютмногочисленные предметы, чьи образы формируются по строго продуманнойавтором схеме.

Как и пейзаж, предметный мир так или иначе характеризуетперсонажей и часто содержит в себе какой-то символ. Так, идеально чистыйсверкающий белый мерседес главного героя романа А. Нотомб «Токийская59невеста» [Nothomb, 2007] определяет его как крайне аккуратного опрятногочеловека и представляет собой не просто транспортное средство, а символпутешествий, неожиданных приключений и поворотов судьбы.Образами-деталями могут выступать образы-эмоции (гнев, страх, радость,печаль, отвращение, удивление, доверие [Plutchik, 1997]) и образы-понятия (долг,честь, судьба, слава), основная задача которых – задать эмоциональнуюатмосферу, вызвать ответную реакцию у читателя и, возможно, вложить впроизведение некоторую мораль.

В романе Д. Виган “Rien ne s'oppose à la nuitˮчувство гнева красной нитью проходит через всё повествование: “Son corps étaitsoulevé par la colère, sa respiration semblait chercher un point d'ancrage, un point àpartir duquel elle pourrait calmer son affolementˮ [Vigan, 2012, p. 141]. / «Ее всютрясло от гнева, она задыхалась, не могла найти точку опоры, чтобы успокоиться»[Виган, 2013, с. 115].Весь мир литературно-художественного произведения строится вокругобразов персонажей, в роли которых чаще всего выступают люди, но могут такжевыступать животные или вымышленные существа. Герои современных романовимеют мало общего с героями Античности, но этот термин традиционноприменяется к любым главным персонажам книги независимо от их качеств.Литературный герой и его история не существуют в реальной жизни, этоплод фантазии писателя, однако для восприятия созданного образа читателемперсонаж наделяется конкретными характеристиками.

Писатель изображаетперсонажа настолько тщательно, насколько это необходимо для воссоздания егообраза.С этой целью может быть приведена информация о внешностиперсонажа, его характере, роде деятельности, жизни до момента действия, егосоциальном положении и многом другом. Личность героя раскрываетсяпостепенно и может меняться в ходе повествования. Эпизод за эпизодом учитателя складывается всё более полный образ героя и вместе с ним отношение кнему: симпатия, антипатия, сопереживание, желание оказаться на его месте илиникогда не попадать в подобные ситуации.60Рассмотрим пример изображения главной героини романа Д.

Виган: “Justineavait des jambes immenses et les traits de son visage étaient d'une étonnante régularité.Elle était belle. Depuis toujours, Justine était en colère. Elle ne terminait jamais sonassiette, ne supportait pas la contrariété, entrait dans des rages folles dont on ignoraitgénéralement la causeˮ [Vigan, 2012, p. 141]. / «Природа одарила Жюстинневероятно длинными ногами и очень правильными чертами лица. Она былакрасавицей.

Приступы гнева случались у нее частенько, и уже давно. Она нетерпела, чтобы ей перечили, боролась с матерью, пытаясь завоевать ее внимание,впадала в истерику без видимой причины» [Виган, 2013, с. 115]. Описаниевнешности девушки, из которого становится известно, что она очень красивая,отходит на второй план при осознании её основной неприглядной черты –неуравновешенного характера. Повествование от третьего лица позволяетчитателю стать наблюдателем происходящего и представить жизнь Жюстин ссамого детства, поскольку образ-эмоция пронизывает её жизнь и сказывается какна её личности, так и на её образе.Впроцессепереводчикрешаетпереводалитературно-художественногопроизведенияважную когнитивную задачу адекватности передачиобразности / смыслового содержания при сохранении образов, созданныхписателем.

Оценка передачи образности текста зависит от передачи отдельныхобразов. Распределение фактического материала, отобранного для практическойчасти исследования (гл. 4–6), производилось по степени важности тех или иныхобразов или элементов, входящих в их состав. В одних романах на первый планвыходит классификация образов по типу ассоциирования, в других – по предметуизображения. Подобное деление зачастую обусловлено жанром литературнохудожественного произведения и идеостилем конкретного писателя.611.2. Категория образности в когнитивном аспектеОбразность напрямую связана с мышлением, точнее с его образнойразновидностью, поэтому её изучение невозможно без обращения к когнитивнойнауке.Современнаямодельполучениязнанияхарактеризуетсямеждисциплинарностью, сочетанием теоретических и практических подходов приисследовании различных актуальных научных вопросов.

В широком смысле словапод когнитивной наукой понимают «совокупность наук о познании» [Заботкина,2012, с. 206], к которым относятся когнитивная лингвистика, когнитивнаяпсихология, философия, искусственный интеллект, антропология. Взгляд наперевод как на сложный ментальный процесс свидетельствует о необходимостиприменения термина «когнитивное переводоведение» в связи с развитием изначительнымпродвижениемвкогнитивныхподходахкпроцессно-ориентированным исследованиям в переводоведении (подробно в разд. 2.2, 2.3).КогнитивныеисследованиявРоссиипроводятсяпонесколькимнаправлениям, основное место в которых занимают лингвистика и психология, атакже искусственный интеллект и философия.

Сложность объекта изучения –человеческий мозг и сознание, делает деление когнитологии весьма условным,поскольку решаемые ею проблемы вызывают необходимость взаимодействиявышеуказанныхдисциплин,чтолишнийразподтверждаетеёмеждисциплинарный характер.Международная ассоциация когнитивной лингвистики (The InternationalCognitive Linguistics Association (ICLA)) способствует развитию и продвижениюисследований в контексте когнитивно-функциональной лингвистики, котораявключает в себя различные теоретические подходы, разделяющие общую идею отом, что язык – неотъемлемая часть познания, отражающая взаимодействиекультурных, психологических, коммуникативных и функциональных аспектов.Создание ассоциации в 1989 г. по решению Международного конгресса62лингвистов (Дуйсбург, Германия) считается моментом официального закреплениякогнитивнойлингвистикивкачествесамостоятельноголингвистическогонаправления [The International Cognitive Linguistics Association, Электронныйресурс].Попытки понять разум и его процессы восходят в европейской традиции, поменьшей мере, к Древней Греции, когда такие философы, как Платон иАристотель, пытались объяснить природу человеческого знания.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее