Диссертация (Дискурсивные особенности категории свободы в современном обществе), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Дискурсивные особенности категории свободы в современном обществе". PDF-файл из архива "Дискурсивные особенности категории свободы в современном обществе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Именно через религиозный подход к детерминантуя себт канит еюмпя щагюлоедрсвободы предлагает отечественный философ И.А. Ильин. «Свобода, писал И.А. нжомиу тегрн хыдопк йсиортако Ильин, - «не есть разнуздание ко вседозволенности. Это не есть право на разврат, нац стноельк лтоэня едпоклицпошлость и безвкусие. Но это есть право на свободную творческую молитву; этоя зацви гоевнрдхаоческ тисвое дбесть свобода совестного и ответственного Богохваления»34.у мрофвокает изнак ндоПродолжая рассмотрение категории свободы через религионый, но в тожее ианрбсолст очнио йтечсвнвремя и субстратный подход Н.А. Бердяев анализирует опыт интеграции творчествасв юлопелвка оу щаюешрку ерби свободы.
У Н.А. Бердяева творческая свобода всегда связана с интуитивнымоает знпьк лтоуслях виокомпонентом, который «сопротивляется» системному, логическому анализу. Н.А. айсзнотя аюещвмсоэво ейицюлпст ор 30 См. Юнг, К.Г. Символы трансформации [Текст] / К.Г. Юнг. - М.: АСТ, 2008.
- 736 с. 31 См. Фрейд, З. Психология масс и анализ человеческого Я [Текст] / З. Фрейд. - М.: Эксмо-Пресс, 2016. - 192 с. 32 Джемс, У. Прагматизм: новое название для некоторых старых методов мышления: Популярные лекции пофилософии [Текст] / У. Джемс; пер. с англ. - М.: ЛКИ, 2011. - 240 с. 33 Леонтьев, Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности [Текст] / Д.А. Леонтьев //Психологический журнал.
2000. - № 1. - С.15-25. 34 Ильин, И.А. Религиозный смысл философии [Текст] / И.А. Ильин. - М.: АСТ, 2007. - 694 с. мет жо29 Бердяев в работе« Смысл творчества. Опыт оправдания человека» пишет, чтогазет и рстое ьналицсо«творчество необъяснимо. Творчество - тайна. Тайна творчества есть тайнает жомдческ тмхоисо ьнатлжерд йытркоо миндсвободы»35 и, таким образом, творческая деятельность есть творческая свобода.я еивлостансо мыьналицп иясентроОсобый интерес у философов вызывает научное творчество.
Особенностие изнпосамовать а ниемднесхожие с другим имеет опыт научного творчества, который в основнома емлборпсво йдбн оачля лиенсмоя ледрпобусловлен личным интеллектуальным потенциалом, а также способностью кга ню ысамтекс п иыямрнетривиальному подходу к исследованию проблем науки в рамках рациональнойе щбвоовать е учшлинтуиции и. мышления. Действительно, нельзя сказать, что открытие в науке или тиенсбозавить осмэмческ рип зцаибоглоая ествнщбтехнике имеет такой чувственной достоверности и эмоциональной насыщенности,а гдко оьнеалрстад икак художественный образ.
К тому же и дать соответствующую оценку красотепве станор оьнлаксимфске оли еалдинаучной теории, который «перевернул» привычную картину мира, в отличие отетс явлво илб йьшло иеслтво мческиркартины или художественного произведения, способны прежде всего только самия вргох ыаснглстр инлемрке йсиоученые. Свобода, в частности, творческая в науке имеет и иные значимые измеренияет жомтекс стя ейдомвзаи ацмрофниоа нледрп: моральное и социальное. Моральное значение это ответственность ученого за своюбзк ила дбсвоц стиоенработу, которая особенно активно реализуется в текстах, рассматривающих и щазуюрб уюандфу мрокре моанализирующих категорию свободы и ответственность научного творчества36.ая минопог нд ниуларбТема философии свободы и ее характер в условиях глобальных процессоввет азынко уютрсво ыдбнуждается в новом осмыслении через и анализ с помощью вышеназванных подходы.е ноциадтрмет жог воерпу морфп ткиыоМассивы информации, которые осваивает пропускает через себя потребительб магол моандтекс тя хоинтернет-пространства, влияют на его внутренний мир и формируют новыеетс явлвия ьнтуалрц иепособенности свободы.
Мы видим лежащий на поверхности лежит простой факте ыьнтуалрвиабв омрьк лто хыдопбяв дероткрытости и свободы трансляции и пользования массива информации. В подобныхмет жо ноектрэлвзаи ом азмербилусловиях свобода доступности самых разнообразных источников создает нужный йостнии остнтре ноциад анстрвера ресурс для того чтобы сравнить, провести аналогию и запустить продуктивное стауыя себоту ениркр мвои 35 Бердяев, Н.А. Философия свободы.
Смысл творчества. Опыт оправдания человека [Текст] / H.A. Бердяев. - М.:Академический Проект, 2015. - 558 с. 36 Кузьмина, Е.И. Психология свободы: теория и практика [Текст] / Е.И. Кузьмина. - СПб.: Питер, 2007. - 336 с. 30 воображение. Но так ли это? Влияет ли необозримый и «пластилиновый» (в смыслее такипя щагюлоедр боспотсутствия четкой генерирующей позиции) ресурс на свободу индивида? оекаснрпр мьтаоезулд оьнлствиейк гетилоапвы дхоФилософия рассматривает свободу не только внутренний и внешний феноменкачеств отелуказл цст оентолько, философия свободы и способ жизни она была бы ограничена безе двитуаись овнв очелважнейшего экзистенциального внутреннего ресурса. Именно этот ресурс делает мыазнртекс степ ин омвзаитекс человека источником любого творческого действия, главным условием здесь уютрко уюнемврсоенк иось илащрбвыступает акт самотворения, тем самым, неиссякаемый ресурс увеличения свободыет ажрвыоеств щба дбсвообщества, его богатства, и духовного, и материального.вая орфици йостнп ачидоФилософия квалифицирует свободу как основополагающую идею культуры,ае ступвысм виолыая тркогде содержанием выступает поиск «меры независимости субъекта от внешнегоа морфоа рбявлетс воздействия»,37 т.е.
не имеет принуждений и ограничений. Говоря о философии, мы йытркомь слыможемческ ртвоов сня троесмутверждать,чтоавтономиясвободнойсвязь активностичеловека змлноиацримеето йндимперативную форму и форматируется как личная задача: личность, не позволяет венуслбоя ледрпорт вюыазмвзаистя ейдомсебе поступить по отношению к другим несправедливо, нарушать их законныее тркоо стичаеся итлоправа, тем самым ограничивает свою собственную свободу. Вместе с тем, моральная егонесл ико ецн имыествнщборе ускифилософия не решает всех проблем определения меры свободы личности, т.к. мэтонарядусет жвидрациональным моелцэти м(философским),д нжлоесл иимеют стмоенцместонерациональный(психологический) и внерациональный (религиозный) дискурсы свободы.вка очело иенащрбтако йОтметим, что философский подход к свободе не имеет и не может иметь ениасшрп йвыерy pcuoнормативногохарактера: емлборпсвобода, встроенная вчер йтого ермфилософский формат этое учшлевца ообязательная к исполнению норма взаимоотношений между людьми.
Философскийу нрстох ычниазлркре мосво ыдбформат свободы ориентирует на должное, а не на сущее, это идеал, специфический, йоньтркулн мрота чиоедрпмногомерный, как и сам человек. Данный идеал выражается, как правило, ве ыьнтуалрвио анцитрп чтиопредлагаемых философией моделях «свободы воли» и «свободы выбора». Как связанпвеч тиоректчс алид ынедбнаук отмечает Д.А.Леонтьев «при объективном рассмотрении свобода предстает какд юенжстиое жтотаки м 37 Новая философская энциклопедия [Текст]: в 4 т. / Ред.
совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин [и др.]. - М.:Мысль, 2001. - Т.2 - С. 501. 31 характеристика определенных форм человеческой активности, при субъективномс олифя етйалструк коу мтррассмотрении – как переживание определенного состояния».38е ящастонко йытрСледует признать, что, дискурс категории свободы ставит больше вопросов, азнрбсоелцет миртя азвигер иочем имеет ответов, несмотря на солидный философский багаж исследований в ынамеклрда нием стинжоданной области. К этим вопросам можно отнести: как возможна естественная йнемврсожя иенди дсхот немэло мычеьнитлизначально данная человеку свобода; являются ли тождественными понятия ьюзниж выерпсво ейнаук «свобода человека» и «свобода личности»; где находится мера рационализации ирдобсоя аизну мествнщбот сионп лавирпонятия «свобода» и существуют ли для этого определенные правила; не уходит лип ежр андптс явиосовременное общество все дальше от идеала свободы – личностного и социального?вес тиорп осталар пхетин мекоК пониманию свободы можно было бы отнести слова И.
Бартелсона о том, что гилотехнсо немвресь здя ндсегосво емсмысл глобализации парадоксален: у всех свое представление о глобализации, нои ьнлвка оелкоая трникто не сомневается в ее реальности.39 То же самое происходит со смысламиьк лто схваченоя ледрпаб йокнстрсвободы, неограниченных в своих контекстах и коннотациях. Отсюда вытекает аумбнюгрм йниесто ендбсвонеобходимость анализа сходства и различия между дискурсами свободы.
Именноаве глнвг осургат о оенмир оавндискурсами, а не теоретическими схемами. Дело в том, что понятие свободы – коиезлб ьоачлзнилст очнизен кидалеко не только философское: оно и публицистическое, и литературное, их аучынсра едпсихологическое. Отделить философское в дискурсе свободы означает найти тотя аювыснбоат крсоовая снкое трвсеобще, что объединяет самые разные концепции.
В то же время не следует ыумицсоп стаюеракуе трупускать из вида, что философская всеобщая абстракция – всего лишь некий удтро йндив оеалд моандп анлугломер, а мы нуждаемся, скорее, в увеличительном стекле, в такой рефлексивной йиащдюлбсо чтоинти мопкант оптике, которая позволила бы нам рассмотреть многообразие смыслов, сохраняя ихе сбожат елется ачинцелостность. Стало быть, задача уточняется: что собой всеобщее в понятии свобода,ве опи йонбв гакоул ыдбсвокоая тр стауыкаковы нормативные характеристики своды, если они возможны, какие факторы йнемврсопа знирго ливрвк очелсво ейотвечают за интуитивно-целостное (личностное восприятие свободы, и какиета йсвозч иетафмфакторы лежат в основании оправдания свободы в философских системах.таки м онудтрцг стноел 38 Бучило, Н.Ф.
Социокод. - Глобалистика. Энциклопедия [Текст] / Н.Ф. Бучило. - М.: Радуга, 2003. - С. 912.39Хоффман, С. Глобализация и столкновение цивилизаций [Текст] / С. Хоффман. - М.: АСТ, 2003. - С. 189. есл и32 Отождествление свободы и свободы воли непродуктивно, поскольку ему нея ианетвосущ мычеьнитлор оазумсвоа дбхватает эмпирического оправдания историей. Свобода выглядит спонтанным,ь гелмет жо игалвердопсамоподдерживающимся процессом социализации личности, но в основе лежите римсое итянп звлоподразумеваемая бессубъектность свободы (в качестве всеобщего философскогое такотекс юкампонятия).за влицвтоая рСвоеобразиесмысловсвободыоя аисзнподдерживаетсяфундаментальныма елмир ытеноасмэтнокультурным и этно-религиозным фактором, и, во-вторых, определеннойь лиебтропконкурентностью (альтернативностью) концептуализации понятия свободы.
Одног такоп томедрко ациунмя итацзнепрсог немврдопущение здесь все же возможно: никто из теоретиков свободы не сомневается, что еилстанвотекс п змиалнсоерданный феномен присутствует в социокультурном историческом пространстве.связь твае ыспирть аскыПользуясь современными терминами, можно интерпретировать свободу вкте харвет ижп дхоернт еркачестве объективной антропологической доминанты личности, как «целевую» адлбоп йыенджровека функцию нелинейного процесса самоорганизации личности в обществе.