Диссертация (Этнические организации Москвы и Подмосковья в 1920-е – первой половине 1930-х гг)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Этнические организации Москвы и Подмосковья в 1920-е – первой половине 1930-х гг". PDF-файл из архива "Этнические организации Москвы и Подмосковья в 1920-е – первой половине 1930-х гг", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Государственное образовательное учреждение высшего образованияМосковской области Московский государственный областнойуниверситетНа правах рукописиКрякин Евгений НиколаевичЭтнические организации Москвы и Подмосковья в 1920-е – первой половине1930-х гг.Специальность 07.00.02.– Отечественная историяДиссертация на соискание ученой степени кандидатаисторических наукНаучный руководитель:доктор исторических наук, доцентЗемцов Борис НиколаевичМосква – 20182ОглавлениеВведение ………………………………………………………………….…..... 3Глава 1.
Условия возникновения этнических обществ Москвы и Московскойгубернии в начале XX в………………………………………………….……....301.1. Этнический состав населения Москвы и Московской губернии .....…...331.2. Этнические объединения Москвы в начале XX в. ……………….……. 38Глава 2. Деятельность этнических обществ, клубов и сельскохозяйственныхкоммун Москвы и Московской губернии………………………….…..……….472.1. Цели и задачи этнических обществ, клубов и сельско-хозяйственных коммунМосквы и Московской губернии ………….……………….………..…..…….. 472.2.
Партийно-государственное руководствоработой этнических обществ и клубов ……………………………..……….. 722.3. Деятельность этнических обществ …………………………….….……… 85Глава 3. Причины прекращения деятельности этнических обществ…….….1013.1. Материально-финансовые условия существования этническихобъединений …………………………………………………………….….…. 1013.2. Политические условия существованияэтнических обществ ……………………………………………………..……..
1173.3. Эволюция национальной политики СССРв кон. 1920-х – 1930-х гг. и её влияние на этнические общества…….……... 128Заключение……………………………………………..………………………..145Список источников и литературы…………………..…………….….………...147Приложения……………………………………………………….……………..1693ВведениеАктуальность темы исследования.Актуальность выбранной темыопределяется потребностями современного общества и степенью изученноститемы.Первые два десятилетия Советского государства представляет собой яркую,противоречивую и насыщенную различными событиями эпоху, которая вызываетпостоянный интерес у исследователей.
В Советский период, в силу политическихобстоятельств, исследование первых десятилетий советской власти былозатруднено. В последние 30 лет, в постсоветский и современный периодыразвития отечественной историографии, вышло в свет множество работосвещающих различные проблемы данного периода. Однако до сих не пор не всеаспекты изучены в достаточной мере. Между тем распад СССР, преобразованиеРоссии по либерально-демократической модели и корректировка отношения кдемократическим ценностям в современном обществе актуализирует изучениевнутриполитических процессов 1920-х – первой половины 1930-х гг.Значимость настоящей темы определяется тем, что в современной России, вкоторой идет поиск путей укрепления национальной идеи, способной обеспечитьсплочение народов и конфессий страны на фоне мировых геополитическихпротиворечий, очень важен позитивный исторический опыт 1920-х гг.
и 1930-е гг.Исследованиеобщественныхпроцессавозникновенияобъединенийиифункционированияорганизацийпоказываетэтническихвозможностьвыстраивания диалога со всеми этническими общностями. В 1930-е гг. был взяткурс на создание наднациональной идентичности «советский народ» присохранении культурных особенностей всех народов страны. Популяризация этогоопыта может быть полезна в выстраивании современной национальной политики,понимании роли государства и институтов гражданского общества в историиРоссии.Россия является многонациональной страной, поэтому совершенствованиемеханизма взаимодействия наций и народов остается оставаться злободневной4задачей.Всравненииспериодом1990-х гг.отношенияцентральныхгосударственных органов с национальными административно-территориальнымиструктурами сегодня неконфрантационные.
Тем не менее, полиэтнический составРоссиисохраняется,следовательно,требуетсясозданиемеханизма,исключающего возникновение межнациональных трений. Одной из составныхчастей этой работы является изучение опыта, накопившегося в предшествующиепериоды.История многих современных этнических объединений началась в 1920-е гг.К середине десятилетия в Москве действовало большое количество объединений,организаций взаимопомощи, землячеств, клубов, национальных театральныхстудий, культурно-просветительных организаций. Их участниками были какрядовые члены национальных общин, рабочие заводов Москвы и области, так иизвестные национальные политические деятели, представители национальнойинтеллигенции.Сегодня в Москве и Подмосковье проживают представители несколькихдесятков различных народов, действует большое количество этнических обществ.Сам факт их существования показывает значимость этих обществ в жизнинациональных диаспор.С научной точки зрения актуальность темы определена следующимиположениями.
В современной России проблемами изучения этнокультурного иэтнополитического разнообразия России занимается институт Этнологии иАнтропологии РАН. Между тем, историография межнациональных отношений, восновном, посвящена политике центра и национальных территорий. Проблемы женациональных меньшинств, «растворенных» внутри этих территорий, изученыслабо. Этнические общества, возникшие в 1920-е гг. в Москве и Московскойгубернии по инициативе самих диаспор, также исследованы недостаточно, хотяэтот регион являлся и является крупнейшим сосредоточением различныхэтнических общностей.Актуализируют данную проблему и последние исследования.
По итогампроведенной сотрудниками НИИ гуманитарных наук при Правительстве5Республики Мордовия в 2012 г. экспедиции в Москве и Московской области,направленной на изучение мордовского населения региона, были сделаныследующиевыводы: «мордовскийэтносотноситсякчислудисперсно-расселенных и образует в регионах России за пределами Мордовии группыэтнических меньшинств, нуждающихся в содействии со стороны органовгосударственной власти в удовлетворении этнокультурных потребностей».
1 В1920-е гг. органы государственной власти оказывали широкую помощьэтническим объединениям. Анализ целей этой помощи, итогов и причин еепрекращения может помочь в выстраивании отношений с диаспорами города и насовременном этапе.Понятийный аппарат диссертации: в исследовании используются дваблока понятий, обозначающих национальную принадлежность. К первомуотносятся: «этнос», «этническая общность», «нация», «народ». Данные понятияне синонимичны, однако в настоящем исследовании под ними подразумеваетсяпринадлежность лиц к единому социальному организму, предполагающемуобщность языка, культуры, исторической территории проживания и историческойпамяти.
Термин «этнос» представляет собой социально-культурное, а не чистоэтническое явление, термин имеет природные, языковые, хозяйственные,психологические и иные признаки и отличия. В социологии под этносомпонимается исторически сложившаяся устойчивая группа людей, обладающаясхожими чертами, стабильными особенностями культуры (включая язык) ипсихологического склада, осознающая своё единство и отличие от подобныхобразований(т.е.обладающихсамосознанием).Традиционновыделяютследующие признаки этноса: язык, культуру, обычаи, традиции, нормы поведения,привычки, т.е.
такие компоненты, которые передаются из поколения в поколение,образуют единую этническую культуру.В Москве 1920-е гг. проживали представители большого количества какразличных народов бывшей Российской империи, так и политических и рабочихЭтнокультура мордвы в пространстве мегаполиса. URL: http://www.docme.ru/doc/1693858/e-tnokul._turamordvy-v-prostranstve-megapolisa..pdf (дата обращения: 02.04.2018)16мигрантов из других стран, никогда не входивших в состав России. При анализемигрантов из стран Запада (итальянцев, французов, немцев, венгров и других) иВостока (в первую очередь китайцев, корейцев) в данной работе используетсятермин «политические мигранты» либо термин заимствованный из источниковойбазы - «представители народов Запада и Востока» соответственно.2 На Родинеэтих людей уже существовала национальная государственность.
Для описанияпредставителей народов бывшей Российской империи (казахов, татар, киргизов,армян, поляков и других народов), а также народов, не имевших своейгосударственности, (цыган и евреев) в настоящей работе используются терминытождественные понятию «этнос».Ко второму блоку понятий относятся: «диаспора», «диаспоральноеменьшинство».
Эти понятия так же подходят для описания этническихобщностей, проживавших в Москве в 1920-1930- е гг. Термин «диаспора»подразумевает группу людей, которые принадлежат к этнической или религиознойобщности, рассеянной на территории, где преимущественно проживает другойэтнос или другая религиозная группа. Такая группа имеет «диаспоральноесознание», то есть у неё есть представление о единстве происхождения, культуры,религии, предыстории и исторической судьбе.3В диссертации так же используется термин: «этническое общественноеобъединение», который включает в себя все сообщества и организации,объединяющие представителей одной этнической общности, в том числе:общественныеорганизации,общества,союзы,кружки,добровольныеобъединения, национальные клубы, театральные кружки, религиозные общины,сельско-хозяйственныеобщиныидругиеорганизации.Подтерминомобщественные организации подразумеваются общества и союзы, а также«вольные кружки», «массовые организации», «добровольные союзы» и другиеобъединения.
Во избежание тавтологии термин «этнические общественныеобъединения» тождественен термину «этнические организации». В исторических23Сталин И.В. Cочинения. М, 1952. С. 133.Дятлов В. Диаспора: попытка определиться в понятиях // Диаспоры. 1999. №1 С. 9.7источниках данного периода для описания представителей различных народовиспользовался термин «национальные меньшинства», в настоящее время он непредставляется корректным.Объектом исследования являются этнические организации и сообщества г.Москвы и Подмосковья в 1920-е – первой половине 1930-х гг.Предмет исследования – возникновение, экономическая, культурная ихозяйственная деятельность этнических организаций Московского региона в 1920е – первой половине 1930-х гг., проблема их исчезновения, политика местных ицентральных органов власти по отношению к этим общественных объединениям.Хронологические рамки охватывают период 1920-х – первую половину1930-х гг.Нижняяграницахронологическихрамокопределяетсявременемвозникновения этнических обществ – начало 1920-х гг., когда сформировалисьнеобходимые для этого условия.