Диссертация (Личность И.И. Козлова в общении с современниками), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Личность И.И. Козлова в общении с современниками". PDF-файл из архива "Личность И.И. Козлова в общении с современниками", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
Козлова и давала надежду на исцеление от болезни.Помимо этой притчи в дневнике упоминается ещё несколько отрывков изСвятого Евангелия: «Я был у обедни (Евангелие Св. Матфея о крещении «Се СынМой возлюбленный»)…(6 января 1825 г.)» [Дневник: 12]; «Дети мои читали мнеЕвангелие от Луки (следует текст: «Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцемтвоим» и проч.)…(5 ноября 1839 г.) [Дневник: 28]; «С дочерью я читал Евангелие«Благословенна ты в женах», и «Величит душа моя Господа»… (20 декабря1839 г.)» [Дневник: 30]; «Я проснулся в 4 часа, а в 5 ½ был уже в церкви у г-жиВлодек. Меня поставили в алтаре. Я прослушал утр.
Правила, Литургию,прекрасно отслуженную – с великим и чудным Евангелием Св. Матфея о началестраданий Христа; отлично пели «Вечери Твоея тайныя». Я имел небеснуюрадость – причаститься. Господь Иисус Христос видит душу мою… (15 апреля1837 г.)» [Дневник: 24]; «Утром она мне читала 7-ю главу из Евангелия Иоанна…(17 января 1840 г.)» [Дневник: 32].Невероятную боль и страдание И.И. Козлов переносил с удивительнойстойкостью и смирением истинного христианина. Он прятал свои мучения отвнешнего мира, пытался не показывать их при посещении друзей и даже скрывалот самых близких, и только на страницах дневника не мог сдерживаться: «Читалмолитвы к Тихвинской Божьей Матери.
Я был в грустном настроении. –Неслыханные страдания, – мне положили фонтанели <…>. Я почувствовал себяполучше, благодаря Богу, поспокойнее (18 июня 1818 г.)»; «Читал, как всегда,Евангелие; страдал ужасно: мучили страшные спазмы, насилу мог говорить… (27июля 1818 г.)» [Дневник: 6]. Только со Святым Евангелием в руках и внепрестанной молитве мог поэт справиться с мучавшей его физической идушевной болью: «Мои дети читали мне Евангелие. Это прекрасный, милый дляменя праздник… (8 сентября 1837 г.)» [Дневник: 25]; «Мой сын и дочь читали мнеЕвангелие. Затем Жуковский читал мне стихи, оставался очень долго – беседовалс моей женой.
Я читал свою «Молитву (25 декабря 1839 г.)» [Дневник: 30]; «Ночь25не была плоха. Дети днем читали мне Евангелие. Я предался думам и молитве…Я <…> позже лег, благословляя и благодаря Господа моего Иисуса Христа (31декабря 1839 г.) [Дневник: 31]».С 1819 г. И.И. Козлов по состоянию своего здоровья уже не посещал такрегулярно, как раньше, богослужения в храме, но, как правило, поэт всегда бывалв церкви в Великий Четверг и приобщался Святых Христовых Тайн в алтаре.
В1819 г. И.И. Козлов вынужден был остаться дома, но благодаря священникуИсаакиевского собора отцу Тарасию смог причаститься. На Пасхальную заутренюон не смог не поехать в храм и принял участие в праздничной службе вПочтамской церкви, о чём свидетельствуют комментарии его биографаК.Я. Грота67. И все же радость и ликование от величайшего из праздников повозвращении домой сменились грустью и меланхолическим настроением:«Болезненная меланхолия овладела душой моей.
Я употребил все усилия, чтобыне плакать в величайший из праздников…» [Дневник: 8].Ухудшение состояния физического напрямую сказалось на духовном: поэт струдом пытается справиться с охватившим его сердце унынием. Благодарявнутренним усилиям больного, сердечного участия семьи и друзей его душевноесостояние заметно улучшилось. В записях за последующие годы упоминания остраданиях и болезни крайне редки.
Увлечение поэзией и переводами, общение сдрузьями и людьми искусства, творческие и литературные вечера полностьюзахватили И.И. Козлова. Но следует учитывать, что дневник в это время вёлсянерегулярно, временные промежутки между сделанными записями могут быть внесколько лет. Вероятно, это связано с критическими периодами болезни.Апостол Павел в своём Первом послании к Фессалоникийцам пишет: «16.Всегда радуйтесь.
17. Непрестанно молитесь. 18. За все благодарите: ибо такова овас воля Божия во Христе Иисусе. 19. Духа не угашайте. 20. Пророчества неуничижайте. 21. Все испытывайте, хорошего держитесь. 22. Удерживайтесь отвсякого рода зла. 23. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух,67Грот К.Я. Вступительная статья и комментарии к дневнику И.И. Козлов/К.Я. Грот // И.И. Козлов Дневник. СПб:Типография М. Стасюлевича, 1906.
С. 7.26и душа, и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господанашего Иисуса Христа» (Фес. 5, 16-23). Несмотря на грусть и тоску И.И. Козловстарается придерживаться этого апостольского наставления и не перестаётблагодарить Бога. Очень часто в своём дневнике поэт просто восклицает:«Благодарение Богу! (25 апреля 1825 г.)» [Дневник: 13]; «Благодарение Тебе,Господь мой, Иисус Христос» [Дневник: 15]; «Я остался один, предаваясь мечтам,и лег спать, благословляя и благодаря моего Господа Иисуса Христа (18 декабря1837 г.)» [Дневник: 26].Ни одно из дел И.И. Козлов не начинает без молитвы, в чём проявляется егосущность как христианина, открывая всю глубину веры в Бога, кротость,смирение и упование на милость Спасителя. Такое событие, как переезд на новуюквартиру также не может обойтись без чтения текста Святого Евангелия: «Ишапрочитал мне Евангелие о Мытаре и Фарисее <…>.
Да благослови нас Бог вновом нашем жилище, всюду и всегда (18 января 1825 г.)» [Дневник: 12].В день своего рождения поэт просит дочь открыть Евангелие: «День моегорождения <…>. Дочь моя прочла мне Евангелие… (11 апреля 1825 г.)» [Дневник:13].И.И.
Козлов старался принимать участие в церковных службах. В егодневниковыхзаписяхупоминаетсяпосещениечетырёххрамов:ЦерквиСв. Александры в Сенате, Исаакиевского собора, Почтамской Церкви и домашнейцеркви графини Е.М. Завадовской (Влодек). Он беседовал с духовными лицами:священниками Церкви Св. Александры в Сенате [Дневник: 3], отцом Тарасием изИсаакиевского собора [Дневник: 7], со своим духовником отцом Петром. Обобщении последнего с И.И. Козловым в дневнике сказано больше, чем о двухпервых: «Мой почтенный духовник, отец Петр, пробыл долго и утешил менясвоим святым участием. Мы сговорились, что я буду иметь счастиеисповедоваться и причаститься к великому празднику Рождества Спасителя (19декабря 1837 г.)» [Дневник: 26]; «Пришел мой досточтимый духовник, отец Петр,– это была для меня святая радость, – мы занялись предметами, касающимисямоих духовных дел и моего письменного завещания (littres testamantaires), и27многими другими важными и бесконечно интересными темами.
Мы рассказывалидруг другу легенды <…>. Его прямо отеческая доброта – вся моя надежда. Моеговение мы назначили на Рождество… (15 ноября 1837 г.)» [Дневник: 29]; «Япровел ночь в молитве. В 8 ч. утра пришел мой духовник меня исповедовать, азатем я удостоился счастья причаститься Тела и Крови Господа нашего ИисусаХриста. Моя душа была в небесном экстазе: никогда я не испытывал болеечистого и радостного ощущения. Я многократно целовал свой образ БогородицыВ.С.Р.
<…>. Я был так счастлив (23 декабря 1839 г.)» [Дневник: 30]. Неизвестно,служителем какого храма был отец Петр, но очевидно, что между ними былиочень доверительные, тёплые отношения. Духовник часто навещал свое чадо,поддерживал его при его физической и душевной боли, помогал не отчаиваться иуповать на волю Спасителя, исповедовал и причащал.Подробнейшим образом И.И. Козлов в дневнике передаёт те мысли,которые возникали у него во время церковных служб, бесед с духовником, чтенияСвятого Евангелия. Молитвой и верой в исцеление проникнуты все дневниковыезаписи почти с первых дней болезни и до последних лет жизни.Дневник И.И. Козлова свидетельствует и о стараниях поэта получить нетолько духовное, но и физическое исцеление.
В нём описано, к каким методамлечения он прибегал. Одно из них – лечебные ванны из барды, приниматькоторые он ездил к графине Агафоклее Александровне Полторацкой, урождённойШишковой: «Отправился на винный завод г. Полторацкой брать ванны из барды(25 апреля 1818 г.)» [Дневник: 4]. Следует отметить, что предпринятое поэтомлечение не увенчалось успехом.
28 августа 1818 г. он сделал следующую запись вдневнике: «Я страдал невероятно от спазм и судорог» [Дневник: 6].Справиться с недугом поэту помогали И.В. Буяльский, С.В. Франковский иС.Ф. Гаевский – известные медики того времени, которые пытались улучшитьфизическое и душевное здоровье И.И. Козлова.Илья Васильевич Буяльский – хирург, доктор медицины и хирургии, одиниз первых, кто начал вводить общее обезболивание. В дневнике поэта найдено дваупоминания о нём, относящихся к 1818 г.: «Буяльский (доктор) мне сделал28перевязку. Я почувствовал себя получше, благодаря Богу, поспокойнее… (18июня 1818 г.)» [Дневник: 6]; «Читал, как всегда, Евангелие; страдал ужасно:мучили страшные спазмы, насилу мог говорить.
Лежал; потом добрел до креславозле окна. Буяльский сделал мне перевязку… (27 июля 1818 г.)» [Дневник: 6].Семён Фёдорович Гаевский – лейб-медик Высочайшего двора, доктормедицины и хирургии, носитель звания «экстраординарного профессора». Егопациенты, коллеги отмечали, что при общении с больными проявлялнеобыкновенную скромность, нежность и заботу, поэтому неслучайно появлениезнаменитого лейб-медика в жизни И.И. Козлова. В дневниковых записях онупомянут чаще других докторов: «Я остался в постели, сильно страдая. ПришлиЖуковский, Гаевский… (14 февраля 1834 г.)» [Дневник: 20]; «Я провел ужаснуюночь, изнемогая от страданий.