Диссертация (Личность И.И. Козлова в общении с современниками), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Личность И.И. Козлова в общении с современниками". PDF-файл из архива "Личность И.И. Козлова в общении с современниками", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Грота, К.А. Труша, Н.М. Данилова, Ю.И. Айхенвальда,В.Э. Вацуро, В.Г. Мойсевича, В.В. Афанасьева (монаха Лазаря), И.Д. Гликмана,В.И. Сахарова,О.Г. Егорова,И.В. Моклецовой,А.В.В.Н. Аношкиной-Касаткиной,Моторина,Е.Н. Федосеевой,И.А. Киселевой,Т.К. Батуровой,А.В. Пятаевой, Д.Н. Жаткина и др. Исследование основывалось на системномединстве выработанных литературоведами подходов к рассмотрению темы.Основанием для анализа поэтического наследия И.И. Козлова послужилосочетание классических и современных теоретических концепций. Основнойметодологическийинструментарийисследованиясвязанскультурно-историческим и сравнительно-историческим методами, с помощью которыхисследуются особенности преломления романтических образов и мотивов втворчествеИ.И.
Козлова,В.А. Жуковского,А.С. ПушкинаилитераторовПетербурга, воссоздается культурно-исторический контекст 1820-1830-х гг.Использование биографического метода связано с изучением взаимодействияжизниипоэзииИ.И. Козлова.Аксиологическийметодподразумеваетисследование ценностных ориентиров его личности, которые связаны преждевсего с домом, семьей, верой, друзьями, поэзией, поисками счастья и гармонии.Герменевтический метод служит для интерпретации образов, символов, сюжетовв лирике И.И. Козлова (челнок – корабль жизни, потерпевший крушение; историядуба, треснувшего от удара грозы, – символическое изображение судьбы поэта;птичка, появившаяся в его судьбе, но не захотевшая остаться – иллюзорностьсчастья и др.), подразумевает истолкование его сочинений в аспекте целостногоавторского мировоззрения.Положения, выносимые на защиту:1.ФормированиетворческойиндивидуальностиИ.И.
Козловапроисходило в характерной для эпохи русского романтизма атмосфере15дружескогосочувствия,взаимоотношений;эстетизацииижанрообразующимиидеализациифакторамичеловеческихвтворчествеИ.И. Козлова выступают ситуации переписки, личного визита, отклика назначимоесобытие,внутренняяпотребностьвисповедальности,портретировании адресата.2.Дневник поэта предстает не только как отражение повседневнойжизни, но и жизни души человека трагической судьбы; анализ дневникапозволяет реконструировать жизнь творческого человека первой трети XIXвека, представить глубокую укоренённость личности И.И.
Козлова врусской почве, его воцерковлённость и особый дар общения, реализованныйв жизни и литературном творчестве.3.Диалогический потенциал поэтического дара И.И. Козлова нашел своевыражение в различных жанрово-тематических модификациях, преждевсего в посланиях, которые трансформировались в жанры оды, сонета,песни, романса, идиллии, баллады, мадригала, притчи, колыбельной ипосвящений,восновепоследних,какправило,лежатпереводыпроизведений западноевропейской поэзии (Т. Тассо, Дж. Байрон, Т. Мур,А.
Шенье).4.Творчество И.И. Козлова как явление литературы занимает срединноеположение между В.А. Жуковским и А.С. Пушкиным; художественнымориентиром в начальном развитии поэтического дара И.И. Козловастановится диалог с В.А. Жуковским, за романтической поэтикой которогоследует Козлов, используя те же образы (челнок, пловец, странник, певецстрастей, море, Провиденье), мотивы сна и видения, двоемирия (здесь – наземле, там – в небесах) и встречи с Богом, памяти и утраченного счастья,дружбы как источника вдохновения, мотив спасения от бездны житейскихневзгод.ДиалогИ.И. Козловаспоэтамипушкинскойплеяды(П.А.
Вяземским, А.А. Дельвигом, В.К. Кюхельбекером, Н.И. Гнедичем,Е.А. Боратынским, П.А. Плетневым, Д.В. Веневитиновым), переписка сА.С. Пушкиным,интересА.С. Пушкинакличностиитворчеству16И.И. Козлова позволяют говорить о непосредственной причастностиИ.И. Козлова к поэтам пушкинского круга; их объединяет не толькопоэтическое и личностное общение и интерес к европейским авторамромантикам, но также единая ценностная парадигма.5.Принцип поэтического диалога И.И. Козлова с современниками носитиндивидуализированный(В.А.
Жуковский,характер:П.А. Плетнев,литературныеА.А. Дельвиг,интересыЗ.Н. Волконская,А.Г. Лаваль, А.Д. Абамелек), философские воззрения (П.Ф. Балк-Полев),религиозныепредставленияА.Н. Муравьев,идуховныеА.Г. Голицына,искания(В.А. Жуковский,Т.С. Вейдемейер),эстетическиепереживания (В.А. Жуковский, Г. Зонтаг, П.Н.
Бартенева, М.А. Потоцкая),эмоциональная вовлеченность (С.Д. Радзивил, Е.Н. Завадовская).Апробациярезультатовисследования.Основныерезультатыисследования нашли отражение в статьях, в том числе в 4 изданиях,рекомендованных ВАК Минобрнауки России, в сборниках научных трудов, ввыступлениях на научных конференциях: Международной научной конференции«Духовно-нравственныйиэстетическийпотенциал русскойклассическойлитературы» (5-6 марта 2013 г., г. Москва, МГОУ), Всероссийской конференции«Национальное достояние России – 2014» (НС «Интеграция», 26-28 марта 2014 г.,п. Непецино, Коломенский район; работа была отмечена дипломом I степени),Всероссийском X Оптинском форуме (15-17 мая 2015 г., Москва – Калуга –Боровск), III международном методологическом семинаре «М.Ю.
Лермонтов:проблемы творчества и эстетической жизни наследия» (28 апреля 2018 г., Москва,МГОУ), III региональной научно-методической конференции «Образование в XXIвеке: традиции и новаторство» (30 апреля 2018 г. Москва, МГОУ). Основныетеоретические положения обсуждались на заседаниях аспирантского семинаракафедры русской классической литературы МГОУ (2013–2017) под руководствомдоктора филологических наук, профессора В.Н. Аношкиной и на Ежегоднойнаучно-практической конференции аспирантов и преподавателей факультетарусской филологии МГОУ (2013, 2014, 2015, 2016 г. Москва, МГОУ).17Теоретическая и практическая значимость диссертации связана снедостаточной изученностью роли диалога в художественном мире И.И. Козлова,личность которого повлияла на определение духовно-религиозного векторарусской литературы и культуры первой трети XIX века.
Значение исследованияопределяется тем, что положения диссертации позволяют в большой степенираскрыть особенности личного и творческого общения поэта с современниками.Результаты, которые были получены в ходе научного исследования, даютвозможность внести дополнения в курс истории русской литературы XIX века,могут быть использованы в процессе подготовки курсовых и дипломных работ,при разработке спецкурсов и спецсеминаров для студентов, изучающих историколитературные дисциплины, на внеурочных учебных занятиях в средней школе вклассах с гуманитарным уклоном.Структура работы обусловлена исследовательскими целями и задачами.Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка литературы –200 пунктов.18Глава 1.
Модель идеальных человеческих отношений в дневнике И.И. Козлова идуховное становление личности поэтаЖанр дневника в русской культуре XIX века играл роль исключительную. Идело не только в моде на «ведение дневника», которая пришла в Россию изевропейских стран в конце XVIII века, сколько в очень удобной и свободной длякаждого автора форме: в дневнике можно описать всё, о чём думаешь, мечтаешь,переживаешь. Для одних дневник служил формой передачи мыслей и чувств, длядругих – изложением общественных и политических взглядов. О.Г.
Егоровотмечает, что в рамках «жанровой специфики лучшие дневники были созданы неклассиками, а писателями второго и третьего ряда»64. Так, например, профессорПетербургского университета, цензор А.В. Никитенко, не являясь писателем вобщепринятом смысле этого слова, стал известен в литературных кругах именнокак автор «Дневника».Будучи человеком открытым, способным изливать друзьям свои душевныепереживания, взыскующим светской жизни с ее эстетикой, И.И.
Козлов вряд лиможет быть соотнесен с интровертом. Обстоятельства, заставившие его вестидневник,связаны,вероятно,снедостаткомобщенияиосознаваемойнеобходимостью не терять связи с миром, дисциплинированием ума в условияхизолированности от общества, когда постигшее несчастье изменило привычнуюжизнь И.И. Козлова.Дневник И.И. Козлова является уникальным памятником первой половиныXIX века, в котором нашла отражение культурная жизнь того времени. Настраницах дневника поэта возникают фигуры таких известных деятелей культуры,как братья Александр и Николай Тургеневы, В.А.
Жуковский, А.С. Пушкин,А.А. Дельвиг, А.Н. Муравьев; поэты, музыканты, духовные лица, хозяйкилитературных салонов представлены в своей живой культурной жизни; вдневнике воспроизведена и рефлексия поэта от удаленного общения с Царской64Егоров О.Г. Дневники русских писателей XIX века: Исследование / О.Г. Егоров. М.: Флинта: Наука, 2002. С. 4.19Семьей, митрополитом Филаретом, показано его восприятие окружающегообщества; немалое место отведено фактам повседневной жизни И.И.
Козлова вкругу семьи, что позволяет – в целом – реконструировать семейныевзаимоотношения того времени, и – в частности – значение семейного общения наличность поэта.Дневник, как жанр романтический, носил характер исключительнойискренности и исповедальности, отражал важность фиксирования ежеминутныхдвижений души и мыслей писателей.
Следует заметить, что в литературоведениион редко воспринимался как самостоятельное произведение, в основном, как одиниз основных источников биографических данных. Наличие дневника даваловозможность получить самые достоверные сведения о жизни писателя, егомыслях и поступках. В своем дневнике человек излагает «наготу» реальнойжизни, с документальной точностью передает происходящие с ним события,фиксирует факты встреч и свое непосредственное впечатление от них.