Диссертация (История развития еврейской филологической мысли в X–XI вв)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "История развития еврейской филологической мысли в X–XI вв". PDF-файл из архива "История развития еврейской филологической мысли в X–XI вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Государственное образовательное учреждение высшего образованияМосковской области Московский государственный областной университетНа правах рукописиБудман Юлия ДмитриевнаИстория развития еврейской филологической мысли в X–XI вв.Специальность 10.02.19 –Теория языкаДиссертация на соискание ученой степени кандидатафилологических наукНаучный руководитель:доктор филологических наук, профессорХухуни Георгий ТеймуразовичМытищи – 2020ОглавлениеВведение …………………………………………………………………….....4Глава 1.
История изучения еврейской филологической мысли …………….141.1Отечественная гебраистика …………………………………...........141.2Зарубежная гебраистика …………………………………………….161.2.1 Публикации средневековых источников …………………...161.2.2 Вильгельм Бахер …………………………………………......191.2.3 Самуэль Познанский …………………..……………………201.2.4 Хартвиг Хиршфилд ………………..………………………...261.2.5Исследования второй четверти XX в. – начала XXI в. ….27Выводы по главе …………………………………………………….34Глава 2. Этапы формирования еврейской филологической мысли ………...362.1Дограмматический период ………………………………………….392.2Становление грамматики как научной дисциплины ………….......532.2.1 Деятельность Саадии Гаона и караимов …………………...532.2.2 Словарь Менахема ибн Сарука и полемика вокруг него…..59Выводы по главе …………………………………………………….631.32.3Глава 3.
Философские проблемы языкознания в еврейскойфилологической мысли ………………………………………………………..653.1Древняя Индия. Установитель имен ……………………………….653.2Древняя Греция. Фюсис и номос …………………………………...683.3Взгляды еврейских грамматиков на происхождение языка вконтексте ближневосточной полемики по данному вопросу …….753.3.1 Сирийская лингвистическая традиция ……………………..753.3.2 Арабская лингвистическая традиция ……………………….773.3.3 Еврейская лингвистическая традиция ……………………...823.3.3.1 Дограмматический период ………………………...823.3.3.2 Взгляды Саадии Гаона ……………………………..8933.3.3.3 Взгляды других еврейских грамматиков ……..…... 1003.4Выводы по главе …………………………………………………….. 106Глава 4. Становление морфологии …………………………………..……….. 1084.1Сирийская лингвистическая традиция и еврейская масора ……… 1094.2Арабская лингвистическая традиция ……………………………… 1144.3Еврейская лингвистическая традиция ……………………………... 1164.4Выводы по главе ……………………………………………………..
125Заключение ……………………………………………………………………. 127Словарь терминов ……………………………………………………………...129Список литературы ……………………………………………………………. 131Приложение 1 ………………………………………………………………….. 149ВведениеДанная диссертация посвящена исследованию истории развития еврейскойфилологической мысли в X–XI вв. н.э.
Потребность в описании языка появляетсяв еврейском обществе на территории Палестины и на юге Месопотамии (землях,традиционно называемых в еврейских источниках Вавилонией) в середине V в.н.э. До начала X в. исследование иврита было неразрывно связано с чтением,переписыванием и толкованием священных текстов. 902 г. н.э., когда СаадиейГаоном был составлен первый толковый словарь, можно считать годомстановления грамматики в качестве самостоятельной научной дисциплины.Еврейская лингвистическая традиция начала складываться раньше, чем другиеближневосточные традиции – сирийская и арабская, однако в отличие от них онапрактически не изучена в российской науке.Актуальность выбранной нами темы обусловлена в первую очередьнедостаточнойстепеньюразработанностиданнойнаучнойпроблемывотечественном языкознании и семитологии. Результаты исследования другихсредневековых восточных традиций, таких как арабская, персидская, тюркская,нашли отражение в преподавании дисциплины «История лингвистическихучений» в высшей школе и в научной литературе.
Тогда как обзор еврейскойграмматической традиции не включен ни в один известный нам учебник поистории науки о языке. Мы считаем необходимым восполнить этот пробел вотечественной языковедческой историографии.Степень разработанности темы. На рубеже XIX–XX вв. исследованиеграмматической традиции филологов-раббанитов проводилось профессоромПавлом Константиновичем Коковцовым [Коковцов, Электронный ресурс].
Запрошедшие сто лет его работа не была продолжена в отечественной семитологии.Исключение составляет только краткий доклад Александры Юрьевны Айхенвальдна тему: «Проблемы фонологии и морфологии в представлении еврейскихграмматиков (на материале IX–X вв.)» [Айхенвальд, 1988], представленный в51988 г. Однако данное исследование опиралось на небольшое количествоисточников (работы Коковцова, Зислина, Вильгельма Бахера и Нехемии Аллони)и не получило дальнейшего развития. Во второй половине прошлого векасемитолог-гебраист Меир Натанович Зислин опубликовал ряд работ по историикараимской лингвистической традиции XI–XIII вв. [ИВР РАН (Санкт-Петербург),Электронныйресурс],однакотрудыграмматиков-раббанитовимнерассматривались.В то же время история средневековой еврейской филологии представляетнесомненный интерес для отечественной науки и, на наш взгляд, заслуживаетотдельного и подробного изучения.С начала XX в. зарубежными лингвистами был накоплен огромныйфактический материал по истории развития еврейской филологической мысли,который требует детального анализа и осмысления.
Были подняты проблемы, ненашедшие на сегодняшний день решения, и намечены перспективы дальнейшегоисследования данной сфере.Методологической и теоретической базой исследования послужилинаработки и идеи таких ведущих ученых в области истории языкознания, какпрофессор Илан Эльдар [Eldar, 2014; Eldar, 2016], профессор Аарон Маман[Maman, 2004; Manan, 2005], профессор Нехемия Аллони [Allony, 1969],профессор Аарон Дотан (Израиль) [Dotan, 1997; Dotan, 2005], профессор АнхельСаэнс-Бадильос (Испания) [Sáenz-Badillos, 1986; Sáenz-Badillos, 2003].
Нами былиизучены работы первооткрывателей данной темы: профессора Коковцова (Россия)[Коковцов, 1932], Вильгельма Бахера (Австрия) [Bacher, 1895], СамуэляПознанского (Польша) [Poznansky, 1895; Poznansky, 1926], Хартвига Хиршфилда(Великобритания) [Hirschefield, 1926], Соломона Скосса (США) [Skoss, 1955;Skoss, 1957], а также монографии по истории еврейской филологии таких ученых,как Давид Елин [Yelin, 1945] и Ехезкель Кучер (Израиль) [Kutcher, 1970] ипубликации, посвященные трудам отдельных грамматиков. Была исследованаполемика между Эстер Гольденберг и Нехемией Аллони по вопросу структуры6словаря Саадии Гаона [Goldenberg, 1973; Goldenberg, 1978].
А также полемика,ведущаяся в научных кругах по вопросу авторства трактата «Ответы СаадииГаону». В рамках нашего исследования проводилась дискуссия с профессоромАароном Дотаном по вопросу философии языка в грамматическом сочиненииСаадии Гаона «Книга о чистоте языка евреев» и с профессором Анхелем СаэнсБадильосом по вопросу терминологии в словаре Менахема ибн Сарука.Объектом исследования является еврейская лингвистическая традиция X–XI вв.Предмет исследования составляют философские концепции средневековыхеврейских грамматиков, теории корня в средневековой еврейской филологии итерминологический аппарат морфологии.Выбор хронологических рамок исследования обусловлен тем, что периодX – начала XI в.
– это эпоха становления грамматики как самостоятельнойнаучной дисциплины и ее расцвета. Грамматические теории (в частности «теорияминимального корня»), существовавшие в данный период, сравнительно малоизучены как в отечественной, так и в зарубежной науке, а потому представляютособый интерес для анализа.Цель настоящей диссертации – представить описание развития еврейскойфилологической мысли в X–XI вв.В рамках исследования решаются следующие научные задачи:1.
Показать основные этапы формирования еврейской лингвистическойтрадиции;2. Обозначитьавторов,внесшихвкладвразвитиееврейскойфилологической мысли и дать характеристику их научным достижениям;3. Изучить взгляды еврейских грамматиков на проблему онтологии языка;4. Обосновать роль греческого влияния на философские концепции СаадииГаона;75. Проследить становление такого раздела грамматики, как морфология веврейском языкознании в контексте Ближневосточных лингвистическихтрадиций.В качестве гипотезы исследования мы выдвигаем предположение о том,что еврейская лингвистическая мысль является самостоятельной и значительноотличается как от арабской, так и от сирийской грамматической традиции, хотя ииспытала на себе некоторое влияние достижений арабских ученых.При написании данной диссертации применялись следующая совокупностьнаучных методов: описательный метод, с целью установления фактов ивключения их в рамки исследования, метод сравнительного анализа (присопоставлении теорий разных авторов), метод количественного анализа (прианализечастотностиупотреблениятогоилииноготерминавтрудахграмматиков).Эмпирической базой исследования послужили оригиналы средневековыхсловарей и грамматических сочинений, общим объемом 9661 страница:1.
Вавилонский Талмуд (середина V в. н.э.), объемом 5310 страниц;2. Анонимное мистическое сочинение “Sefer Yetzira” («Книга творения»,ок. VI в.), объемом 110 страниц;3. Экзегетическое сочинение мидраш Берешит Рабба (толкование на книгуБытия, V–VI вв.), объемом 196 страниц;4. Аарон Бен-Ашер “Sefer diqduqe a-teamim” («Указание о знакахкантиляции», Палестина, начало X в.) в двух редакциях: изданиеЗелигмана Баэра (Лейпциг, 1897 г.), объемом 77 страниц, и изданиеАарона Дотана (Иерусалим, 1962 г.), объемом 143 страницы;5.
Саадия Гаон словарь для поэтов “Egron” (Северная Африка, перваяполовина X в.), изданный под редакцией Нехемии Аллони в 1969 г.(Иерусалим), объемом 295 страниц;86. Саадия Гаон грамматика “Kutub al-luga” («Книга о чистоте языкаевреев», Северная Африка, первая половина X в.), изданная подредакцией Аарона Дотана в 1997 г. (Иерусалим), объемом 277 страниц;7. Саадия Гаон толкование на книгу Бытия (Северная Африка, перваяполовина X в.), изданное под редакцией Моше Цукера в 1983 г. (НьюЙорк), объемом 456 страниц;8.