Диссертация (Визуальный символ в культурном пространстве (на примере трудов Аби Варбурга)), страница 9

PDF-файл Диссертация (Визуальный символ в культурном пространстве (на примере трудов Аби Варбурга)), страница 9 Философия (58585): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Визуальный символ в культурном пространстве (на примере трудов Аби Варбурга)) - PDF, страница 9 (58585) - СтудИзба2020-05-15СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Визуальный символ в культурном пространстве (на примере трудов Аби Варбурга)". PDF-файл из архива "Визуальный символ в культурном пространстве (на примере трудов Аби Варбурга)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГЛУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГЛУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 9 страницы из PDF

Избранное. Опыт о человеке. С. 466.Roeck B. Psychohistorie im Zeichen Saturns. Aby Warburgs Denksystem und die moderneKunstgeschichte. S. 246.46Warburg A. Italienische Kunst und internationale Astrologie im Palazzo Schifanoja zu Ferrara //Gesammelte Schriften. Bd. I, 2. Die Erneuerung der heidnischen Antike. Beiträge zur Geschichte dereuropäischen Renaissance. Berlin: Akademie Verlag Berlin, 1998. S. 479. Также см.: Villhauer B.Aby Warburgs Theorie der Kultur: Detail und Sinnhorizont. Berlin: Akad.-Verlag, 2002.

S. 112.47Warburg A. Frammenti sull’espressione: grundlegende Bruchstücke zu einer pragmatischenAusdruckskunde. Müller S.(Hg). Pisa: Ed. della Normale, 2011. Aphorismus 332. S.116.4540разностороннего совершенствования общества благодаря свободному выборучеловека, то есть мужеству пользоваться собственным умом48.Кант рассматривал Просвещение как процесс борьбы и преодолениявнутренней умственной несвободы через самосовершенствование, а Варбургтрактовал его скорее как умение выстраивать пространство между «я» иокружающим миром, обособляя его от других объектов.

Однако он избегалкрайностей одностороннего понимания в просветительском рационализме, он неоставлял недооцененной таящуюся в нем опасность ограниченности и осознавалограниченные возможности человеческого разума. Он признавал право насуществование мифологического мышления, магии, культовых практик имистерий и восхищался их адаптацией в художественном стиле, но, с другойстороны, он также осознавал опасность в их иррациональном начале, поддавшиськоторомучеловекутрачиваетментальнуюдистанцию—«пространстворефлексии».Такимчеловеческогообразом,Просвещение,разумапосредствомсогласноВарбургу,трансформациииестьспасениерационализациимифологического сознания (а не полный отказ и отрицание его) в процессесоздания и созерцания визуальных художественных образов — Versuch derEntdämonisierung — «попытка изгнания демонов»49.С эстетикой у Аби Варбурга связан другой важный философский аспектпонимания символа.

Варбург находился под влиянием идей Фридриха ТеодораФишера (1807–1887) — философа, критика и писателя, профессора эстетики инемецкой литературы, знаменитого своим трудами «Символ» и «Эстетика илинаука прекрасного» и концепцией эстетического вчувствования, или эмпатии.

Оба48Кант И. «Ответ на вопрос: что такое Просвещение». Собр.соч. в 8 тт. М.: Чоро, 1994. Т. 8. С.29-3749Warburg A. Gesammelte Schriften. Bd. II, 1. Studienausgabe: Der Bilderatlas MNEMOSYNE.Berlin: Akademie Verlag Berlin, 2000. S. 5.41ученых рассуждают о роли символа как соединяющей силы, связующей образ исодержание50.Далее представляется продуктивным выявление сходства и различийпонятия символа у Варбурга и Фишера, проведение сравнительного анализа ихтеорий и терминологии, а также определение основных положений теориисимвола, которые со временем стали универсальными в сфере науки о культуре.Будучи последовательным гегельянцем и оставаясь в рамках его идей,Фишер развил эстетику Г.В.Ф.

Гегеля в отношении искусства, в то время какпоследний ограничил понятие символа, локализовав его до «несоразмерности», —в немецком оригинале Unangemessenheit51. Слово переведено как «частичноенесовпадение между образом и смыслом»52 и обозначает несоответствие междуобразом и стоящим за ним спектром значения.

Гегель использовал понятие тольков связи с искусством Древнего Востока, которое лишено классической ясностиантичного искусства. Он предложил собственную эстетическую концепцию, вкоторойискусствовыполнялозадачуизображенияабсолютнойидеи,объективируя ее. Искусство представлено в трех глобальных эпохах становления:символической стадии, характерной для праискусства, тесно переплетенного смифологией, а также классической и романтической стадиях.

Для Гегеля символесть «некоторое созерцание, собственная определенность которого по своейсущности и понятию является более или менее тем самым содержанием, котороеоно как символ выражает; напротив, когда речь идет о знаке как таковом, тособственное содержание созерцания и то, коего оно является знаком, не имеютмежду собой ничего общего»53.Фишер, в свою очередь, говорит о символе в более широком смысле слова.Само понятие «символ» он определяет следующим образом: «Символ — только50Brosius C.

Kunst als Denkraum: zum Bildungsbegriff von Aby Warburg. Pfaffenweiler: CentaurusVerl.-Ges.,1997. S. 35-36.51Bausinger H. Die Dinge der Macht // Hartmann A. (Hg.). Die Macht der Dinge. SymbolischeKommunikation und kulturelles Handeln. Berlin: Waxmann, 2011. S. 28.52Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4-х т. М.: Искусство. Т. 2. 1969.

C. 87.53Гегель Г.В.Ф. Философия духа // Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3-х т. Т.3. М., 1956. C. 265-266.42внешняя связь между образом и содержанием в моменте сравнения»54, где подобразом понимается чувственно-воспринимаемый объект, а под содержанием —предписываемые ему свойства и характеристики.Помимо изначально заложенной в определении связи между образом исодержанием Фишер вводит триадную структуру возможных связей между этимипонятиями, то есть в определенной мере он следует эволюционистскому подходу,выделяя три ступени в процессе становления символа как этапы в историиразвития человечества, на каждом из которых смысл и значение в символесвязываются в разном соотношении и доминантности.

Во многом Фишер исходитиз высказывания Гегеля о том, что в символе есть определенное несоответствие,несоразмерность, поскольку одному образу, самому по себе многозначному,приписываетсяоднозначныйсмыслиотношение.Фишерговоритодвойственности, биполярности символа, о его «темной, несвободной» и «светлой,свободной силе», что родственно размышлениям Варбурга о биполярности формпафоса55.Самую раннюю стадию развития символизма Фишер характеризует какрелигиозную, «темную» и «несвободную» форму проявления связи образа исодержания56. Религиозным сознанием эта связь мысленно воспринимается как«темное предчувствие», то есть осознается столь слабо, что это приводит не ксравнению, отделению образа и содержания, но к принятию одного за другое. Наэтом этапе развития человечество еще не проводит четкого различия междузначением символа, его сущностным смыслом и изображением — формой, егопредставляющей, поскольку значение символа происходит чаще всего из областисвященного, а связь человека с образом-изображением остается преобладающей,и в результате этой зависимости человек подменяет значение символа, смысловоенаполнение его образом, формой его выражения, которое он еще не может ясноопределить и отделить от содержания, и таким образом осуществляет с ним54Vischer F.

Das Symbol // Vischer F. Kritische Gänge, München, 1922, IV. S. 420.Brosius C. Kunst als Denkraum: zum Bildungsbegriff von Aby Warburg. S. 36.56Vischer F. Das Symbol. S. 424.5543настоящие культовые действия. Так, например, образ быка становится символомпервородной силы именно в момент сравнения быка с такими качествами, какмощь и способность к размножению, однако как только на место сравнениязаступает подмена, бык перестает обозначать силу, но равнопоставляется ей.В поздней, рациональной форме развития символа «темное» значение образаполностью отходит на задний план, и важность его совершенно утрачивается,благодаря чему появляется возможность провести границу между изображением изначением символа.

Таким образом, символ уже не обладает магической силой, ноон уже поддающийся описанию «знак-аллегория» — «светлая» рациональнаяформа символа, в котором ясно обрисован смысл, содержание может бытьсформулировано в идее, мысли, то есть в форме отвлеченного обобщения,понятийно отделенного от выражающей его внешней формы. Так, сюжетыантичных мифов понимаются уже не как события с реально существующимиперсонажами, имевшими место в истории, но аллегорически — как «внутренняяобщечеловеческаяправда»57,подхваченнаясилойвоображенияиперсонифицированная в образах мифологических героев.И, наконец, выделяется срединная, промежуточная ступень в существованиисимволов, «эстетическая», по выражению Фишера, и названная им der leihendeAkt58, своего рода акт займа, момент, в котором человек непроизвольно «дает вдолг», ссужает неодушевленному предмету свою душу и ее настроения59,отказываясь на время этого акта от логических рациональных установок, именномомент «одушевления», эстетического созерцания для него наиболее важен.Эстетическая ступень символического развития стоит между магической илогической, следовательно, обладает признаками и чертами обеих, несмотря на точто наблюдатель не верит больше (в религиозном смысле) в магическую природусимвола, на подсознательном уровне он по-прежнему пронизан его магической«аурой».57Vischer F.

Ibid. S. 428.Ibid. S. 429.59Ibid. S. 432.5844Таким образом, сознанию магическому противопоставляется свободноесамосознание, для которого мифическое не является реальной «объективнойистиной», однако может быть «символической истиной — эстетическойкатегорией, возникающей посредством Einfühlung — «вчувствования». То есть и вмифологической (религиозной) ступени развития символа, и в эстетическойостается фактическая привязка последнего к изображению. Однако если всознании мифологическом эта привязка постоянна и настолько сильна, что оно нев состоянии разделить образ и значение, что вынуждает человека реагировать насам образ через религиозные культовые действия, то в эстетической стадиичеловек, обладая знанием о неодушевленности образа, наделяет его жизньютолько в минуты эстетического созерцания, и даже будучи полностьюэмоционально захваченным, сохраняет осознанность, не переходя от созерцания кдействиям: ментальная деятельность души преобладает над деятельностьюфизической.Обращаяськпоэзии,Фишерпримеромосознанногоэстетическогонаблюдения называет риторические приемы, то есть метафоры в описанииприродныхфеноменов—восхождениясолнца,раскатовгромаиихассоциативной связи.

То есть Фишера интересует субъективно воспринятоесходство проявлений живой природы и человека60. Однако ни автор, ни читателине испытывают иллюзий относительно неодушевленного характера описываемыхявлений,несмотрянаиспытываемыеимидушевноесопереживаниеивдохновение, по выражению Фишера, выполняя основной акт эстетическогосамосознания, или, иначе, процесс вчувствования61.Аби Варбург еще студентом изучал труды Фишера62, разделяя его психологоантропологические взгляды, идею полярности и равновесия между рациональными иррациональным мышлением, три разновидности символа, третья из которых60Vischer F.

Das Symbol. S. 432-433.Ibid. S. 437-452.62См.заметки Варбурга о Фишере в дневниковых записях: Warburg A. Frammenti sull’espressione:grundlegende Bruchstücke zu einer pragmatischen Ausdruckskunde. S. 42-43.6145проистекает из двух остальных, объединяя на новом уровне их полярные черты исоответствующие им формы самосознания, а также концепцию эстетическоговчувствования, подчеркивающую непосредственный характер познания символов,и психологические аспекты такого познания. Для Варбурга символом являлосьпромежуточное звено между художественным и рациональным образом.Благодаря художественному наблюдению символ как художественный образоживает и проживается за счет одушевляющей способности наблюдателя63.Например, известное и труднопереводимое выражение Варбурга das bewegteBeiwerk—«подвижныйэлемент»,развевающиесяодежды,волосыунимфоподобных женских фигур, нимф на ренессансных живописных полотнах,является при художественном наблюдении движением, при научном женаблюдении он трактуется как знак, обозначающий движение, но им самим неявляющийся.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5232
Авторов
на СтудИзбе
423
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее