Диссертация (Визуальный символ в культурном пространстве (на примере трудов Аби Варбурга)), страница 8

PDF-файл Диссертация (Визуальный символ в культурном пространстве (на примере трудов Аби Варбурга)), страница 8 Философия (58585): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Визуальный символ в культурном пространстве (на примере трудов Аби Варбурга)) - PDF, страница 8 (58585) - СтудИзба2020-05-15СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Визуальный символ в культурном пространстве (на примере трудов Аби Варбурга)". PDF-файл из архива "Визуальный символ в культурном пространстве (на примере трудов Аби Варбурга)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГЛУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГЛУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 8 страницы из PDF

Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1983. S.17535соединения чувственной и разумной сферы в мифе, языке, технике, науке иискусстве.Мифыиматематическиеформулы,согласнотеорииКассирера,представляют собой различные символические формы, посредством которыхчеловечество видит и формирует мир: «Основополагающие понятия каждойнауки, средства, которыми она ставит вопросы и формулирует выводы, предстаютуже не пассивными отражениями данного бытия, а в виде созданных самимчеловеком интеллектуальных символов.

Раньше всех и наиболее остро осозналосимволический характер своих фундаментальных средств физико-математическоепознание»34. Таким образом, формулировка символа включает в себя какмифологический символ, так и его противоположный полюс, выраженный вматематическом языке знаков.Следует заметить, что Кассирер сыграл немалую роль в пониманииВарбургом мифологического мышления.

Известно, что он послал Варбургу, когдатот находился на лечении в клинике, свое сочинение «Понятийная форма вмифологическом мышлении». Взаимодействие Кассирера и Варбурга обращает насебя внимание обоюдным взаимовлиянием. Впрочем, переоценивать влияниеидей и круга людей, сформировавшегося вокруг библиотеки Варбурга, на Э.Кассирера не стоит, поскольку к моменту их знакомства философские взглядыпоследнегоужемифологическогооформились,сознаниядляоднакодискуссияхудожественнойозначимостивыразительноймифа,функцииоказалась для Кассирера крайне важной35.Кассирер утверждает, что «астрология — один из самых грандиозных опытовсистематически-конструктивногомиросозерцания,накоторыекогда-либоотваживался человеческий дух»36, подтверждая свою мысль о том, что этот тип34Кассирер Э.

Философия символических форм. Том 1. Язык. М.; СПб.: Университетская книга,2001. C. 12.35Habermas J. Die befreiende Kraft der symbolischen Formgebung. Ernst Cassirers humanistischesErbe und die Bibliothek Warburg // Kemp W. (Hg.). Vorträge aus dem Warburg-Haus, Bd.I. Berlin:Akademie-Verlag, 1997.

S. 14.36Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика,
1998. C. 212.36мышления требовал сознательного выбора и усилия, определяющего свободумифологического сознания и ориентации человека как отдельного индивидуума впространстве, а мифологическое мировосприятие рождается в ближайшемчувственном пространстве человека, постпенно расширяя его37. Обращаясь кКанту, он доказывает, что мифологическое мышление обладает совершенноопределенной,конкретно-пространственнойструктуройдлявыстраивания«ориентации» в мире и что истоки ориентации восходят к «чувственноощущаемому различию», различию «правой и левой руки», направлений и частейсвета, и лишь затем образное восприятие переходит в область логическихабстракций и «чистого разума»: «Если рассмотреть своеобразие мифологическогопространства,сопоставивегососвоеобразиемчувственносозерцаемогопространства и математического «мысленного пространства», то можно будетпроследить это развитие ориентации вплоть до еще более глубокого духовногопласта:можнобудетчеткоопределитьтуточкуперехода,гдепротивопоставление, само по себе полностью коренящееся в мифологическирелигиозном чувстве, начинает формироваться, принимая «объективную» форму,благодаря которой весь процесс объективации, наглядно-предметного освоения итолкования мира чувственных впечатлений получает новое направление»38.

Кантпротивопоставляетинтуитивному,исимволическоемышлениепознание,интеллектуальное,восходящееоснованноекмышлениюнарациоипонятийном мышлении, знак, свойственный рациональному понятию, может бытьлишен собственного наполнения, быть пустым39.37Кассирер Э. Философия Символических Форм. Том 2. Мифологическое мышление. М.; СПб.:Университетская книга, 2001.

C. 105.38Там же. С. 108.39См. подробнее о Канте в контексте немецкой классической эстетики: Басин Е.Я. Искусство икоммуникация: Очерки из истории философско-эстетической мысли. М.: Московскийобщественный научный фонд; ООО «Издательский центр научных и учебных программ», 1999.240 с. [Электронный ресурс] URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Bas/08.php37Удивительнымобразомклассическаяфилософиякорреспондируетспрактическими современными исследованиями американских антропологов40.Исследования показывают на примерах языков и обычаев «примитивных»народов, что ориентация в пространстве, как ментальная, так и физическая,зависит напрямую от уровня развития мифологического сознания и появленияабстрактных категорий мышления.

По всей видимости, чем более развиты этикатегории, тем более выражены ориентация и обособление себя как независимогосубъекта, находящие отражение в языке. Заметим, что современные европейскиеязыковые системы наиболее «эгоцентричны», поскольку позади та ступень, когдаформируется мифологическое мировосприятие. Л. Леви-Брюль говорит оневерности подмены мышления мифологического, или «пралогического»,ориентированногоисключительнонамагическиепричины,напонятиеалогического, лишая его, таким образом, способности к суждению. Такиепралогические мыслительные парадигмы встречаются не только у первобытныхлюдей — обе эти структуры как совокупность способов познания и объясненияокружающего мира сосуществуют как в коллективном, так и в индивидуальномсознании в современном обществе41.Для Варбурга человек — это тоже animal symbolicum, существо,формирующее и преобразующее культуру в мыслительной деятельности, впроцессе символизации42. У Кассирера встречаются искусство, религия и миф,40См.

подробнее: Кэмерон К. Пять языков, которые могут изменить наш взгляд на мир.[Электронный ресурс] URL: http://inosmi.ru/world/20150312/226810468.html (дата обращения28.03.2015); Everett D.L. Cultural constraints on grammar and cognition in Pirahã: Another look atthe design features of human language //Current Anthropology, Vol. 46, №4, 2005, p. 621-646.Так, например, примечательно, что у некоторых австралийских племен (аборигены племенигуугу йимитир) ориентация относительно самого себя, так называемые «эгоцентрическиекоординаты», как в речи, так и в жестах совершенно лишены какого-либо смысла: любоеописание исходит из расположения сторон света, а не от говорящего, который не обособляетеще себя от окружающего мира.

Нечто подобное наблюдается у индейцев пираха, с трудомоперирующих личными местоимениями, при этом их мировоззрение характеризуетсячрезвычайно ограниченным числом ритуалов и религиозных представлений, мир магии и духовприсутствует, но вне мифологических представлений, нет космогонического мифа и т.д.41Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994.С. 7.42Warburg A.

Schlangenritual: ein Reisebericht. Berlin: Wagenbach, 2011. S. 31-32.38объединяясь в культурную реальность. Символ соединяет в себе эти начала иопределяет всю последующую символизирующую деятельность. Символ берет насебя роль посредника между телесным и духовным началами, отвечая за созданиедистанции как неотъемлемой культурной функции.

По Варбургу, религия,искусство и наука суть три краеугольных камня цивилизации43: религия,благодаря мифу, соединяет физическое и духовное начало в человеке, приближаяплотскую,материальнуюкомпонентукдуховной,наука—напротив,овеществляет духовную, психическую составляющую, а искусство, находясь вцентре этих двух полюсов, выполняет роль медиатора, поддерживая баланс междуними и между фантазией и логикой. И хотя Варбург не слишком систематичен вэтом отношении, он, судя по всему, считает, что «примитивная» эпоха магиисменяется эпохой мифа, когда силы природы рассматриваются абстрактно исимволизируютбожества.Символическаяфазастановитсявтороймифологической стадией развития.

Ритуал разрабатывается и выражается в танце,одеяниях и масках и других элементах, сопровождающихся символическимиизображениями, например, орнаментике или наскальной живописи. Такимобразом, посредством ритуала искусство начинает заявлять о самом себе, даже вподчинительной роли.Однако в современном мире естественные силы природы утратили своюантропоморфную или биоморфную сущность, подчинившись человеку, атехногенная культура уничтожает то, чего естественные науки, порожденныемифом,достигли,«пространствомпоклоненияитоестьрефлексии».рефлексии,пространствоВозможностьизначальнопоклонения,смененноесуществованиявыраженныхмифами,затемпространстваритуалами,изображениями и, в конце концов, наукой, находится под угрозой.

Кассирерпишет: «В сравнении с нашим сегодняшним богатством прошлое можетпоказаться весьма бедным. Но богатство фактов — еще не богатство мыслей. Ненайдя ариадниной нити, ведущей нас из этого лабиринта, мы не сможем понять43Krech V. Wissenschaft und Religion: Studien zur Geschichte der Religionsforschung inDeutschland 1871 bis 1933. Tübingen: Mohr Siebeck, 2002. S. 80.39общие черты человеческой культуры; мы потеряемся в массе бессвязных иразрозненныхданных,лишенныхконцептуальногоединства»44.Научно-технический прогресс, согласно Варбургу, представляет собой две стороны одноймедали: он может угрожать культуре и цивилизации, а может быть обращен им воблаго45.

То же относится и к современному искусству, как и к искусству любойэпохи, — оно может создать и расширять «пространство рефлексии», а можетрегрессивно направлять к тем архаическим путам магии, от которых человечествоизбавилось через символические ритуалы, манифестировавшие зарождениеискусства.Варбургианская концепция символа в пространстве визуальной культурыкорреспондирует с просветительской кантианской парадигмой. Через всетворчество Варбурга проходит идея просвещения как идея практическимессианская,воспринимаемаякакдолгкаждогокультурногочеловека,сохраняющего дистанцию между собой и окружающим миром и ориентацию впространстве, ставшая опасением, что «добрые европейцы» окончательнопроиграют битву за просвещение46.Другая идея, ставшая лейтмотивом в его работах, — роль искусства ввыживании культуры. Искусство для Варбурга занимает совершенно особеннуюпозицию в познании мира, в организующей деятельности духа — «приобретениечувства дистанции между объектом и субъектом» является «задачей образования»и «критерием прогресса человечества»47.Просвещение рассматривается как концепция, цель которой состоит вобращении к человеческому разуму для реализации социального прогресса и44Кассирер Э.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5209
Авторов
на СтудИзбе
430
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее