Диссертация (Визуальный символ в культурном пространстве (на примере трудов Аби Варбурга))
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Визуальный символ в культурном пространстве (на примере трудов Аби Варбурга)". PDF-файл из архива "Визуальный символ в культурном пространстве (на примере трудов Аби Варбурга)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГЛУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГЛУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего образования«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»(ФГБОУ ВО МГЛУ)На правах рукописиПерцова Варвара ПетровнаВИЗУАЛЬНЫЙ СИМВОЛ В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ(НА ПРИМЕРЕ ТРУДОВ АБИ ВАРБУРГА)Специальность 24.00.01 — Теория и история культуры(философские науки)Диссертация на соискание ученой степеникандидата философских наукНаучный руководитель:кандидат культурологии, доцентПолетаева Марина АндреевнаМосква — 2019ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ......................................................................................................................3ГлаваI.СИМВОЛИОБРАЗКАКФОРМЫМАНИФЕСТАЦИИКУЛЬТУРЫ271.1. ОсмыслениесимволакакфилософскогопонятиявтрудахАбиВарбурга....................................................................................................................................271.2.
Образкакфилософскоепонятиеифеноменвизуальноговпространствекультуры....................................................................................................511.3.Генезисвизуальныхобразаисимвола:от«подвижногоэлемента»к«формулепафоса»................................................................................................................88ГлаваII.«ПРОСТРАНСТВОРЕФЛЕКСИИ»ВТРУДАХАБИВАРБУРГА1182.1.Cимволическиепраформы«пространстварефлексии»:истокивизуальногосимволавтрудахАбиВарбурга....................................................1182.2.Атлас«Мнемозина»каквизуальныйметанарративобразносимволическогосодержаниякультуры................................................................1432.3.СимволвтрудахАбиВарбурга:структурно-семиотическийанализ«формулыпафоса»...............................................................................................165ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................195СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ........................................................................................199ПРИЛОЖЕНИЕ.........................................................................................................2212ВВЕДЕНИЕАктуальность темы диссертации обусловлена новыми возможностями визучении современной визуальной культуры, которые открываются в осмысленииидей немецкого историка искусства Аби М.
Варбурга с культурфилософскихпозиций. Варбург зафиксировал изменения и процессы в культуре, которыевпоследствии были обозначены как визуальный поворот, и во многомпредвосхитил принципы современных визуальных исследований, а предложеннаяиминтерпретацияобразно-символическогосодержаниякультурыизакономерности ее развития применима к анализу явлений современнойкультуры.Аби Варбург (1866–1926) — один из интереснейших исследователейкультуры и искусствоведов ХХ века, основоположник иконологического метода,однако его идеи были не востребованы несколько десятилетий после его смерти.Во многом непопулярность Варбурга была связана с изоляцией немецкой наукипосле окончания Второй мировой войны.
Уже в 1930-х годах его последователи ипредставители иконологической школы — Э. Винд, Ф. Заксль, но в особенности— Э. Гомбрих и Э. Панофский — вынужденно эмигрировав, занялись научнойдеятельностью в Англии и США — что позволило им войти сразу вмеждународной научный дискурс в тот момент, когда американская наукаукрепила свой статус на мировой арене, а немецкая гуманитаристика нуждалась всоциальной реабилитации, на которую потребовались десятилетия.В понимании Варбурга иконологический метод расширяет границы наукиоб искусстве, само понятие искусствознания расширяется до науки о культуре,открываявозможностидлямеждисциплинарногоподходавобластигуманитарного знания.
Варбург «уравнял в правах» шедевры мирового искусстваи предметы повседневности, например, газетные вырезки, фотографии и почтовыемарки, применяя свой подход к любому жанру визуальной образности. Несмотряна исследовательскую приверженность Античности и Ренессансу, выбор3визуального материала у Варбурга осуществлялся среди различных артефактовбез ограничений — как временных, так и региональных. Это стало значительнымпрорывом в отказе от исторических и географических рамок в изучениивизуальной образности.
Именно благодаря методологическому «расширениюграниц» (Grenzerweiterung) и принципиальной междисциплинарности иконологияразвивалась не только как узкий исследовательский метод. Возникла новая формаиконологии — «наука об образах» (Bildwissenschaft), занимающейся изучениемвизуальных образов и медиа на пересечении гуманитарных, общественных иестественных наук.Ключевой интерес Варбурга заключается в поиске «продолжающейся жизниантичности» в европейской культуре — рецепции экспрессивных образов,известных со времен древних греков, их преемственность, способность кмиграции, ре- и десемантизации в ходе времени.Варбургразрабатываеттипологиюизображенийстрастногоязыкадвижений, содержание которых меняется в восприятии в течение истории.Философия образа для Варбурга — это результат борьбы между рациональныммышлением и архаическими, магическими представлениями о мире.
В рамкахсимволическойконцепцииимпредложенуникальныйпонятийныйинструментарий — появляются такие термины-неологизмы как знаменитая«формула пафоса» (Pathosformel) — изображение аффективных состояний,выраженных в ярких динамичных жестах и положениях тел, сложившихся еще вантичном искусстве.Актуализация представлений Аби Варбурга о визуальной образностизаключается в расширении в данной работе его идей до уровня научнойреконструкции концепции и разработки доказательной базы. Это позволяетраспространить установленные ученым закономерности развития культуры наразличные эпохи, а также применить методику Варбурга и его концепциюперманентногофункционированиясимволаксовременномувизуальномуматериалу.
Новые формы и стратегии репрезентации, выразительные средства и4практики, такие как видео-арт, медиа-арт, нет-арт, стирание границ междуразличными художественными жанрами, а также отмеченное В. Беньямином идругими философами исчезновение ауры и прерогативы оригинала в эпохуцифровой воспроизводимости, настойчиво требуют нового культурфилософскогоосмысления визуальной культуры.В этой связи особенную актуальность приобретает обращение к теориивизуального символа А. Варбурга, так как в центре его внимания всегда стоитчеловек, причем человек «символически соединяющий» реальность.На этом основании следует вывод об особенном значении обращения кнаследию Античности, осуществленного А.
Варбургом в рамках его теориивизуальногосимвола.Рецепцияантичногосимволизмаактуальнадлясовременной культуры, так как мифологические и архетипические ситуации,осмысленные древними греками, имеют дело со знанием о человеке и егомышлении. Варбург раскрывает в символе не законсервированное содержание, а«продолжение жизни Античности» в устоявшихся визуальных формулах.
Онрасширяет ряд обращений к античному наследию в эпоху модерна и постмодерна:от ницшеанской концепции дионисийства, актуализации М. Хайдеггеромдревнегреческой философии и до обращения к греко-римским истокам В.Беньямином, М. Хоркхаймером и Т. Адорно. Интерес к Античности у Варбургасосредоточен в области визуальной культуры, никогда прежде не обладавшейдоминирующим статусом и столь широкими возможностями по укреплению идейи концепций в зрительных образах.
Выражение Варбурга «каждая эпохапереживаеттовозрождениеАнтичности,котороеоназаслуживает»1,свидетельствует об универсальности Античности и ее присутствии в европейскомкультурном пространстве вместе с ее динамическими изменениями.Настоящеедиссертационноеисследованиепозволяетрассмотретьтрансформацию визуальных античных мотивов и образно-символических форм1Warburg A. Nachhall der Antike: zwei Untersuchungen. Vorgestellt von P.
Schneider. Zürich:Diaphanes, 2012. – S. 75античного происхождения, сохранившихся и функционирующих в современныхобразных системах культуры.ИсточникамиисследованияпослужилиоригинальныетекстыА.Варбурга.Важнейшимитекстамидляизученияфеноменаизображениякаксимволического образа стали диссертационная работа А. Варбурга о Боттичелли2(1892). В этом раннем труде Варбург впервые обнаруживает повторяющийсямотив искусства кватроченто: развевающиеся волосы и стелющиеся в движениискладки одежды, назвав их bewegtes Beiwerk — «подвижным элементом» — так, вцентре внимания Варбурга оказались «нимфы» — женские фигуры в энергичномдвижении и природа, происхождение их бурного динамизма.