Диссертация (Визуальный символ в культурном пространстве (на примере трудов Аби Варбурга)), страница 6

PDF-файл Диссертация (Визуальный символ в культурном пространстве (на примере трудов Аби Варбурга)), страница 6 Философия (58585): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Визуальный символ в культурном пространстве (на примере трудов Аби Варбурга)) - PDF, страница 6 (58585) - СтудИзба2020-05-15СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Визуальный символ в культурном пространстве (на примере трудов Аби Варбурга)". PDF-файл из архива "Визуальный символ в культурном пространстве (на примере трудов Аби Варбурга)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГЛУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГЛУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 6 страницы из PDF

Смысл символа является, какправило, намеком на то, что находится сверх или за чувственно воспринимаемойвнешностью образования (например, крест – символ христианской веры).Повседневная жизнь человека наполнена символами, которые напоминают емучто-либо, воздействуют на него, нечто разрешают или запрещают20. Символыиграют важную роль в познавательном процессе. Общее понимание символасостоит в том, что символом может быть любой термин, имя или изображение,несущее определенный смысл, значение.

Однако при таком широком понимании20См.: Символ // Краткая философская энциклопедия. М., Прогресс, 1994, С. 413.27символа его нельзя отождествлять со знаком. Знак — есть материальный,чувственно воспринимаемый предмет, который выступаеткак представительдругого предмета, свойства или отношения. Хотя символ имеет знаковуюприроду, обладает свойствами знаками, он сущность знака — в первую очередьэто указание на то, чем он сам не является.Символ отличается от всякойзнаковой системы, потому что он направлен на максимальную выраженностьобозначаемого, открывая его апофатический смысл.Заслуживает внимания значение символа, данное русским философом А.Ф.Лосевым.

Он определял символ как «идейную, образную или идейно-образнуюструктуру, содержащую в себе указание на те или иные, отличные от неепредметы, для которых она является обобщением и неразвернутым знаком. Какидеальная конструкция вещи, символ в скрытой форме содержит в себе всевозможные проявления вещи и создает перспективу для ее бесконечногоразвертывания в мысли, перехода от обобщенно-смысловой характеристикипредмета к его отдельным конкретным единичностям»21.КакотмечаетнемецкийисследовательГ.Курц,символвполехудожественной культуры значительно более универсальное понятие, чем какоелибо другое — знак, метафора или аллегория, его понимание в большей степенизависит от контекста и интерпретации: «Только посредством толкованияпредметы и события становятся символами. Символическое значение — этосимволическое истолкование.

Символ — не семиотический, но герменевтическийфеномен»22. Символ не только обозначает какой-либо отдельный предмет, новыступаеткаксамостоятельное,обладающеесобственнойценностьюобнаружение реальности.В диссертации применяется устоявшееся в философии понимание символа.Из возможных его проявлений, рассматривается ограниченное его использованиезрительнымвосприятием—т.е.визуальнымаспектом.Данныйвыборопределяется спецификой исследуемого предмета, поскольку Аби Варбург как2122Лосев А.Ф. Символ // Философская энциклопедия. М., 1967. Т.5. С.10Kurz G. Metapher, Allegorie, Symbol.

Goettingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1993. S. 80.28историк культуры работал с изображениями — т.е. носителями визуальнойинформации, не ограничиваясь, однако, художественными образами. ВзглядыВарбурга провозглашают эмансипацию образа от эстетического измерения,помещая его в контекст истории визуальных образов и подчеркивая его роль вкультуре как социальной (негенетической) памяти общества.Одной из важных задач для исследователя визуальности являетсяозначивание и дифференциация выразительных средств, которые в определенныемоменты становятся ключом к пониманию изображения. Принято выделятьнесколько выразительных средств образно-символического содержания культуры:персонификация, аллегория, атрибут, эмблема и символ.Персонификация репрезентует некую идею, или абстрактное понятие вантропоморфной форме, «понимание и изображение абстрактных понятий илинеодушевленных вещей (таких, например, как справедливость, небо, источник) вкачестве живых существ, наделенных, подобно личности, определеннымхарактером»23.

Наиболее характерным примером для истории искусства являетсяживописноеилискульптурноеизображениечеловеческихпороковидобродетелей. Более того, со временем сформировалась определенная традицияизображения персонифицированных идей: Чезаре Рипа в 1593 году составляет«Iconologia»—инструкцию,аточнее,своеобразнуюиконологическуюэнциклопедию персонификаций, бесценный источник сведений о мифологии,культуре и искусстве различных эпох и народов, предлагающую художникам вдесятках гравюр модели для изображений, а также своего рода визуальныйпутеводитель для образованных зрителей, излагая не только описание требованийкизображаемому,ноиобъясняя,почемууизображаемогодолжныприсутствовать вполне определенные качества, свойства и атрибуты.Аллегория — еще один способ непрямого изображения, отвлеченныепонятия, изображенные через конкретные образы, существа и предметы.Например, в изобразительном искусстве справедливость и правосудие зачастую23См.: Персонификация // Философский энциклопедический словарь.

Ред.-сост. Е.Ф. Губский идр. М.: ИНФРА-М, 2009. С. 340.29изображаются в виде женщины с весами в руках, т.е. аллегорические изображенияобычно наделяются поясняющими их значение атрибутами: «в отличие отмногозначногосимвола,допускающегоразличныетолкования,аллегорияоднозначна: связь между образом и его значением устанавливается по аналогииили подсказывается традицией»24. По мысли И.В. фон Гёте, «аллегорияпретворяет явление в понятие, понятие — в образ, в такой, однако, форме, чтообраз остается вполне адекватным имеющему четкие пределы понятию, котороеон выражает целиком»25.Атрибут определяется как «неотъемлемое свойство объекта, без которого онне может ни существовать, ни мыслиться»26.

В определенном случае атрибутможно понимать как символ с фиксированным значением или фиксированнымотношением к характеристикам и признаками других элементов изображения.Например, нимб является точным и утвердившимся в своем значенииотличительным признаком святости. В отличие от аллегории, «символ» в полехудожественной культуры значительно более размытое понятие, оно в большейстепени зависит от контекста и интерпретации.Проблемы значения символа в контексте искусства поднимаются внемецкой эстетике уже в XVII веке Г.В. Лейбницем, А.Г. Баумгартеном, Г.Ф.Мейером, М. Мендельсоном, И.И. Винкельманом, Г.Э. Лессингом и другими.Очевидно, что по отношению к искусству применительно как очень широкое, таки узкое понимание феномена символа.Начиная также с XVII века формируется различие между символическим иинтуитивным познанием, и многие философы опираются на разграничение двухпутей познания.Так, Г.В.

Лейбниц, задаваясь вопросом о возможности полноценного илиполного познания, выводит два типа познания — темное (obscura) и светлое24См.: Аллегория // Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия / Авт.-сост. Телицин В.Л.,Багдасарян В.Э., Орлов И.Б. М.: Локид-пресс; Рипол-классик, 2005. С. 22.25Там же.26См.: Атрибут // Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. Минск, 1998. С. 52.30(clara). Последние он также подразделяет на два — смутное (verworrene, confuse)и очевидное (distincta). И последнее он снова подвергает общефилософскойдифференциациивдвухизмерениях:неадекватное/адекватноеисимволическое/интуитивное, подводя под построение заключение о том, что«Самое совершенное знание, то, которое в одно и то же время и адекватно иинтуитивно»27.Из вышеприведенного следует вывод, что философ, выделяя символическоекак разновидность интуитивного, противопоставляет эти две категории.

Для негоискусство, будучи интуитивным способом представления, носит вместе с темсимволический характер: «Если понятие очень сложное, то мы одновременно неможем представить себе всех входящих в него понятий, а познание, в котором этовозможно, я называю интуитивным. Первичное отчетливое понятие мы можемпознать только интуитивно, в то время как сложные понятия — по большей частитолько символически»28Противопоставление двух вышеобозначенных традиций, выраженное вгерманской эстетической традиции Г.В.Ф. Гегелем, К.В.Ф.

Зольгером и И.В. фонГёте, вступает в философскую мысль в начале XIX века, оказав существенноевлияние и на историю искусства.В 1769 году И.Г. Гердер проводит разграничение между искусством исимволами именно в смысле визуального или нарративного знака: «Произведениеискусства существует ради искусства, а когда искусство существует при символе,будь он посвящен религии, политическому устройству или истории, искусствостановится служащим иной цели»29. Гердер полагает естественные символы — попричине их «несделанности» — эстетически наиболее совершенными и27Лейбниц Г.В.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5232
Авторов
на СтудИзбе
423
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее