Диссертация (Лингвокогнитивные модели каламбура в англоязычных медийных заголовках), страница 2

PDF-файл Диссертация (Лингвокогнитивные модели каламбура в англоязычных медийных заголовках), страница 2 Филология (58575): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Лингвокогнитивные модели каламбура в англоязычных медийных заголовках) - PDF, страница 2 (58575) - СтудИзба2020-05-15СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Лингвокогнитивные модели каламбура в англоязычных медийных заголовках". PDF-файл из архива "Лингвокогнитивные модели каламбура в англоязычных медийных заголовках", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГЛУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГЛУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 2 страницы из PDF

Представленный в диссертации текстовый материал можетнайти применение в практике вузовского преподавания на занятиях по изучениюязыка средств массовой информации и анализу текста. Полученные в ходеисследования данные о лингвокогнитивных моделях, лежащих в основереализации стилистического приема «каламбур», способствуют более глубокомупониманию информации, содержащейся в медийном дискурсе.Достоверность результатов исследования обеспечивается его теоретическойбазой, значительным объемом изученного материала по выбранной тематике, атакже методами исследования, соответствующими поставленной цели.На защиту выносятся следующие положения:1.Проведенное исследование показало, что, опираясь на определениекаламбура И.Р.

Гальперина, можно выделить три основные структурные моделиреализации данного стилистического приема в англоязычных медийныхзаголовках: каламбур на основе слова, на основе слова в составе свободногословосочетания или на основе фразеологизма.2.Изучение когнитивных оснований формирования стилистическогоприема каламбура позволяет выделить три лингвокогнитивные модели егоконструирования: каламбур, построенный на совмещении фокусных и/илипериферийныхтерминаловфреймов,актуализирующихзначенияполисемантичной единицы; каламбур, основанный на расширении одного изфреймов за счет появления у него нового фокуса; каламбур, возникающий врезультате концептуальной интеграции ментальных пространств, стоящих зазначениями актуализируемого полисеманта.93.Выделенные лингвокогнитивные модели формирования каламбура наоснове отдельного слова или слова в составе свободного словосочетания такжехарактерны для формирования каламбура на базе фразеологизмов (в рамкахдвойнойактуализации).Наиболеераспространенноймодельювслучаефразеологизмов является модель, построенная на совмещении фокусных и/илипериферийных терминалов задействованных фреймов.

Наименее активной, ввидуособой структурной сложности, является модель, основанная на расширениимодифицируемого фрейма за счет появления у него нового фокуса.4.В заголовках англоязычных медийных статей каламбур вступает вконвергенции стилистических приемов, причем, результирующие конвергенциимогут быть как относительно простыми (каламбур + один стилистический прием),так и сложными (каламбур + несколько стилистических приемов).

Наибольшаячасть конвергенций с участием каламбура формируется такими стилистическимиприемами, как антитеза, аллюзия, игра слов, оксюморон, аллитерация. Вконвергенции каламбур может занимать как ведущее положение, так и выступатьв качестве сопутствующего стилистического приема.5.Ключевымикогнитивнымиоснованиямидекодированиядвуплановости каламбура являются бисоциация и когнитивный диссонанс,которые находятся в обратно пропорциональной зависимости друг к другу: чемвыше бисоциация значений, актуализируемых в рамках каламбурной единицы, темменьше когнитивный диссонанс, возникающий у реципиента при декодированиизаложенной автором информации.Основные положения диссертации отражены в выступлениях автора навосьми научных конференциях, в том числе одной всероссийской и четырехмеждународных: научно-практическая конференция «Гальперинские чтения»,МГЛУ, 23 апреля 2016 г.; научно-практическая конференция «Круглый стол«Когниция и коммуникация в лингвистических исследованиях»», Институтязыкознания РАН, 14 ноября 2017 г.; международная научно-практическаяконференция «Третий международный филологический форум для молодыхисследователей «Поля сотрудничества»», Софийский университет им.

Св.10Климента Охридского, 15-17 ноября 2018 г.; всероссийская научно-практическаяконференция с международным участием «Теория и история германских ироманских языков», КГУ им. К.Э. Циолковского, 11-12 декабря 2018 г.); VIIIМеждународная научная конференция молодых ученых «Актуальные вопросыфилологической науки XXI века», Уральский федеральный университет именипервого Президента России Б.Н.

Ельцина, 8 февраля 2019 г.; XX Международнаянаучная конференция молодых филологов, Таллиннский университет, 14-16февраля 2019 г.; научно-практическая конференция «Англистика в современноммире», МГЛУ, 20 марта 2019 г.; IX Международный конгресс по когнитивнойлингвистике «Интегративные процессы в когнитивной лингвистике», НИУ ВШЭ,16-18 мая 2019 г.По теме диссертации подготовлены пять публикаций общим объемом 2,1п.л., четыре из них в изданиях, включенных в «Перечень рецензируемых научныхизданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результатыдиссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученойстепени доктора наук».Цель и задачи исследования определили структуру диссертации, котораясостоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫВо введении формулируется цель исследования, его предмет и объект,освещаются конкретные задачи и методы исследования, указывается материалисследования, выдвигается гипотеза, формулируются положения, выносимые назащиту, а также раскрывается актуальность, научная новизна, теоретическаязначимость и практическая ценность работы.В первой главе «Теоретические аспекты изучения каламбура» излагаютсяосновные теоретические положения, которые определяют структуру проводимогоисследования и положенную в его основу методологию.Вторая глава «Лингвистическое моделирование приема каламбура»посвящена изучению структурных и лингвокогнитивных (фреймовых) моделей,11лежащихвосновеформированиястилистическогоприемакаламбураванглоязычных медийных заголовках.Третья глава «Стилистические конвергенции в англоязычных медийныхзаголовках:ролькаламбура»посвященарассмотрениюстилистическихконвергенций, реализующихся в англоязычных медийных заголовках с участиемкаламбура и игры слов, и когнитивных моделей, лежащих в основе их формироваия.В заключительной части исследования суммируются сделанные ранеевыводы и намечаются направления дальнейшего изучения стилистического приемакаламбура и близких ему (по форме или создаваемым эффектам) стилистическихприемов.Библиография включает 184 научных труда отечественных и зарубежныхавторов по изучаемой проблематике (из них 100 на русском и 84 на английскомязыке), а также список использованных лексикографических источников иисточников языкового материала.12ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫИЗУЧЕНИЯ КАЛАМБУРА.§1К определению каламбура:обзор различных подходовСтилистический прием каламбура неоднократно подвергался изучению;исследователи обращались к рассмотрению структуры и функционированиякаламбура [Вороничев 2014; Джанумов 1997; Пономарева 2009; Приходько 1998;Сазонова 2004; Уварова 1986; Якименко 1984; Pollack 2011; Schroeter 2005;Seewoester 2011], однако многое в отношении механизмов его формирования и егостилистических функций до сих пор остается неясным.

Прежде всего, средиисследователей в настоящее время нет единства в вопросе определения сущностиэтого стилистического приема. Особенную сложность, как будет показано ниже,представляет разграничение каламбура и игры слов.Каламбур может определяться в широком смысле слова, вне стилистическогоконтекста. Как следует из проанализированных нами русско- и англоязычныхсловарныхдефиниций,нередкодляопределенияпонятия«каламбур»употребляется явление «игра слов», т.е. одно понятие используется дляопределения другого.

Так, в «Толковом словаре русского языка» С.Ю. Ожегова иН.Ю. Шведовой каламбур определяется как «шутка, основанная на комическомиспользовании сходно звучащих, но разных по значению слов, игра слов»[Толковый словарь русского языка]. Аналогичную дефиницию предлагает словарьLongman: «Каламбур – это комичное использование полисемантичного слова илислов, схожих по звучанию, но различных по значению = игра слов» (Pun is anamusing use of a word that has two meanings, or of words that have the same sound butdifferent meanings = play on words)1 [Longman Dictionary of Contemporary English].Схожее определение дается с литературоведческой позиции в энциклопедии«Литература и язык» под ред.

А. П. Горкина: «Каламбур - (франц. calembour – играслов) использование в речи многозначных слов или омонимичных сочетаний для1Зд. и далее перевод наш. (Е.Ш.)13достижения комического эффекта» [Горкин 2006]. Понятия каламбура и игры словне разводятся также и в рамках теории юмора, к примеру, Гр. Ритчи в своей работе«Лингвистический анализ шуток» («The Linguistic Analysis of Jokes») пишет:«Одной из простейших форм шутки является каламбур, часто определяемый как‘игра слов’» («One of the simplest forms of joke is the pun, often known as a ‘play onwords’») [Ritchie 2014, p. 109].Таким образом, исходя из рассмотренныхопределений, можно выделить следующие свойства каламбура в неспециальномнестилистическом контексте: а) каламбур строится на обыгрывании различныхзначениймногозначныхилиомонимичныхсловилисловвсоставесловосочетаний; б) каламбур приравнивается к игре слов; в) каламбурпредполагает наличие комического эффекта.В специальных лингвистических исследованиях, в частности, в стилистике,каламбур рассматривается не просто как некий речевой оборот или шутка, а какстилистический прием.

Как пишет в этой связи И.Р. Гальперин, «стилистикаизучает выразительные средства с точки зрения их использования в разных стиляхречи, полифункциональности, потенциальных возможностей употребления вкачестве стилистического приема» [Гальперин 1958, с. 47]. Под стилистическимприемомИ.Р.Гальперинпонимает«обобщенное,типизированноевоспроизведение нейтральных и выразительных фактов языка в различныхлитературных стилях речи», которое, представляя собой «сгущение объективносуществующих в языке средств, не является натуралистическим воспроизведениемэтих средств, а качественно их преобразовывает» [Гальперин 1958, с.

47].Определение стилистического приема, данное Е.Г. Беляевской в статье«Моделирование стилистических приемов в дискурсе» (2013) продолжает и далееразвивает высказанные И.Р. Гальпериным идеи. Понимание стилистическогоприема Е.Г. Беляевской строится на осознании того, что «все множество текстовыхреализаций фигур речи можно свести к некоторому конечному числу типов, а далее– на основе анализа каждого типа можно вывести модель или алгоритм построенияаналогичных контекстов, предположительно, обеспечивающих формирование14одного и того же стилистического эффекта или группы сходных стилистическихэффектов» [Беляевская 2013, с. 8].

Соответственно, понятие стилистическогоприема Е.Г. Беляевская определяет как «многоступенчатую когнитивную модельформирования контекста» (далее – «модель преобразования контекстов»), которая«по-разному функционирует в разных типах дискурса» [Беляевская 2013, с. 9, с.16]. Таким образом, в стилистике некий лингвистический механизм можетсчитаться стилистическим приемом только в том случае, если он функционируетпо установленным правилам, и в результате целенаправленного использования егов конкретной ситуации говорящий может рассчитывать на достижениеопределенного прагматического эффекта. Каламбур, являясь стилистическимприемом, несомненно, представляет собой языковую модель формированияопределенного контекста, и, как всякая языковая модель, имеет две стороны:моделирование процесса его формирования автором речевого сообщения(encoding) и моделирование процесса его понимания получателем информации(decoding).

На этапе создания каламбура автор, какое бы речевое сообщение он непродуцировал и с каким бы то ни было намерением, «вряд ли осознанноконструирует приемы по известным ему моделям», но делает это скорее«интуитивно», выражая определенные смыслы и «добиваясь необходимогопрагматического воздействия на получателя информации»; стилистический прием,соответственно, является лишь некоторой «схемой создания ткани дискурса»,которая адаптируется «к концептуальным структурам, лежащим в основесемантики текста» [Беляевская 2013, с. 10].

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее