диссертация (Электоральная культура населения города Москвы (социологический анализ)), страница 7
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Электоральная культура населения города Москвы (социологический анализ)". PDF-файл из архива "Электоральная культура населения города Москвы (социологический анализ)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Рассмотримданный тезис подробнее.В современном мире политические партии и иные участникиполитического процесса, ориентирующиеся на традиционные принципыидеологической борьбы, оказываются в непростой ситуации. Стремительныйрост численности разнообразных групп интересов, представленных, в томчисле, ситуативными неформальными объединениями активных граждан,которые обладают различными целями и интересами, побуждает политиков,желающих получить их голоса либо интерпретировать данные цели с точкизрения выбранной идеологии, либо подстраивать свою идеологию под этиинтересы. Оба варианта являются для политика проигрышными, потому что,выбирая любой из них, он, по существу, вынужден выступать в роли«догоняющего», уступая право судить о корректности приведенных доводовсамим потенциальным избирателям.
Кроме того, в ситуации, когда подобныхнеформальных групп несколько, он вынужден лавировать между ихинтересами, придерживаясь, хотя бы декларативно, единой идеологии, чтоповышаетуровеньнелинейностипроисходящихпроцессов.Вэтом31заключается радикальное отличие современной ситуации постмодерна оттрадиционных форматов электорального процесса, когда избиратель выбиралнаиболее привлекательную идеологию из доступного ему спектра.Кроме того, в связи с очевидными сложностью и многообразиемсовременного мира, ни одна идеологическая система не оказываетсяспособна дать ему полномасштабное непротиворечивое описание и, такимобразом, претендовать на доминирующий статус.
Современные системычеловеческих взаимодействий, составляющие общество, не могут бытьзаперты в рамки консерватизма, либерализма, социализма, национализма илиих более современных родственников – феминизма, космополитизма и т.д.12Плюралистичность допустимых форм поведения в эпоху постмодернапредполагает, что идеи каждой идеологии могут быть уместны в тот илииной момент времени, но не могут претендовать на всевременнуюистинность.Таким образом, каждая идеология становится равной по отношению киным, а достоверное описание современного общества может быть полученотолько при условии конструктивного диалога и дискуссии между ними.
Этоприводит к тому, что в идеологической сфере в настоящее времянаблюдается не просто взаимодействие, но взаимопроникновение различныхидей, размывание границ идеологий, их переориентация на ситуативные, а неперспективные цели. Очевидно, что эти процессы находят своѐ отражение вдеятельности политических партий как наиболее активных общественныхобъединений,историческиактивноэксплуатирующихидеологическиевопросы.Для того чтобы подтвердить данные теоретические выкладки, намибыл проведен анализ программ наиболее влиятельных политических партийРоссийской Федерации.
По итогам последних, прошедших в декабре 201112См. Александрова Ю.А. Российская политическая культура в контексте эпохи Постмодерна : Дис.... канд. полит. наук. 23.00.03. Саратов, 2013. С. 48.32года, парламентских выборов, из семи зарегистрированных на тот моментпартий, представительство в нижней палате Федерального СобранияРоссийской Федерации получили четыре – это «Единая Россия» (ЕР),Коммунистическая Партия Российской Федерации (КПРФ), «СправедливаяРоссия» (СР), Либерально-Демократическая Партия России (ЛДПР). Дляболее полного отражения существующих в современном российскомобществе политических интересов, в анализ были включены также партия«ЯБЛОКО» и «Партия народной свободы» (ПАРНАС).
При анализеучитывались не только явно указанные идеологические установки, но иаксиологические основания различных идеологий, нашедшие своѐ отражениев программах, обращениях и декларациях.«Единая Россия» (ЕР)Программныедокументыпартиипредставлены,восновном,предвыборными декларациями, в которых делается акцент на практическойдеятельности – «реальных делах» – и в общих чертах указаны планы работына будущие периоды.В программном обращении партии «Единая Россия» большоевнимание уделяется также персонифицированным аспектам взаимодействияполитической организации с первыми лицами государства – Президентом ипремьер-министром России.ЕР позиционирует себя в качестве партии либерального консерватизма,имеющей четко выраженную центристскую позицию, ориентированную насохранение существующей политической системы, сочетание либеральных игосударственнических ценностей (свобода и эффективное, развитое местноесамоуправление при сильном социально ориентированном, заботящемся овнешней и внутренней безопасности государстве).
Эта идеология внутреннепротиворечива, но позволяет получать значительное количество голосовизбирателей на выборах и сохраняется, с некоторыми корректировками, ужедлительное время.33Основные ценности, представленные в программных документахпартии«ЕдинаяРоссия»:модернизация,справедливость,Родина,безопасность, социальные гарантии, толерантность, демократия, свобода,повышение благосостояния людей, качество жизни, национальное единство,народное доверие, ответственность, порядочность.Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ)Коммунистическаяпартияобладаетпрограммой,котораявнаибольшей степени подвержена влиянию идеологического фактора.
В неймногократно используются обращения к истории России с особым акцентомна советском периоде, кроме того, сама партия именуется правопреемницейРСДРП, КПСС и КП РСФСР.Среди всех парламентских партий КПРФ в наибольшей степениоппозиционна, «агрессивна» по отношению к существующей политическойсистеме (впрочем, не настолько, чтобы считаться несистемной партией).
Еѐпрограммапредусматриваеткореннуюперестройкусоциально-экономических и политической систем общества, но при этом содержиттрадиционные ценности государственничества в сочетании с социалдемократическими.ПрограммныеценностиКоммунистическойпартииРоссийскойФедерации: социализм, коммунизм как историческое будущее человечества,рабочий класс, труд, русский вопрос, патриотизм, единство, независимость,братство,благополучие,безопасность,здоровье,народовластие,общественная собственность, социальные гарантии, свобода, равенство,Родина.Либерально-демократическая партия России (ЛДПР)Либерально-демократическая партия России в рамках своей партийнойпрограммывыступаетсяркимипопулистскимиинициативами,затрагивающими почти все сферы жизни государства и общества; при этомдокумент практически не содержит указаний на конкретные и реалистичныеспособы решения стоящих, по мнению партии, перед страной задач.34Как никакая другая рассматриваемая партия, ЛДПР делает акцент на«русскомвопросе»иидеенациональноговозрождения,посутипредставляющих собой одну из форм национализма.В отличие от прежних программных документов, в актуальнойпрограмме партии содержится упоминание демократии и либерализма какбазовых ценностей ЛДПР, что, однако, не только не решает вопросывнутренней непротиворечивости партийной идеологии, но и усугубляетситуацию,посколькувыглядитлишькакответнаяреакциянамногочисленную критику несоответствия названия партии и еѐ программы.Ценности, отраженные в программе ЛДПР: демократия, либерализм,социальная защита, русский вопрос, семья, здоровье нации, государство,общинность, единство, земля, безопасность.Политическая партия «Справедливая Россия» (СР)«Справедливая Россия» демонстрирует постепенное движение всторону усиления идеологизации своих программных документов.
Партиятак обозначает своѐ место в политической системе: левая сила с идеологией«новый социализм», которая по сути представляет социал-демократическуюконцепцию, учитывающую отечественную специфику.У «Справедливой России» достаточно четко обозначена центральнаяидея и базовые ценности, присутствует слоган партии, однако конкретныемеханизмыреализациипредлагаемыхреформидостиженияцелейсформулированы весьма популистски.СР включает в свою программу следующие ценности: справедливость,социализм, рыночная экономика, демократия, свобода, солидарность, семья,здоровье, инновации, гражданственность, многопартийность, безопасность.Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО»(«ЯБЛОКО»), Партия народной свободы (ПАРНАС)Анализпрограммдемократическихоппозиционныхпартий(«ЯБЛОКО» и ПАРНАС) свидетельствует о том, что обе партии явнодемонстрируют поддержку «европейского пути» развития России, а также35необходимости тесного взаимодействия с различными международными иевропейскими организациями, усиления интегрированности страны вобщемировое политическое и экономическое пространство.
Единственнойреальной альтернативой «загнавшим страну в тупик левым политическимсилам», «вульгарным либеральным реформам», проводимым в 90-е годы,нынешнему авторитарному бюрократическому режиму, по мнению партии«ЯБЛОКО», является установление в России демократии. Отметим, однако,что партия «ЯБЛОКО» предлагает в своих программных документах весьмаобщие ориентиры развития страны: построение правового государства,установлениесоциальноголиберализма,становлениегражданскогообщества, ратуя при этом за такие ценности, как свобода, справедливость,безопасность и здоровье нации.Программа Партии народной свободы, подвергая жесткой критикеправящий режим, напротив, содержит достаточно конкретные предложенияпо перестройке российской политической системы. В первую очередьвнимание уделяется кардинальным изменениям именно в рамках политикоинституциональнойсферы,цельюкоторыхявляетсявосстановлениедемократии и справедливости в России, а также установление в стране«атмосферы свободы».