диссертация (Восприятие образа России и русской культуры во французской прессе 2008-2018 гг)
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Восприятие образа России и русской культуры во французской прессе 2008-2018 гг". PDF-файл из архива "Восприятие образа России и русской культуры во французской прессе 2008-2018 гг", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ(УНИВЕРСИТЕТ) МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ»На правах рукописиЗарипова Алия ИльдаровнаВОСПРИЯТИЕ ОБРАЗА РОССИИ И РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ВОФРАНЦУЗСКОЙ ПРЕССЕ 2008-2018 ГГ.Специальность – 24.00.01 – Теория и история культуры (культурология)Диссертация на соискание учёной степеникандидата культурологииНаучный руководитель:доктор философских наук, профессорСилантьева М.В.Москва – 20192ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ .....................................................................................................................
4ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗА РОССИИ ЗА РУБЕЖОМ............................................ 171.1 КУЛЬТУРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ КАК СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ИМИДЖА СТРАНЫ . 171.2 РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ 291.3 МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛЕ ФОРМИРОВАНИЯОБРАЗА СТРАНЫ .....................................................................................................
42ГЛАВА 2. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ ВОСПРИЯТИЯОБРАЗА РОССИИ ВО ФРАНЦИИ ......................................................................... 522.1 РУССКО-ФРАНЦУЗСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ..... 522.1.1 Расцвет русско-французских культурных контактов (XVIII-XIXвв.) и восприятие России французским обществом в данный период 552.1.2 Русская культура во Франции в постреволюционное время ....... 712.2 ОБЩАЯ ДИНАМИКА РОССИЙСКО-ФРАНЦУЗСКИХ КУЛЬТУРНЫХ КОНТАКТОВНАЧАЛА XXI ВЕКА ................................................................................................
792.2.1 Нормативно-правовая и институциональная база российскофранцузских культурных связей и их развитие в первый периодновейшей истории (до 2008 г.) ................................................................ 792.2.2 Культурные контакты России и Франции в последнеедесятилетие (2008-2018 гг.) ..................................................................... 84ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИИСОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВО ФРАНЦИИ (2008-2018ГГ.): ПОЛИТИЗАЦИЯ И СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ ............................................... 983.1 ПЕРИОД С 2008 ПО 2013 ГГ. .......................................................................... 1013.1.1 Внимание к высокой культуре .....................................................
1013.1.2 Маргинализация советского культурного исторического опыта................................................................................................................... 1073.1.3 Общность русской и европейской культур ................................. 1113.1.4 Российская культура и экономика ............................................... 1123.1.5 Идея конфликта власти и искусства ............................................ 1153.1.6 Уровень политизированности ......................................................
1173.2 ПЕРИОД С 2014 ПО 2016 ГГ. .......................................................................... 1203.2.1 Внимание к высокой культуре ..................................................... 1223.2.2 Акцент на остросоциальное кино................................................. 12733.2.3 Маргинализация советского культурного исторического опыта................................................................................................................... 1293.2.4 Идея давления власти на искусство .............................................
1313.2.5 Уровень политизированности ...................................................... 1353.3 ПЕРИОД С 2017 ПО 2018 ГГ. .......................................................................... 1393.3.1 Внимание к высокой культуре. Проявление внимания кроссийской массовой культуре .............................................................. 1403.3.2 Идея давления власти на искусство .............................................
1443.3.3 Цензура и финансирование в российской культуре ................... 1513.3.4 Уровень политизированности ...................................................... 1553.4 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗА РОССИИ И РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ:ПОЛИТИЗАЦИЯ И СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ .................................................................. 160ЗАКЛЮЧЕНИЕ ......................................................................................................... 177СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ .................................................... 184ПРИЛОЖЕНИЕ А ..................................................................................................... 251ПРИЛОЖЕНИЕ Б .....................................................................................................
2674ВВЕДЕНИЕАктуальность темы диссертационного исследования.Франция – страна, которая на протяжении большого исторического периодавоспринимается в качестве одного из лидеров европейского культурного иполитического пространства. В ХХ в. при ее активном участии формировалисьразличные международные альянсы, включая Европейский Союз. Она оказалась вчисле создателей политических объединений, влияющих на ход истории и судьбывсего мира, таких как Совет Безопасности ООН или НАТО. Как известно,отношения культур Франции и России уходят корнями в далекий XI век, чтопозволяет говорить о многовековом опыте межкультурного диалога. Этотисторический багаж актуален и сегодня, особенно если учитывать такие факторы,как присутствие большой российской диаспоры на территории Франции, открытиездесь новых культурных и религиозных центров, связанных с российскойкультурой и т.д.
Вместе с тем, сегодня в силу известных обстоятельств отношенияРоссии и Франции переживает объективно сложный период, что, безусловно,сказывается на восприятии французами образа нашей страны.Не секрет, что формирование образа иностранного государства1 (в данномслучае образа России во Франции) в массовом сознании базируется, в том числе,на информации, которая транслируется средствами массовой коммуникации.Конструирование «культурных смыслов» с их помощью связано с некоторымиобъективными условиями. Первое и главное из них – затруднительность прямогополучения информации о другой стране в личном порядке.
В свою очередь, подачаинформации СМК (или уже – СМИ) отличается фрагментарностью и неизбежнойракурсностью, а порой и предвзятостью: ведь отбор освещаемых явлений, событийи фактов происходит субъективно, по решению редактора, продюсера инепосредственного журналиста, занимающегося той или иной проблематикой. Впоследнем случае собственная позиция читателя/зрителя/слушателя может1ТоркуновА.В. Международные отношения в посткризисном мире: взгляд из России // Вестник МГИМОУниверситета. 2013. № 3. С. 8-115раствориться в пассивном восприятии стереотипов, постепенно вытесняющихранее сложившиеся представления и оценки. Именно поэтому уместно, говоря оформировании образа страны за рубежом, выделять моменты, связанные с егоконструированием.Приэтомупотреблениепонятия«конструирование»предполагает, что процесс ведется планомерно и целенаправленно, тогда кактермин «формирование» несколько шире и охватывает, в том числе, слабоотрефлектированные практики создания культурных стереотипов в восприятиитого или иного иностранного государства.В процессе формирования образа страны за рубежом важно обратитьвнимание на стереотипы социальные и культурные, которые, в свою очередь,получают свое развитие через ведущие медиа.
И в первую очередь, через такназываемую качественную прессу – респектабельные печатные издания (преждевсего, газеты) и их интернет-версии. Несмотря на то, что целевой аудиторией здесьявляется наиболее образованный, социально и экономически благополучный пластобщества, он оказывается зависим от транслируемых медиа стереотипов. А это, всвою очередь, прямо влияет на дальнейшее развитие двусторонних контактовРоссии и Франции по всем направлениям. Изучение динамики формированияобразаРоссиисовременнойфранцузскойкачественнойпрессойдолжноспособствовать решению актуальной задачи корректировки культурной политикиРоссии на основе учета меняющихся обстоятельств.Степень разработанности проблемы.Теоретическую базу исследования составляют научные труды французскихи русских авторов.
При этом, внимание уделено не только материалам заявленногопериода новейшей истории, но и работам, датированным началом ХХ века и ранее.Подобный разброс обусловлен тем, что многие современные подходы и оценкиимеют аналоги в подходах и оценках событий ХХ века. Анализ опыта ихформирования, функционирования и исторической судьбы позволяет лучшепонять способы их действия в культуре, составить более полное и научнообоснованное представление об их последствиях. Особое значение имеют работыкультурологов: Г.А.
Аванесовой, В.С. Библера, Ю.Б. Борева, А.Л. Доброхотова,6А.В. Каменца, С.Г. Тер-Минасовой2 и др.; социологов, лингвистов, филологов,политологов, антропологов, историков и философов – Т Т.З. Адамьянц, Ф. Барта,А.А. Даниловой, Т.Г. Добросклонской, Э. Дюркгейма, Е.М. Кожокина, Б. Лавлока,Н.В. Литвака, Дж. Ная, Ю.В. Рождественского, Ю.И. Рубинского, У. Томаса иД. Томас, Э. Сепира, М. Фуко и др.3 Особое место занимают работы представителейкультурологическойшколыМГИМО–профессоровЛ.Г.Ведениной,Т.М. Гуревич, М.В.
Силантьевой, К.А. Тарасова, В.П. Терина и др.4. Отдельностоитвыделитьработысовременныхисследователейсредствмассовойкоммуникации, на основе которых строился анализ влияния средств массовойинформации на сферу культуры, а также взаимосвязи между стереотипнымиобразами и их проникновением в сознание общества – среди них можно назватьАванесова Г.А. Динамика культуры. М., 1997.