Диссертация (Роль социальных сетей в формировании социокультурных пространств на примере Интернет-сервиса «Твиттер»), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Роль социальных сетей в формировании социокультурных пространств на примере Интернет-сервиса «Твиттер»". PDF-файл из архива "Роль социальных сетей в формировании социокультурных пространств на примере Интернет-сервиса «Твиттер» ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Понятие «социокультурное пространство»включаетвсебядваосновныхкомпонента:идеюфизическоголибометафорического пространства и идею задействования сфер, связанных сдуховным развитием человека — культуры, науки, образования, социальных нормииндивидуальныхценностей.Понятие«социокультурноепространство»находится на стыке двух наук — культурологии и социологии: даннаяполиконтекстуальность и кросс-дисциплинарность часто становится предметомфилософской рефлексии.Cоциокультурное пространство распадается на два элементообразующих инеразрывно связанных понятия — «социальное пространство» и «культурноепространство».
Вместе с развитием общества неизменно возрастает влияние каксоциальных процессов, но и роли культуры как одного из ключевых компонентовжизнедеятельности социума. Философ Э. С. Маркарян определял роль культуры вконтекстеcоциальногопространствакак«системувнебиологическивыработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется32и реализуется активность людей в обществе» 28 .
А. Б. Гофман справедливоутверждал, что понятия культуры и общества конкурентны: «наблюдаетсяпереход от парадигмы "общества" и "социального" к комбинированной парадигме"общества культуры" и "социокультурного"»29.Необходимо четко определить суть понятия «социальное пространство»:под данным термином понимается «поле социальной деятельности, включающеесовокупность значимых социальных групп, индивидов, объектов в том или иномих взаимном расположении»30.Однако социокультурное пространство содержит не только социальную, нои культурную составляющую.
Для анализа культурной составляющей рассмотримпонятие «культурное пространство».Для данного исследования одной из главных характеристик культурногопространства представляется его потенциал в качестве площадки для «реализациичеловеческой виртуальности (задатков, возможностей, способностей, желаний ипр.), осуществления социальных программ, целей и интересов, распространенияидей и взглядов, языка и традиций, верований и норм»31.Согласно Л.
В. Силкиной, «культурное пространство — это своеобразныймеханизм, способ, при помощи которого происходит процесс окультуриванияестественного пространства»32.По А. В. Бабаевой, именно в культурном пространстве «возможнососуществование прошедших и современных пластов культуры. Утверждаетсяпредставление о пространстве как действенном элементе культуры.
Культурноепространство воспринимается как система регулятивных оснований человеческойдеятельности и ее знаково-символического содержания, воплощенного в28Маркарян Э. С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван: Издательсво АН Армянской ССР.1973. 147 c.29Гофман А. Б. Социальное — социокультурное — культурное: историко-социологические заметки о соотношениипонятий «общество» и «культура» // Социологический ежегодник: сборник научных трудов / ред. и сост. Н. Е.Покровский, Д.
В. Ефременко. М., 2010. С. 185-198.30Социологический энциклопедический словарь: на русском, английском, немецком, французском и чешскомязыках / ред.-координатор Г. В. Осипов. М.: ИНФРА–М, Норма, 1998.31Быстрова А. Н. Культурное пространство как предмет философской рефлексии // Философские науки. 2004.№12. С. 39.32Силкина Л. В. Социально-философские основания анализа культурного пространства: дисс. ... канд. филос. наук:09.00.11 / Силкина Лариса Владимировна. Саратов, 1999. 130 с.33многообразныхпродуктахкультурнойпрактики.Каждоекультурноепространство предстает как органическое целое, где все составные частиобъединены общими ценностями»33.Следует отметить, что при объединении рассмотренных выше терминов вединое понятие «социокультурного пространства», данный феномен обретаетнабор уникальных компонентов — характеристик, описывающий хрупкий баланстесногососуществованиясоциальнойикультурнойсферывнутрисоциокультурного пространства.
Значительный вклад в их исследование внессоветско-американский социолог П. А. Сорокин, который считается авторомтермина «социокультурное пространство».СогласноП.А.Сорокину,существуетнесколькокритериевсоциокультурного пространства:1)пространство в корне отличается от физического и геометрического:оно качественно, неоднородно и неизотропно;2)пространствосуществуетвтрехплоскостяхинесколькихизмерениях.
Плоскости в данном случае — значения, ценности и культурныенормы; проводники (элементы взаимодействия между индивидами); человеческиеагенты (элементы системы взаимодействия).Под «проводниками» могут подразумеваться язык, живопись, музыка,телеграфная или телефонная связь, деньги, одежда, железные дороги и т. д.Наличиетехилииныхпроводниковизменяетхарактерсоциальноговзаимодействия: например, железные дороги и телеграфная связь сокращаютсоциальное пространство и время взаимодействия.Измерения фиксируются культурными системами и существующимивнутри социокультурного пространства группами, заключающими в себесоциальные, культурные, личностные аспекты взаимодействующих участников34.33Бабаева А.
В. Современная западная философия о культурном пространстве. // Современная философия какфеномен культуры: исследовательские традиции и новации. Серия Symposium. Вып. 7. Материалы научнойконференции СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. 224 c.34Сорокин П. А. Система социологии. М.: Астрель, 2008.
1003 c.34Новоесостояниесоциокультурногопространствапредъявляетксовременному человеку сегодня ряд требований. «В условиях расширениямеждународныхконтактовпоявляетсяпотребностьвформированиикомпетентной личности, способной не только уметь пользоваться информацией,расширяя свой интеллектуальныйбагаж, но и уметь вести диалог спредставителями других культур,владеть иностранными языками, бытькоммуникативно-культурной личностью»35.Не менее важным является тот факт, что межкультурная коммуникацияпереместилась в том числе и в цифровую плоскость и претерпела определенныеизменения.
Теперь для успешного акта коммуникации не обязательно физическоеприсутствие субъектов в одной географической точке; более того, массивыинформации (в том числе и культурные коды) стало возможно транслировать какна бесконечно дисперсную аудиторию, так и определенный круг людей (то естьпо схеме «многие — немногим»). Именно поэтому представляется возможнымговоритьонеразрывнойсвязимеждуфеноменами«социокультурноепространство», «межкультурная коммуникация», «массовая коммуникация» и«массовая культура».Логичнопредположить, чтов условияхтотальной цифровизацииглобальное социокультурное пространство и его восприятие аудиториейпретерпели определенные изменения, а именно — огромное количествопользователей, объединенных с помощью сети Интернет, а также скорость имасштаб информационных потоков внутри социокультурного пространства,прочно связали его с понятиями «массовость» и «массовая культура».Особенносоциальныхявносетей,данныеизмененияобъединившихиллюстрируютсямиллионыпользователейпоявлениемвединоеинформационное и социокультурное пространство.
В социологии термин «сеть»используется для обозначения «социальных отношений между индивидуальными35Григорьева Е. Н. Современное социокультурное пространство: социальный аспект // Международный журналэкспериментального образования: материалы конференции. Пенза: Пензенский государственный университет,2011. № 5. С. 97–98.35единицами анализа» 36 . В общефилософском подходе под социальной сетьюпонимают «множество социальных объектов и определенное множествоотношений между ними» 37 .
В цифровой же среде название «социальная сеть»получилиплощадки,позволяющиезарегистрированнымпользователямразмещать информацию и вступать в коммуникацию с другими пользователями,формируятакимобразомсоциальныесоциокультурное пространство.связииуникальноецифровоеПредставляется возможным выделить рядкачеств, присущих любой социальной Интернет-сети:—информация создается исключительно или преимущественнопользователями;—социальные сети представляют собой автоматизированную среду, врамках которой пользователи имеют возможность создавать связи икоммуницировать с другими пользователями (выстраивать социальные связи);—пользователи имеют возможность получать статическую идинамическую информацию об объектах, существующих в данной социальнойсреде, о социальных связях между ними.Исследователь Т.С.
Садыгова также очерчивает круг функций социальныхсетей38:1)Коммуникационная.пользователиустанавливаютВрамкахконтакты,коммуникационнойобмениваютсяфункцииновостями,мультимедийным контентом (фото, видео, аудиоматериалы, ссылки на сайты,комментарии, сообщения), кооперируются для достижения совместных целей(сплочение и удержание социальных связей);2)Информационная. В социальных сетях поток информации имеетдвустороннюю направленность, так как участники коммуникационного процессавыступают как в роли реципиента, так и в роли производителя контента;36Филимонов Г.Ю., Цатурян Г.А.. Социальные сети как инновационный механизм«мягкого» воздействия и управления массовым сознанием // «Политика и общество».
М. Nota Bene, 2012. С. 65–75.37Патаракин Е. Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю: уч.-метод. пос. 2-е изд. М.: Интуит.ру, 2007. 64с.38Садыгова Т. С. Социально-психологические функции социальных сетей // Вектор науки ТГУ. 2012. №3 (10). С.192–194.363)Социализирующая.Функция,позволяющаяпользователямвыстраивать системы «друзей», «подписчиков», «групп»;4)Самоактуализирующая (самопрезентациия);5)Идентификационная.Присозданиииндивидуальногопрофиляпользователь наполняет его информацией о себе, что позволяет осуществлятьпоиск анкет по заданным признакам;6)Функция формирования идентичности. Согласно теории Фестингера(1954 г.), человек склонен сравнивать себя с теми людьми, с которыми у него естьбольшее количество схожих черт.
Кроме того, согласно теории когнитивногодиссонанса, похожие люди положительно оценивают друг друга39. Это основноймеханизм, который позволяет человеку четко формулировать свои позиции вотношении других людей и групп;7)Развлекательная. Социальные сети позволяют обмениваться не толькотекстовыми сообщениями, но и мультимедиными файлами.Одним из первых теорию нецифровых социальных сетей разработалнемецкий философ и социолог Г.
Зиммель, предложивший в качестве единицысоциума рассматривать не людей (субъектов коммуникации), но выстраиваемыемежду ними связи (объект коммуникации). Зиммель сравнивал общество стканью, состоящей из неисчислимого количества взаимодействий. Такимобразом, объектами взаимодействия являются индивиды, социальные группы, азначимыми параметрами коммуникации выступают масштаб и характервозникающих между ними связей40.