Диссертация (Роль социальных сетей в формировании социокультурных пространств на примере Интернет-сервиса «Твиттер»)

PDF-файл Диссертация (Роль социальных сетей в формировании социокультурных пространств на примере Интернет-сервиса «Твиттер») Культурология (57176): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Роль социальных сетей в формировании социокультурных пространств на примере Интернет-сервиса «Твиттер») - PDF (57176) - СтудИзба2020-03-27СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Роль социальных сетей в формировании социокультурных пространств на примере Интернет-сервиса «Твиттер»". PDF-файл из архива "Роль социальных сетей в формировании социокультурных пространств на примере Интернет-сервиса «Твиттер» ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст из PDF

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА»На правах рукописиСергеева Ирина ЛеонидовнаРоль социальных сетей в формировании cоциокультурных пространств напримере интернет-сервиса «Твиттер»Специальность 24.00.01 — Теория и история культурыДиссертация на соискание ученой степеникандидата культурологииНаучный руководитель:кандидат культурологии, доцент Смирнова Г.Е.Москва — 20172ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ ..................................................................................................................

3Глава 1. Массовая культура и массовая коммуникация в современномсоциокультурном пространстве ............................................................................... 31§1. Эволюция понятия «массовая культура» в XX-XXI вв. ............................... 40§2. Современное состояние массовой культуры: массовая культура вцифровой среде ....................................................................................................... 44§3.

Эволюция понятия «массовая коммуникация» в XX-XXIвв. ...................... 53Глава 2. Функциональные возможности и социокультурные функции сервисамикроблогинга «Твиттер» ......................................................................................... 66§1. Этапы развития сервиса микроблогинга «Твиттер» .....................................

68§2. Социокультурные функции сервиса микроблогинга «Твиттер»................. 72Глава 3. «Твиттер» как площадка для формирования инновационныхкультурных практик .................................................................................................. 91§1. «Твиттер» как источник информации для глобальных культурноантропологических исследований ........................................................................

92§2. «Твиттер» как площадка для создания коллаборативных социокультурныхпроектов................................................................................................................. 100§3. Новые формы художественного повествования в «Твиттере» ................. 110§4. Твиттер как инструмент модерации культурных проектов в нецифровойсреде .......................................................................................................................

121§5. Концепция «длинного хвоста» и фрагментация массовой культуры вТвиттере................................................................................................................. 129Заключение ............................................................................................................... 134СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ......................................................................................

141СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ....................................................................................... 1443ВВЕДЕНИЕАктуальность диссертационного исследования определяется, с однойстороны,трансформационнымипроцессами,происходящиминаэтапеформирования нового типа массовой культуры — цифровой массовой культуры, ас другой — возросшей ролью социальных медиа как социокультурныхпространств, позволяющих как реинтерпретировать классическую, элитарнуюкультуру, так и генерировать качественно новые культурные продукты иинновационные культурные практики. Также крайне важным и требующимдальнейшей проработки представляется некомплексный подходом к изучениюсервиса микроблогинга «Твиттер» мировым научным сообществом.Научный интерес к «Твиттеру» сосредоточен в основном в областилингвистикиижурналистики.Некотороеколичествоработпосвященылингвоконцептуальным исследованиям новых языковых паттернов, возникших врезультате ограничения сообщений в 140 знаков.

Основной же массив научныхисследований — особенно в западной академической традиции — изучают«Твиттер» с точки зрения новых медиа, породивших концепцию «гражданскойжурналистики», тем самым в корне изменив индустрию производства новостей инаправления информационных потоков. Действительно, с появлением «Твиттера»журналистика стала «глокальна» (термин «glocal» прозвучал в одном иззаголовков в британской газете The Telegraph и очень точно резюмируетпроисходящие изменения), то есть понятия «глобальный» и «локальный»максимально сблизились. За событиями, происходящими за сотни тысячкилометров, стало возможно наблюдать в режиме реального времени.Потенциал же «Твиттера» именно как цифрового социокультурногопространства, в котором массовая культура развивается по особым сценариям,проанализирован научным сообществом крайне скудно и обрывочно.4Для каждой исторической эпохи характерно существование определенныхсоциокультурных пространств. Современное постиндустриальное обществохарактеризуется,преждевсего,ростом различныхвидовтехнологийикоммуникации, тотальной цифровизацией, а также — благодаря сети Интернет вцелом и социальным сетям в частности — единым глобальным информационнымпространством.

С появлением социальных медиа человечество оказалось напорогеновогоэтапасоциальногоразвития,когдаосновнымивидамидеятельности стали производство, распространение и потребление информации.Термин «цифровизация» (англ. «digitalization») пришел из западнойнаучной традиции и переводится как «оцифровывание» или «приведение вцифровую форму». Широкое распространение цифровизация получила в 60-70 гг.XX века благодаря появлению цифровых форматов контента, что, в дальнейперспективе, безусловно способствовало разработке всемирной сети Интернет.Термин «цифровизация» зачастую предшествует устоявшемуся определению«цифровая революция», так как именно перевод разнообразного контента —текстов, аудио, фото, видео — в цифровой формат в корне изменил медийнуюпарадигму и привел к фундаментальному сдвигу в функционировании медийныхплощадок в принципе.Суть цифровизации в 2004 году четко охарактеризовала Карли Фиорина,являвшаяся на тот момент генеральным директором компании Hewlett Packard.

ВодномизпубличныхвыступленийФиоринавыделилатриключевыххарактеристики цифровизации:Все виды контента трансформируются из физических, аналоговых истатичных в цифровые, мобильные, виртуальные и, в конечном счете,персональные форматы (т. е. контролируемые человеком — потребителеминформации).Осуществляется переход от сложных технологий к простым иуправляемым, так как технологии — все еще лишь инструмент дляосуществления межкультурной коммуникации.5Осуществляется переход от вертикальной, иерархичной организациикоммуникации к горизонтальной, сетевой структуре и гетерогенному мировомусообществу1.Так как термин еще не обрел четкие дефинитивные границы в русскомязыке, в научной литературе можно встретить различные адаптивные вариантыперевода исходного западного понятия — «цифровизация», «дигитализация»,«диджитализация».

В рамкахданного исследования мыпринимаем ихтождественность.Энциклопедический словарь СМИ трактует понятие «цифровизация» как«перевод информации в цифровую форму». В США в цифровизации видят «путьк информационному обществу, дальнейшей глобализации и транснационализацииинформационных связей на всей планете». В Европе и других регионах мирасуществует иная точка зрения на цифровизацию, связанная с «защитой наземноговещания как средства сохранения национально-локальных особенностей иинтересов посредством собственных информационных средств»2.

В то же время,описывая понятие «цифровизация», декан факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова Е. Л. Вартанова обращает особое внимание на то, чтоцифровизация, «устраняя различия между отдельными СМИ и уравнивая ихсодержание, прокладывает дорогу к их конвергенции»3.Термин «конвергенция» применяется в различных сферах научного знания— языкознании, биологии, физике и др. В широком смысле данный терминописывает процессы сближения, взаимного уподобления. В середине XX векатермин «конвергенция» закрепляется в ряде научных трудов, посвященныхобщественно-политической философской мысли (У.

Ростоу, Я. Тинберген): рядученыхиспользовалиданныйтермин,чтобыобозначитьсближениекапиталистического и социалистического общественного строя. В новомконтексте термин «конвергенция» осмыслил теоретик медиа, социолог Д. Белл:1Fiorina C. 18th Annual Government Technology Conference.URL: http://www.hp.com/hpinfo/execteam/speeches/fiorina/gtc04.html2Князев А. А. Энциклопедический словарь СМИ.

Бишкек: Издательство КРСУ. А. А. Князев, 2002. 162 c.3Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2003. 335 c.6выдвинув идею о формировании нового, информационного общества (основнымпродуктом которого является информация), в то же время применил термин«конвергенция»дляобозначенияинтеграцииинформационныхикоммуникационных технологических устройств — компьютеров, телефонов,телевизоров.Е.

Л. Вартанова отмечает, что в основе технологической конвергенциимедиа лежит процесс цифровизации, «перевода содержания в цифровую форму,который позволяет «уравнивать» печатное слово и движущееся изображение».«Технологическая конвергенция предполагает также, что интерактивностьстановится одной из важнейших составляющих современной коммуникации» 4.Конвергенцию следует понимать как интеграционный мегапроцесс, «врамках которого происходят слияние, взаимодействие и интеграция различныхпроцессов» 5 .

Иными словами, современные медийные платформы дают шансвоспринимать информацию не только в виде текстовых символов, но ипросматривать аудио-, видео- и фотоконтент. Отметим, что чрезвычайно важнымпоследствием технологического развития конвергентности является всестороннееобогащение распространяемой информации.Вданномисследованииизучаетсяцифровоесоциокультурноепространство, возникшее на базе сервиса микроблогинга «Твиттер». Рождениеформата микроблогинга практически совпало с рождением социальных сетей —партисипационных медиасистем, сделавших возможной коммуникацию междумиллионами пользователей по всему миру. Задуманный изначально как сервиспростых SMS-оповещений, «Твиттер» на различных этапах своей техническойэволюции никогда не осмыслялся с точки зрения возможного влияния намассовую культуру человечества в глобальном масштабе.

Первые работыотносительнобихевиористскихпаттернов,прослеживающихсявсоциокультурном пространстве «Твиттера», появились не раньше 2009 года, акомплексного анализа культурных артефактов, которые начали появляться с4Вартанова Е. Л. К чему ведет конвергенция СМИ? Информационное общество, 1999. Вып. 5.

С. 11-14. URL:http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/b59df6463a315de4c32568fd0038da325Лукина М. М. Интернет-СМИ: теория и практика. М.: Аспект Пресс, 2010. С. 137использованием «Твиттера» как в цифровой среде, так и в реальной жизни, непроводилось вовсе.Благодаря технологическому прогрессу информационные потоки достиглиневиданных доселе скоростей: достаточно буквально одного движения пальца,чтобы получить актуальную новостную картину мира, обновив контент на экранесмартфона или планшета. В цифровой среде также стала проистекатьмежкультурная коммуникация, что позволяет транслировать культурные коды набесконечно дисперсную аудиторию; при этом распространение культуры вцифровом социокультурном пространстве никак не зависит от геолокацииучастников коммуникационного процесса.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
438
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее