Диссертация (Роль социальных сетей в формировании социокультурных пространств на примере Интернет-сервиса «Твиттер»), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Роль социальных сетей в формировании социокультурных пространств на примере Интернет-сервиса «Твиттер»". PDF-файл из архива "Роль социальных сетей в формировании социокультурных пространств на примере Интернет-сервиса «Твиттер» ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Многие исследователи называютданный феномен «коммуникационной революцией»: как пишет в своей книге«The Network Society: Aspects of New Media» исследователь Иэн Ван Дийк6, сутьнастоящей коммуникационной революции может быть выражена тремя словами— цифровизация, конвергенция и интерактивность.Произошедшийвследствиетехнологическогопрогрессасдвигвмедиапроизводстве и медиапотреблении в основном характеризуется переводомконтента во всех его формах — текстовой, звуковой и визуальной — в цифровуюформу. Это явление и получило название «цифровизация»; в результате Интернетиз простого связующего звена между компьютерами по всему миру превратился вособую инфокоммуникационную среду.Цифровая среда также предполагает высокую степень интерактивности,что ярче всего проявляется в социокультурных пространствах социальных сетей,базирующихся на партисипационных моделях коммуникации.
В подобныхсоциокультурных пространствах компоненты общей системы могут обмениватьсяинформацией друг с другом. Из существующих уровней интерактивностиИнтернет-коммуникация находится на самом высшем, полностью интерактивномуровне, где все субъектыкоммуникациимогут участвовать в обменеинформацией на равных друг с другом.6Van Dijk J. The Network Society: Aspects of New Media. SAGE Publications, 2006.
P. 17.8Важно понимать, что социальные сети и блогинговые системы вовлекаютчеловека не только как реципиента, но и как активного генератора контента,такимобразомпорождаяпользователяновогоформата—«производопотребителя» контента. Термин «consumer generated media», или«контент,созданныйпользователями»,описываетважнейшуючастьреволюционных изменений в медиасфере.
По мнению медиаэксперта ПитераБлэкшоу, который и ввел этот термин, «партисипационные медиа» вывелимассовую коммуникацию на новый уровень развития в целом.Выбор именно «Твиттера» для изучения социокультурного потенциалаконкретного медиа не случаен, так как при общей скудности внешней формы(пользователи «Твиттера» могут писать публичные сообщения — твиты —длиной не больше 140 символов) «Твиттер» обладает большим потенциаломименно как площадка, на которой формируются новое социокультурное цифровоепространство и, как следствие, — атомарные социокультурные кластерыпользователей, которые, используя партисипационные и конвергентные моделикоммуникации, могут как моделировать и дозировать собственное потреблениецифровой массовой культуры, так и создавать литературные и визуальныепроизведения нового формата, который нигде, кроме «Твиттера», зародиться немог.«Твиттер» — социальная сеть для публичного обмена короткими (до 140символов) сообщениями.
Сервис был запущен в 2006 году, к 2009 годуколичество пользователей «Твиттера» по всему миру превысило 10 млн, а числоуникальных посетителей возросло на 1382 %. На сегодняшний день за сутки повсему миру пишется в среднем 500 млн твитов, а количество активныхпользователей в месяц выросло до 313 млн. Миссия «Твиттера» формулируетсяследующим образом: «дать каждому возможность создавать и делиться идеями иинформацией постоянно и безбарьерно»7.Действительно, уникальное отличие «Твиттера» от других социальныхсетей — в первую очередь, скорость инфорамации.
Несмотря на то что аудиторию7Официальная страница сервиса Twitter. About Twitter. URL: http://twitter.com/about9«Твиттера» по численности составляет лишь одна пятая пользователейсоциальной сети «Фэйсбук», «Твиттер» до сих пор неизменно лидирует вкатегории быстрого оповещения о новостях и событиях, что подтверждаетсястатистическими данными, опубликованными в феврале 2016 года компаниейBloomberg8. (Рис.
1)Рис.1Среди уникальных сервисных характеристик «Твиттера» следует отметитьследующие:— глобальность сервиса (500 млн твитов в день, 313 млн активныхпользователей в месяц, более 40 языков);— высокая скорость информационных потоков и постоянное обновлениеконтента;— возможность транслирования сообщений на массовую дисперснуюаудиторию .Данные характеристики способствуют ведению глобального культурногодиалога в многоязычной социокультурной среде.«Твиттер» — целая микросистема, в рамках которой сформировался8Molla R. Social Studies: Twitter VS Facebook // Bloomberg.
URL: https://www.bloomberg.com/gadfly/articles/2016-0212/social-studies-comparing-twitter-with-facebook-in-charts10особый понятийный аппарат. С течением времени «Твиттер» претерпелмножество изменений чисто с технической стороны — появилась возможностьотмечать понравившиеся твиты, удалять свои записи, отправлять пользователямличные сообщения, но базовые опции всегда были неизменны — с помощьюзнака @ пользователи могут обращаться друг к другу и упоминать в сообщениях,таким образов таргетируя свои твиты на конкретного человека или кругпользователей; чужие сообщения можно ретвитить, а волнующие темыобозначать знаком хэштэга #.Хэштег — это метка, с помощью которой классифицируются сообщенияпо темам в социальных сетях.
С помощью хэштегов пользователи помечают своисообщения и дают возможность другим пользователям находить тематическуюинформацию с помощью поиска. Система хэштегов была придумана и началаразвиваться именно внутри экосистемы сервиса микроблогов «Твиттер».Ретвит — цитирование твита другого пользователя в собственной лентеновостей.«Твиттер» наряду с блогами стал ярким предвестником коренныхизменений в классической модели информации. Традиционные СМИ действуютпо принципу «немногие — многим», т.
е. «канал / радиостанция — широкойаудитории». Здесь выявляется лишь одностороннее взаимодействие. В Интернетпространстве такое взаимодействие становится многосторонним. В «Твиттере», всвою очередь, взаимодействие начинает происходить по схеме «многие —немногим». «Есть масса людей, транслирующих свое мнение, но их слушаюточеньнемногие.Инымисловами,модельмассовойкоммуникациипереворачивается с ног на голову».Журнал Time назвал «Твиттер» не только новой стадией развития связеймежду людьми, но и выразил уверенность, что «каждый из важных каналовинформации будет „твиттеризован“ в течение нескольких лет» (Здесь и далееперевод мой. — И.
С.)9.9«In fact, every major channel of information will be Twitterfied in one way or another in the coming years». Johnson S.How Twitter Will Change the Way We Live // Интернет-версия журнала Time. URL:http://content.time.com/time/magazine/article/0,9171,1902818,00.html11ИсследовательТимО`Рейлиназывает«Твиттер»«потрясающиминструментом исследования сознания масс, который позволяет следить за тем,что волнует мировое сообщество»10.Цель данного исследования — на основе комплексного анализа массовойкультуры в цифровой среде (сервиса микроблогинга «Твиттер») определить рольсоциальных медиа в формировании социокультурных пространств.Для достижения поставленной цели в исследовании решается ряд задач:1) выявить основные характеристики социокультурного пространства вцифровой среде;2)изучитьэволюциюнаучныхвзглядовнапонятия«массоваякоммуникация» и «массовая культура»;3) проанализировать новый этап развития массовой культуры —«цифровая массовая культура»;4)изучитьфункциональныевозможностисервисамикроблогинга«Твиттер» и выделить функции, которые имеют непосредственное влияние накультурную составляющую жизни современного человека;5) исследовать «Твиттер» как социокультурное цифровое пространство, вкотором происходит обмен культурными ценностями.Объектисследования—электронно-сетеваякоммуникациякаксоциокультурное пространство современного общества;Предметсоциокультурныхисследованияпространств—цифроваяврамкахмассоваякультураИнтернет-платформвнутриэкспресс-коммуникации.Гипотеза исследования.
В работе выдвигается и обосновывается гипотезао том, что социальные сети формируют особые цифровые социокультурныепространства, в рамках которых массовая культура приобретает новыехарактеристики. Новые качества массовой культуры — уже цифровой —позволяют существенно расширить сценарии взаимодействия аудитории с10«It is an amazing mind-reading tool, letting you see what individuals are thinking about». O`Reilly T., Milstein S. TheTwitter Book.
O’Reilly Media, 2009. P. 48.12культурными артефактами вполть до возможности объединения в группы исоздания новых культурных форм. Для подтверждения гипотезы выбран«экстремальный» объект исследования — социальная сеть с явно ограниченнойвнешней формой, где любой текст ограничен лимитом в 140 знаков.Методологическуюосновуисследованиясоставляютположения,принципы и выводы, содержащиеся в научных публикациях зарубежных ироссийских авторов по проблемам современного состояния массовой культурыпри её переходе в цифровую среду, а также в исследованиях, посвященныханализу социальных сетей.В основе первой главы лежит принцип системности и историзма —научных методов, позволяющих рассматривать социокультурные явления вдинамикеихизменениявовремени,предполагающийанализобъектаисследования в связке с конкретными историческими условиями.Вторая глава использует метод функционального и социокультурногоанализа—методавыявленияфункцийрассматриваемогообъектасоциокультурной действительности и изучение его влияния на другие объекты.В третей главе используется комбинация индуктивного метода познания,перехода в процессе анализа феномена от частных примеров к общим выводам, сэкспериментальным методом, позволяющим доказать или опровергнуть гипотезу— в данном случае гипотезу о высоком культурно обогащающем потенциалеформата «ротационное кураторство» в «Твиттере» — экспериментальным путем.Основнымметодомисследованияявляетсяметодкачественногоконтент-анализа.