Диссертация (Роль социальных сетей в формировании социокультурных пространств на примере Интернет-сервиса «Твиттер»), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Роль социальных сетей в формировании социокультурных пространств на примере Интернет-сервиса «Твиттер»". PDF-файл из архива "Роль социальных сетей в формировании социокультурных пространств на примере Интернет-сервиса «Твиттер» ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Диффузия информации, обеспечиваемая «Твиттером», явиласьбесценным катализатором для распространения новостей и в области культуры.Наконец, за третий этап развития Интернет-сервиса «Твиттера» в данномисследовании принимается период с 2011 года по сегодняшний день. «Твиттер»становится ценным архивом информации и все чаще используется как хранилищемассива данных, с помощью которого можно отслеживать и анализироватьинформационныеполяразныхцифровыхсообществитакимобразомпредугадывать итоги крупных событий (выборов), поведение фондовых бирж,распространение болезней и природных катаклизмов.Научная новизна исследования заключается в следующем:Выявлена возможность возникновения социокультурных пространствв цифровой среде, эквивалентных экосистемам, формирующимся на базесоциальных сетей. Сформулированы ключевые характеристики и параметрыцифровых социокультурных пространств.Предложена новая трактовка понятия «массовости», так как в эпохутотальной цифровизации оно претерпело коренные изменения, и трансформацииподверглись как само понятие «массы» (как большая группа людей), так инекоторые аспекты массовой коммуникации и массовой культуры.
Выявленанеобходимость мировоззренческой и социокультурной переоценки роли массовойкультуры в жизни человека. Актуализирована тема влияния массовой культуры начеловека, но не сквозь призму классической теории массовой культуры, а вприкладном аспекте на примере микроблогинга «Твиттер», что повысиловерифицируемость полученных выводов. Приведены доводы, подтверждающие,19что «Твиттер» четко формирует важную тенденцию относительно массовойкультуры — ее фрагментацию в цифровой среде.В ходе исследования предложена новая формулировка, учитывающаяпроисходящие с массовой культурой трансформации на современном этапе ееразвития — «цифровая массовая культура». Определен круг характеристик,описывающих новый феномен: цифровая массовая культура стала метакультуройи вобрала в себя черты партисипационной и конвергентной культуры,нейтрализовала дихотомию «высокая / низкая культура», а также наделилапонятие «массы» качественно новыми смыслами.
Важным обобщением можносчитать утверждение о том, что цифровая среда является отправной точкой дляисследования новых форм массовой культуры, позволяя пользователям — людямлюбых национальностей, говорящим на любом языке, находящимся в любойточке земного шара, — создавать новые культурные артефакты, делая массовойне только дистрибуцию культурного продукта, но и его производство.«Твиттера»,Осуществлен подробный систематизированный анализ функционаларасширяющийсложившийсяподходкэкосистемесервисамикроблогинга, в большинстве работ анализируемого с точки зрения новостногосервиса. Приведены актуальные примеры функционирования «Твиттера» вкачестве инструмента, помогающего сохранять национальную идентичность, атакже играющего важную роль в образовательной и просветительской сферах.Впервые в русскоязычной научной среде сервис микроблогинга«Твиттер» проанализирован как социокультурное пространство, внутри которогосоздается новая парадигма формирования культурных практик и социальныхсвязей между участниками коммуникативного процесса.
«Твиттер» рассмотренкак способ или механизм «творения» культуры и формирования цифровогосоциокультурного пространства.Степеньнаучнойразработанностипроблемы.Темаданногоисследования находится на пересечении нескольких областей научного знания —культурологической, социологической, коммуникационной и философской,20вследствие чего научная разработка темы представляется возможной в контекстебольшого массива трудов.Массив работ позволяет составить обзорную картину степени изученностивзаимосвязи понятий «социокультурное пространство», «массовая культура»,«массовая коммуникация», «межкультурная коммуникация», а также оценить,насколько данная тема изучена в контексте новых реалий цифровогопространства. Исследовательскую литературу тематически можно разделить нанесколько категорий в зависимости от прорабатываемого понятия:—социологические исследования, посвященные разработке понятия«социокультурное пространство»;—культурологическиеисследования,посвященныеуглубленномуизучению появления массовой культуры и ее развитию на фоне технологическогопрогресса и возникновению разных типов медиа;—статьи, книги и научные исследования сервиса микроблогинга«Твиттер» как многофункционального канала коммуникации.Работаспонятием«социокультурноепространство»потребовалаобращения к кросс-дисциплинарным исследованиям на стыке социологии икультурологии.Первымккатегоризациипонятия«социокультурноепространство» в XX веке обратился социолог П.
А. Сорокин, представив его какпроизводное от трех ключевых параметров: социального, культурного иличностного(тоестьвзаимодействующихучастниковкоммуникативногопроцесса). Сорокин также плотно занимался вопросом социокультурнойдинамики, описав возможности возникновения социокультурной суперсистемы, вкоторую вливается огромное количество социокультурных пространств. Базисомдля подобного феномена становится картина мира — господствующая системаистин, создающая свою философию, свое мировоззрение, свою религию,литературу, эстетику, искусство, экономику и политику.
Социокультурнаясуперсистемаодновременноохватываетмногообществ.Возникнув,социокультурная суперсистема получает свою логику развития, эволюционирует21по своим внутренним законам. Эти изменения составляют суть социокультурнойдинамики12.Наисключительнойроликоммуникациивформированиисоциокультурного пространства акцентировал внимание Г. Зиммель, утверждая,что «если люди не взаимодействуют, то пространство практически „ничто“».Зиммель также подчеркивал особую роль межкультурной коммуникации именнокак обмена, смысл которого был в том числе и в передаче культурных ценностей впроцессе двустороннего диалога, причем «сумма ценностей после него должнабыть больше, чем сумма ценностей прежде него» 13.Современная научная школа развивает мысль о социокультурныхпространствах, основываясь на выводах П.
А. Сорокина и его современников.Базируясь на категориях, предложенных П. А. Сорокиным, ученые обращаются ксовременномусостояниюсоциокультурныхпространств,указываянаисключительную роль производства и потребления информации в обществе.Исследовательские работы, представляющие собой «надстройки» относительноклассическогопредставленияосоциокультурныхпространствах,можноразделить в две группы: углубленные труды с понятием социокультурногопространства и его внутренней организацией и труды о внешних факторах,влияющихнатрансформации,происходящихссоциокультурнымипространствами.Работая с понятием «социокультурное пространство», исследователь М.
Н.Ремизова расширяет его контекстуальное значение, отмечая, что социокультурноепространство может не только распадаться на социальный и культурный пласты,но также может быть частью более глобального социального либо культурного,формируя таким образом подобие матрешки. Также современная научная школачетко определяет границы социокультурного пространства: они очерчиваютсяценностями и нормами, а также взаимодействиями многосвязанных групп,1213Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. М.: Астрель, 2006. 1176 c.Зиммель Г. Философия денег (фрагмент). Теория общества: сборник. М.: Канон-пресс-Ц, 1999.
416 c.22заключающихвсебесоциальные,культурные,личностныеаспектывзаимодействующих участников.Е. Н. Григорьева внедряет в поле исследования понятие «информационноеобщество» как особый вид общественной формации и одну из ключевыххарактеристих, описывающих современные социокультурные пространства.«Информациякакосновнаясоциальнаяценностьобществаявляетсяиспецифическим товаром. Усилия человека все меньше оказываются сегоднясосредоточенными на производстве материальных товаров, вместо этого акцентделается на коммуникации и на обработке информации, причем в качествеважнейшей продукции выступают инновации и знания.
Обмен информацией,свободно циркулирующей в современном социуме, является основным объектомчеловеческой деятельности» 14.Исключительная роль информации и новых каналов коммуникации,появившихся с развитием сети Интернет, являются связующим звеном междуисследовательскими работами в области социологии и культурологии. Темановых траекторий развития культуры внутри социокультурных пространств,существующих в информационном постиндустриальном обществе, звучит вработах М. Маклюэна, А.
Тоффлера, Д. Белла, М. Хоркхаймера и др.Историографическая литература по вопросу исследования массовойкультуры четко разграничена временными эпохами — доцифровой и цифровой. Вдоцифровую эпоху исследователи — культурологи, философи, чуть позже имедиааналитики — противопоставляли массовую культуру культуре элит,соответственно понятие «массовая культура» долгое время имело устойчивыенегативные коннотации. Яркими представителями данного периода являются Х.Ортега-и-Гассет, Т. Адорно, М.
Хоркхаймер, Д. Белл15.Ремизова М. Н. Интерпретация понятия «социокультурное пространство» в классической социологии //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросытеории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 10 (24): в 2-х ч. Ч.
I. С. 158-162; Гб зяференции П з : П зударственый иверситет, 2011. № 5. С. 97-98; Ananeva E. P.Socio-cultural space: the essence and structure // International Scientific Journal, 2015. № 9. P. 74-76.15Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М., 1991. 256 с. URL: http://lib.ru/FILOSOF/ORTEGA/ortega15.txt_with-bigpictures.html; Хоркхаймер М., Адорно Т. В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты.