диссертация (Духовное наследие И.С.Тургенева в культуре русского зарубежья XX-XXI вв)
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Духовное наследие И.С.Тургенева в культуре русского зарубежья XX-XXI вв". PDF-файл из архива "Духовное наследие И.С.Тургенева в культуре русского зарубежья XX-XXI вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТМЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»На правах рукописиТишина Ирина НиколаевнаДуховное наследие И.С. Тургенева в культурерусского зарубежья XX-XXI вв.Специальность – 24.00.01 – Теория и история культурыДиссертация на соискание учёной степени кандидата культурологииНаучный руководитель:доктор философских наук, профессорСилантьева М.В.Москва – 20182ОглавлениеОглавление .....................................................................................................................
2Введение ......................................................................................................................... 4Глава I. Структура духовного наследия И. С. Тургенева и его функции вкультуре русского зарубежья XX–XXI вв. ............................................................... 141.1.
Духовное наследие И. С. Тургенева как часть культурного наследия русскогозарубежья XX–XXI вв. ................................................................................................ 141.2. Европеизм И. С. Тургенева как пример культурного посольства.......................России в Европе ...........................................................................................................
211.3. Наследие И. С. Тургенева в полемике о роли и месте писателя русскойэмиграции в инокультурном окружении .................................................................. 371.4. Наследие И. С. Тургенева как инструмент сохранения русского языка винокультурном окружении.........................................................................................
411.5. Социальная функция общественно-политической деятельности .......................И. С. Тургенева на примере изучения русского либерализма ................................ 45Глава II. Наследие И. С. Тургенева в работах представителей русской эмиграцииXX– XXI вв. ................................................................................................................. 522.1. И. С. Тургенев в работах писателей, литературоведов, критиков и историковрусского зарубежья XX– XXI вв.
.............................................................................. 522.2. И. С. Тургенев в работах философов и богословов русского зарубежья XX–XXI вв. .......................................................................................................................... 922.3.
Образы тургеневских мест в художественной литературе, мемуарах, очеркахи письмах русской эмиграции .................................................................................. 108Глава III. Организационные формы трансляции духовного наследия ......................И. С. Тургенева за рубежом ..................................................................................... 1283.1. Деятельность семьи О. В. Галаховой-Шеншиной и ее потомков посохранению и трансляции духовного наследия И. С. Тургенева .........................
1283.2. Русская общественная библиотека имени И. С. Тургенева в Париже какцентр литературно-культурной жизни представителей русского зарубежья ..... 1363.3. Культурно-просветительская деятельность Тургеневских обществ Германиии Бельгии (Бенилюкса) ............................................................................................. 1483.4. Сохранение культурного наследия тургеневских мест представителямирусского зарубежья ................................................................................................... 1533Заключение ................................................................................................................ 164СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................................................
1714ВведениеАктуальностьтемывзаимодействиякультурРоссиииЕвропыопределяется не только наличием многообразных контактов между ними.Сегодня все более отчетливо структурируются процессы, в которых сугубоэкономическое и политическое взаимодействие постепенно отходит на второйплан, уступая место обсуждению культурных различий, а также условийсохранения и развития отношений, вытекающих из уважения к этим различиям.Дискуссии вокруг феномена глобализации также артикулируют в общественномсознании и научном дискурсе «оборотную сторону» вопроса культурнойсамоидентификации – размышления об «образе другого». Как следствие,научнаярефлексияпоповодуфрагментированногосоциокультурноговзаимодействия нередко оказывается включенной в неспецифический контекст,помещаясь в ценностное ядро трендов публичной дипломатии, деятельностисредств массовой коммуникации и т.
д. Здесь все более редким и вместе с темнасущным становится видение друг друга, преодолевающее поверхностныестереотипы; без идеализации или демонизации партнера.РоссияиЕвропавыступаютконтрагентамимежкультурнойкоммуникации не первое столетие. Тем более интересно изучить наиболеежизнеспособные модели их общения. В качестве одной из таких моделейвыступает система коммуникации в сфере публичной дипломатии, сложившаясяпод влиянием духовного наследия И.
С. Тургенева на европейскую культуручерез русскую эмиграцию ХХ и ХХI вв. Русское зарубежье – эмигранты разных«волн», оказавшиеся в Европе как по своей, так и не по своей воле, – благодаряэтому наследию имели и имеют в лице писателя образец отношения к проблемесохранения национально-культурной идентичности в условиях инокультурногоокружения.
Причем вопросы культурного разнообразия переплелись здесь стемой европеизации русской культуры, которую И. С. Тургенев раскрыл через5идеюмножественностивзаимодействующих«культурныхмиров»,противопоставленную идее «слепого подражательства». Такой подход созвученсовременнойкультурологии,гдеусиливаетсятенденциярассмотрения«культурных универсалий» сквозь призму многообразия их проявлений.1 Особоеместо в подобных исследованиях занимают проблема языка и нравственныхценностей, роли науки в культуре и т. д. Все эти вопросы, как известно, нашлиотражение в жизни и творчестве И.
С. Тургенева.Является ли «нация» как культурное целое лишь «воображаемымсообществом», и задача оказавшейся за рубежом творческой личности состоит втом, чтобы прочно интегрироваться в «принимающую» культуру, усвоив ее языкв самом широком смысле? Или же «большая деревня» глобального мира неможет полностью вытеснить наработанный столетиями историко-культурныйбагаж, составляя лишь один из новых (но вовсе не универсальный) путь развитиячеловеческого сообщества?2 Эти вопросы являются предельно актуальными нетолько в теоретической, но и в сугубо практической плоскости. Обращение кним на примере наследия И.
С. Тургенева позволяет выделить ключевыефакторы жизнеспособности русской культуры, определившие структуру инаправление развития культурных связей не только с русским зарубежьем, нотакже с самими европейскими странами.Степень разработанности проблемыИсточниковуюпроизведения,базудиссертациилитературоведческиесоставилиработы,эссе,художественныекритическиеипублицистические статьи, мемуары, письма и выступления, связанные сличностью и творчеством И. С.
Тургенева, созданные представителями русскогозарубежья и опубликованные в книгах (изданных в России и за рубежом),1Гусейнов, А. А. Рациональность и её границы / Rationality and its Limits: Материалы международн. научн. конф.«Рациональность и её границы» в рамках Международн. ин-та философии в Москве (15–18 сент. 2011 г.) / Отв.ред.: А. А. Гусейнов, В.А. Лекторский.
М.: ИФ РАН, 2012. – 233 с.; Смирнов, А. В. Логика смысла: Теория и еёприложение к анализу классической арабской философии и культуры / А. В. Смирнов. – М.: Языки славянскойкультуры, 2001. - 504 с. С. 183; Торкунов, А. В. По дороге в будущее / А. В. Торкунов. – М.: Издательство«Аспект Пресс», 2015. – 552 с.2Смирнов, А.
В. Коллективное когнитивное бессознательное и его функции в логике, языке и культуре / А. В.Смирнов // Вестник РАН. 2017. № 10 (87). С. 867– 878.6журналах и газетах русской эмигрантской периодической печати (журналах«Современные записки» [Париж] от 1933 и 1934 гг., выпусках газеты«Последние новости» [Париж] 1920-х –1930-х гг.) из фондов Дома русскогозарубежья им.