диссертация (Соотношение категорий национального и сакрального в культуре чешского барокко на примере литературно-музыкального жанра канционала), страница 5
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Соотношение категорий национального и сакрального в культуре чешского барокко на примере литературно-музыкального жанра канционала". PDF-файл из архива "Соотношение категорий национального и сакрального в культуре чешского барокко на примере литературно-музыкального жанра канционала", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Svět je podvodný verbíř aneb Výbor z českých jednotlivě vydaných svátečních apříleţitostných kázání konce 17. a prvních dvou třetin 18. století. – Praha, 2005. – 536 s.;Ibidem. Vítr jest ţivot člověka aneb Ţivot a smrt v české barokní próze. – Jinočany: H&H, 2000.– 324 s.2820Научная новизна диссертационного исследования заключается вследующем:– Диссертационная работа является первым опытом исследования вотечественной и зарубежной науке, посвященного жанру канционала какцелостного феномена чешской культуры эпохи барокко.–Впервыесакральности ианализируетсявзаимноесоотношениекатегорийпатриотизма на примере наиболее популярного в эпохубарокко жанра канционала.– Впервые рассматриваются проблемы историзма и этнокультурнойидентичности в их воплощении в литературно-музыкальных жанрахчешского барокко.– Инновационной для отечественной науки является общая трактовкакультуры эпохи барокко, в том числе чешского барокко как нового исамостоятельного исторического периода, обладающего своими ценностямии высокими достижениями.–Раскрываетсяспецификапонятия«барочныйпатриотизм»применительно к модели развития чешского социума и его культуры.Основные положения, выносимые на защиту:1.
Канционалыявляютсясинтезнымфеноменомкультуры,объединяющим словесный и нотный тексты, ориентированным наактивное функционирование в социуме, а также на фиксацию итрансляцию певческо-поэтическойкультурной традиции на родномязыке.2. В произведениях крупной формы, имеющих характер литературномузыкальногосинтетическогосочинения,отразилисьвосходящие к идеологеме барочного патриотизма.явления,213. В культуре чешского барокко сформировалось единство сакральных,исторических, этнических и патриотических образов. Главной фигуройэтого синтеза является святой Вацлав как его олицетворение.4. Указанная целостность имела целью «реабилитацию» чехов в процессеконтрреформации в рамках всего католического мира.5.
Воплощениекатегорийпатриотизма,историзма,национальноокрашенной сакральности (культ земских святых патронов) в наиболеераспространенномвнароднойсредежанреканционаловвзначительной мере способствовало сохранению и развитию чешскойэтнокультурной идентичности в эпоху барокко, проходившему вусловиях утраты чешским этносом своей государственности инасильственного изменения конфессии, включенности в имперскиеструктуры с их тенденцией к унификации.Теоретическаяипрактическаязначимостьисследованиязаключается в установлении соответствия между категориями патриотизма,историзма, национальной ментальности, наиболее ярко проявляющихся вчешской культуре эпохи барокко, в частности на примере чешскихканционалов.
Впервые в науке канционал рассматривается как синтезныймузыкально-литературныйжанр,ккоторомуприменимыинтердисциплинарные методы исследования. В данном исследованиипредставлена художественно-стилевая эволюция канционала на протяженииXV – первой половины XVIII вв., приведены наиболее яркие примерыгимнографического творчества этого времени.Представленные в данной работе материалы могут быть использованыдля разработки учебных курсов по истории музыкальных культур, историимировой культуры, истории культур славянских народов, истории литературславянских народов, а также для дискуссий о культуре барокко в целом, осоотношении категорий национального и универсального, светского ирелигиозного в культуре.22Апробация работыДиссертационная работа выполнена и обсуждена на кафедре теории иистории культуры Государственной Академии Славянской культуры.Основные результаты диссертационного исследования были представлены ввиде докладов и тезисов на международных, мужвузовских и региональныхнаучно-практических конференциях и симпозиумах: «Канционал как музыкально-литературный жанр чешского барокко»(Международная молодежная межвузовская конференция в Доменациональностей, 2010 г.); «Чешский патриотизм эпохи барокко» (VI Московская межвузовскаянаучно-практическая конференция «Студенческая наука»: секция«Вопросы теории и истории культуры и искусства России и славянскихстран» в ГАСКе, 2011 г.); «Движение аутентизма в современном певческом исполнительстве(Чехия и Россия)» (научно-практическая конференция «Поиски новыхмеханизмов трансляции культурного наследия» в ГАСКе, 2012 г.); «Культ святого Вацлава Чешского: чешская идентичность ихристианская универсальность (VII Московская межвузовская научнопрактическая конференция «Студенческая наука»: секция «Культурнаяидентичность современной России» в ГАСКе, 2012 г.); «Славянство в контексте западной цивилизации на примерелитературно-публицистическогонаследиясвященномученикаИлариона (Троицкого)» (X Международные Панаринские Чтения«Миссия России в XXI веке», 2012 г.); «Обращение к истокам древнерусского пения на примере аутентичногоисполнительства в Росcии в XXI веке» (XXI Рождественские чтения«Традиционные ценности и современный мир»: секция «Церковь икультура.
Музыкальная культура православного мира» в МГУ, 2013 г.); «Преподобный Сергий Радонежский (700 лет со дня рождения) исвятая Людмила Чешская: сопоставления в контексте историихристианства Восточной Европы» (IX Московская межвузовскаянаучно-практическая конференция «Студенческая наука»: секция«Памятные даты 2014-го г. и их культурное значение: события,юбиляры и их роль в мировой культуре» в ГАСКе, 2014 г.); «Образ св. Ивана пустынника в творчестве Ф. Бриделя в чешскойлитературе эпохи барокко» (Международная молодежная межвузовскаямеждисциплинарная славистическая конференция «Роль славянской23молодежи в процессе устойчивого цивилизационного развития» в Доменациональностей. 28.05.2015);«Значение ранней русской редакции службы святому ВячеславуЧешскому для распространения почитания святого на Руси» (XXIIIМеждународныеРождественскиечтения«КнязьВладимир.Цивилизационный выбор Руси».
Направление V «Церковь и культура»,секция «Музыкальная культура православного мира. ПеснопенияСвятой Руси». 22.01.2015);«Ранняя русская редакция службы святому Вячеславу и почитанияподвижника на Руси». (Международная молодежная межвузовскаямеждисциплинарная славистическая конференция «Роль славянскоймолодежи в процессе устойчивого цивилизационного развития» в Доменациональностей. 29.05.2015);«Йистебницкий канционал как памятник ранней гуситскойгимнографии» (Международная научная конференция в Институтеславяноведения РАН: «Ян Гус в истории и культуре.
К 600-летиюказни великого чеха». 08.12.2015);«Выставка «Канон и диалог» в рамках Страговского монастыря какплатформа для межкультурного диалога Чехии и России» (XIIIМеждународная ассамблея ректоров славянских университетов идуховных учебных заведений. I Международные славистическиечтения. «История, культура, религия, современность». 2015 г.);«Амстердамский канционал Я. А. Коменского: история создания иособенности композиции сборника» («Круглый стол» в рамках ФГОУВО ИСК «Московский государственный университет дизайна итехнологии»: «Христианская культура и славянский мир».
02.03.2016);«Роратные песни: история и формирование жанра» (Конференция вЧешском центре «Карл IV и Европа Люксембургов XIV». Москва,29.11.2016);Чешско-русские культурные связи и их реализация на примерепражской выставки «Канон и диалог» 2015 г. (XIX Международнаяконференция «Россия и Запад: диалог культур», МГУ им. М. В.Ломоносова, Факультет иностранных языков и регионоведения, Центрпо изучению взаимодействия культур, 22.03.2017).Основные положения работы отражены в 5 публикациях автора (какпечатных, так и электронных версиях), в которых нашли отражениетеоретические принципы и результаты работы; 4 статьи опубликованы визданиях, входящих в перечень ВАК МО и Н РФ: 1) Философский смысл24концепта патриотизм в России и Чехии // Вестник славянских культур.
– М.,2013. – № 3 (XXIX). – С. 5–11; 2) Культ святого Вацлава: чешскаяидентичность и христианская универсальность // Вестник славянскихкультур. – М., 2014. – № 3 (XXXIII). – C. 59–63; Сборник «Амстердамскийканционал» Яна Амоса Коменского: история создания и особенностикомпозиции // Культура и искусство. – М., 2016. – № 5.
– C. 569–574. DOI:10.7256/2222-1956.2016.5.20439. Канционал как музыкально-литературный жанр чешского барокко //Сборник тезисов Международной молодежной межвузовскоймеждисциплинарной славистической конференции «Роль славянскоймолодежи в процессе устойчивого цивилизационного развития», 27мая 2011 г. – М., 2011. – С. 60–65. – 0,25 п.
л.; Чешский патриотизм эпохи барокко // VI Московская межвузовская научно-практическая конференция «Студенческая наука»: Сб. тезисов,сост.: А. Р. Савелов, М. Ю. Лайко. – М.: Моск. студ. центр, 2012. – С.46. – 0,04 п. л.; Движение аутентизма в современном певческом исполнительстве(Чехия и Россия). [Электронный ресурс].