диссертация (Особенности японской национальной культуры потребления и производства (на примере логистической концепции «JIT»)), страница 8

PDF-файл диссертация (Особенности японской национальной культуры потребления и производства (на примере логистической концепции «JIT»)), страница 8 Культурология (57107): Диссертация - Аспирантура и докторантурадиссертация (Особенности японской национальной культуры потребления и производства (на примере логистической концепции «JIT»)) - PDF, страница 8 (57102020-03-27СтудИзба

Описание файла

Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Особенности японской национальной культуры потребления и производства (на примере логистической концепции «JIT»)". PDF-файл из архива "Особенности японской национальной культуры потребления и производства (на примере логистической концепции «JIT»)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 8 страницы из PDF

В буддизме того времени, содной стороны, большую роль играли такие примитивные представления, каквера в перерождение, а с другой — восхвалялись сутры, монахи, добродетели41бодхисатвы» [61, с. 37-38]. Таким образом, буддизм вошёл в резонанс снародными верованиями, слился с ними, и, включив их в себя, получилвозможность широкого распространения.Уже в период Нара началось возведение совместных синтоистских ибуддийских храмов, где стремление при помощи магии обрести счастья в этоммире без болезней и стихийных бедствий проявлялось в обращении, с однойстороны, к синтоистским богам, а с другой — к буддийским. В дальнейшем этотпроцесс привёл к возникновению синто-буддийского синкретического вероученияв форме хондзи суйдзяку 本地垂迹 [10, с.

35].Кроме того, буддизм привнёс в японское общество то, что можно назвать«личностной этикой», отличной от «общинной этики» синтоизма. В буддизмечеловек воспроизводит самого себя, становясь последователем Будды в процессежизни, а в синтоизме — своих предков, уже рождаясь его адептом [10, с.43].Другими словами, буддийское учение позволило японцам подойти кпониманию личности и её жизнедеятельности несколько с другой стороны: не вкачестве совокупности характеристик предков, переходящей от одного поколенияк другому, а как индивида, ответственного за свои собственные поступки.Таким образом, функциональные различия буддизма и синтоизма,принадлежавших изначально разным культурам, позволили этим двум элементам,сосуществовать в компромиссе, дополняя друг друга. Соответствуя потребностямяпонского общества, оба данных продукта являются частью культурногопроизводственного процесса, пополняемого не только новыми материальнымипосредниками, но и новыми нематериальными элементами, такими как, например,синто-буддийский синкретизм, в условиях которого взаимовлияние религий другна друга можно наблюдать на протяжении всей истории Японского государства.Как уже отмечалось выше, буддизм в период своего проникновения наЯпонские острова носил магический характер.

Однако в отличие от синто:, гдемагия была связана с земледельческими обрядами, которые отправлялисьсельскими общинами и не требовали для их совершения дорогих предметов иаксессуаров, проникновение буддизма в Японию сопровождалось культурой42производства различных материальных посредников, требовавших огромныхденежных средств и рабочей силы. Например, активное строительство роскошныхбуддийских храмов, возведение великолепных статуй Будды, изготовлениехрамовой утвари.В период системы законов Рицурё: буддийские храмы были центром новойчужеземной культуры, поэтому, можно предположить, что буддизм легко смограспространиться в Японии также и по причине его притягательной эстетическойсилы.

«…Привыкшие видеть только большие горы и невысокие хижины нашипредки испытывали необычайное чувство восхищения, когда оказывались передвеликолепнымэстетическое,буддийскимхрамом…завораживающееНетрудночувствовселялопредставитьвихсебесердцакакоеподобноехудожественное совершенство» [114, с. 18].Появление такого рода монументальных каменных или кирпичныхстроений послужило ещё одним признаком перехода к цивилизации, основнымпоказателем которой в области духовной культуры является возникновениеписьменности, а в области материальной — строительство храмов и дворцов [80].Буддийские храмы, возведенные в Японии в результате потребленияяпонцаминовыхкультурныхэлементовсматерика,сопровождавшихзаимствованный буддизм, стали источником дальнейшего развития японскойкультурыпроизводства.Храмыбылиместом,гдесинтезировалисьинакапливались предметы различных видов искусства.

Например, настенныеживописи храмового ансамбля Хо:рюдзи 法 隆 寺 , представляющие собойрезультат освоения техники живописи индийской Аджанты21, но написанные сосвойственной японцам скромной чистотой: без характерных для этого стиля чертвеликолепия [37, с. 67]; трёхъярусная пагода и статуя Будды храма Якусидзи 薬師寺 и другие.Живопись Аджанты известна в истории как роспись Аджанты. Эти росписи покрывают стены пещерных храмови монастырей, высеченных в горном Каньоне (р.

Ватхора) в Индии. Наиболее известны росписи, относящиеся кIV-VI вв. Они изображают богов, правителей, их приближённых и слуг, а также животных и растения.2143Таким образом, в ходе активного потребления адаптированных к японскимреалиям нематериальных элементов буддизма происходило быстрое освоениеяпонцами и его различных материальных посредников, что способствовалообогащению японской национальной культуры в целом, повлияв в частности наяпонскую национальную культуру потребления и производства.1.2.2. Конфуцианское учение как элемент японской национальной культурыпотребления и производстваМорально-этическое учение Конфуция дзюкё: 儒教 так же, как и буддизм, врезультате процесса заимствования, адаптации, воспроизводства и потребленияяпонским обществом стало важным элементом японской национальной культуры,сформировавшим в ней свои специфические черты, оказывающие влияние накультуру потребления и производства.Стоитобратитьсяктомупериоду,когдавЯпониюпрониклонеоконфуцианское учение китайского философа Чжу Си (1130-1200), ставшеевпоследствии государственной идеологией.

Оно оказалось привлекательнымобъектом потребления для японского общества в правление сёгуната Токугаватокугава бакуфу 徳川幕府 (1603-1868) в связи с особенностями социального иполитического развития страны в тот исторически период.Чжусианствоявлялосьобъективно-идеалистичекимучением22,утверждавшим, что метафизический принцип ли (яп. ри 理 ) составляетизначальную природу человека, которая у всех одинаково добра. Однако у многихлюдей индивидуальная природа замутнена различного рода человеческимижеланиями, от которых и происходит всё зло.

Отсюда необходимость следоватьтеории моральной стойкости, разработанной в учениях чжусианства, бороться сОбъективный идеализм - это направление философской мысли, представители которого считалипервоосновой мира индивидуальное духовное начало.2244желаниями, очищать себя и возвращаться к изначальной идеальной природечеловека. Так, сунское конфуцианство основной акцент делало на синтезесамосовершенствования и искусства управления людьми, как внутреннего, так ивнешнего [126, с. 203].Родоначальником японского конфуцианства считается Фудзивара Сэйка 藤原惺窩 (1561-1619).

«Только путём устранения собственных желаний человекможет достичь того состояния, когда принципы Неба и природа человекапроявляются в полном совершенстве» [105, с. 36].С характерным для японской нации желанием компромисса ФудзивараСэйка стремился сохранять верность «изначальному намерению Будды» и приэтом нисколько не отвергал синто:, лишь пытаясь дать им конфуцианскуюинтерпретацию. Согласно его теории, не смотря на то, что Пути (конфуцианства,синтоизма, буддизма) различны, суть их одна. Важно обнаружить в каждомявлении «ри» - «первосущность». Основной упор делался на реализацию ПутиНеба при помощи установления «пяти человеческих отношений» (господин слуга; отец - сын; муж- жена; старший брат - младший брат; отношения междудрузьями), а также принципа тайги-мэйбун 大義名分 «великий долг и делениепо именам», выступавших достойным идейным оправданием социальнойиерархии — причина превращения чжусианства в официальную идеологию впериод Токугава.«Конфуцианский идеал не просто экзотическая философия.

Он явилсяпервой попыткой сформулировать учение о том, что нравственность может бытьукреплена независимо от религии… а трагичность жизни преодолена созданиемгармоничного общества» [79, с. 18].В период Токугава в Японии была введена строгая социальная иерархия сино:-ко:-сё: 士農工商 «военное сословие (самураи) - крестьяне - ремесленники торговцы» с установленным кодексом поведения для каждого сословия.

Даннаясистема носила вертикальный характер, таким образом, горожане, к которымотносились ремесленники и торговцы, находились на её низших ступенях.45Занимаемое место в социальной системе обозначалось словами «мибун» 身 分«общественноеположение»или«мэйбун»名 分«личныйдолг»,«ответственность», определяемые статусом. Согласно принципу тайги мэйбунисполнение личного долга ги 儀 стало рассматриваться как основная добродетель,свойственная человеческой природе. «Великий долг» каждого индивидазаключался в добросовестном исполнении своих конкретных обязанностей,обусловленных его положением. Получила распространение идея единого живогоорганизма, связанная с конфуцианскими представлениями об идеальномгосударстве и символизировавшая его гармоничную целостность.

Принцип связисердца и остальных частей тела обозначал неразрывный и естественный характервзаимодействия между властью и подданными, а также структурное единство ифункциональную взаимозависимость всех составляющих, где сословия подобнытелу, а правитель подобен сердцу [38, с. 87].Так же, как ранее в Японии образовался синто-буддийский синкретизм, такв XIII в.

образовался и синто-конфуцианский синтез: «Япония, как известно,«страна богов»; кто управляет Японией, должен поэтому следовать Пути Богов. АПуть Богов соответствует принципу «ри», соответствует «сердцу». Итак, вне«ри», вне «сердца» нет Пути Богов, а вне Пути Богов нет и пути правителей» [80,с. 245].Олицетворяя собой синтез самосовершенствования и искусства управлениялюдьми, конфуцианство оказалось в период Токугава крайне примечательным дляяпонскогообществанематериальнымэлементом,способнымподдержатьгармонию в социуме.

Прагматичный и рациональный подход к потреблениюпозволил японскому обществу в нужный момент обнаружить и перенять извне то,что было способно идейно оправдать социальную иерархию и сохранить темсамым важное для японского общества равновесие. Вместе с тем, новыйзаимствованный культурный элемент нисколько не впадал в противоречие сиграющими важную роль в жизни японского народа синтоизмом и буддизмом, но,46наоборот, благодаря специфическим чертам японской культуры производства былпреобразован в некий компромиссный синтез с ними.Безусловно, на протяжении всей истории Японии можно наблюдатьобразованиеиразвитиеразличныхрелигиозныхшкол,занимающихглавенствующее, но не исключительное положение в тот или иной периодистории.

Каждая из них придерживалась своего учения и своих философскихмыслей, выдвигая при этом как идеи исключительно чистого буддизма, синто:или конфуцианства, так и идеи различных синкретизмов.Однако наиболееважным моментом в таком многообразии учений является то, что их развитиеникогда не сопровождалось в Японии ни религиозными войнами, ни религиознымфанатизмом.

Как подчёркивает Кувабара Такэо 桑原武夫, в японской религииотсутствует монотеизм, сковывающий волю человека волей БожественногоАбсолюта [103, с. 7].Выражаясь словами последователей школы периода Токугава «Ёсидасинто:» 吉田神道, соотношение религиозных учений в Японии можно передатьтак: «Синтоизм — ствол, конфуцианство — ветви, буддизм — листья единогодрева истинной веры» [80, с. 237].Выше приведённая идея школы «Ёсида синто:» является очереднымпримером компромиссности, терпимости и взаимосвязи в японском обществеразличных элементов как исконно зарождённых, иначе говоря, произведённых вЯпонии, так и потреблённых извне, но адаптированных таким образом, что всевместе они образуют одно целое.ВЫВОДЫЗаложенныевдописьменномиписьменномкультурныхкодахтрадиционные черты японской национальной культуры, регулирующие выборпродуктов и процесс их потребления и производства, следующие:47- стремление к миниатюризации и точности, прагматизму и рациональности вовсех областях жизнедеятельности;-умениеоперироватьвмаломпространствеиприводитьеговвысокоупорядоченное состояние;- способность организовывать движение информационного потока с большойскоростьюиминимумомискажений:точноеибыстроепотребление,транслирование и производство информации;- стремление к ва «миру, согласию» — гармоничному, компромиссномусуществованию, особенно в рамках своей группы;- обусловленный синтоистским двояким восприятием реальности бинарный кодповедения, главным образом, представленный следующими принципами:татэмаэ«озвучиваемая установка, приемлемаяс точкизренияпартнера» и хоннэ «искреннее намерение» — привычкой контролировать искрывать свои истинные намерения, мысли и чувства с целью избежанияпрямых конфликтов;омотэ «лицевая, внешняя сторона» и ура «изнанка, оборотнаясторона» — привычкой презентовать какой-либо культурный элемент илиявление исключительно лицевой стороной, избегая при этом проявлениявнутренних факторов, представляющих собой оборотную сторону;сото «снаружи» и ути «внутри» — привычкой делить культурныеэлементы и явления, а также окружающих на «чужих» и «своих», чтопредполагает разный тип поведения;- наличие принципа дзюн-гяку - движение в процессе потребления и производствапо траектории «вперёд-назад», где одно произрастает из другого, и каждоеявление выступает как причиной, так и следствием;- буддийское понимание личности как инстанции, ответственной за своисобственные поступки;-конфуцианскаяидеяоструктурномединствеифункциональнойвзаимозависимости всех составляющих общества или какой-либо его группы;48- конфуцианская идея синтеза самосовершенствования и искусства управлениялюдьми;- наличие принципа взаимосвязи различных элементов, как исконно зарождённых,так и потреблённых извне, адаптированных таким образом, что все вместе ониобразуют единое целое, где одно во всём и всё в одном.49ГЛАВА II.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5209
Авторов
на СтудИзбе
430
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее