диссертация (Особенности японской национальной культуры потребления и производства (на примере логистической концепции «JIT»))
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Особенности японской национальной культуры потребления и производства (на примере логистической концепции «JIT»)". PDF-файл из архива "Особенности японской национальной культуры потребления и производства (на примере логистической концепции «JIT»)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ(УНИВЕРСИТЕТ) МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ»На правах рукописиКАГАЛЬНИКОВА АНАСТАСИЯ ВЯЧЕСЛАВОВНАОСОБЕННОСТИ ЯПОНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫПОТРЕБЛЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА(НА ПРИМЕРЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ «JIT»)Специальность 24.00.01 – Теория и история культурыДиссертация на соискание ученой степеникандидата культурологииНаучный руководитель:доктор культурологии, доцентГуревич Татьяна МихайловнаМосква – 20172ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 5ГЛАВА I. Традиционные черты японской национальной культурыпотребления и производства………………………………………………....191.1.
Код дописьменной японской культуры…………………………231.2. Код письменной японской культуры……………………………331.2.1. Буддийское учение как элемент японской национальнойкультуры потребления и производства…………………………… 361.2.2.Конфуцианскоеучениекакэлементяпонскойнациональной культуры потребления и производства………....... 43ВЫВОДЫ……………………………………………………………………… 46ГЛАВАII.Японскаянациональнаякультурапотребленияипроизводства новейшего времени…………………………………………… 492.1.
Японская национальная культура потребления и производствапосле революции Мэйдзи (со второй половины XIX в.)….………...492.2. Код экранной японской культуры……………………………….. 63ВЫВОДЫ……………………………………………………………………… 75ГЛАВА III. Логистическая концепция «JIT» как элемент национальнойкультуры потребления и производства в Японии…………………………... 793.1. Традиция преданных и доверительных отношений……………. 873.2. Традиция обмена точными информационными данными……... 933.3. Традиция коллективизма…………………………………………. 1003.4.
Традиция непрерывного совершенствования…………………... 1053.5. Традиция эффективного управления трудовыми ресурсами….. 1113.6. Побочный эффект культуры производства «JIT»………………. 116ВЫВОДЫ……………………………………………………………………… 118ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….1233Список литературы …………………………………………………………... 126Список иллюстрированного материала …………………………………….. 148ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….149Приложение 1.Таблица 1.
Рейтинг крупнейших автомобильных компаний за2004-2006 гг…………………………………………………………… 149Приложение 2.Таблица 1. Крупнейшие автомобильные компании мира посостоянию на 2016 г………………………………………………….... 151Приложение 3.График 1. Социальный опрос среди японской молодёжи,проводимый культурно-информационным центром «nORRBESA»в2015г.натемужелания/нежеланиявступатьвбрак………………………………………………………………,…….. 153Приложение 4.График 1. Социальный опрос среди японской молодёжи,проводимый культурно-информационным центром «nORRBESA»в2015г.натемупричинынежеланиявступатьвбрак……………………………………………………………………... 154Приложение 5.Рисунок 1.
Примитивная схема кэйрэцу (по горизонтали ивертикали)……………………………………………………………… 155Приложение 6.Рисунок 1. Кэйрэцу «Тойота Груп»: компании, входящие в него иих взаимосвязь………………………………………………................157Таблица 1. Список самых крупных компаний, входящих в «ТойотаГруп»……………………………………………………….................... 158Приложение 7.Рисунок 1. Примеры карточек камбан.................................................1604Приложение 8.Рисунок 1. Возможные результаты эффективного применениясистемы SMED………………………………………………………… 161Рисунок 2. Система SMED: основные этапы и практическиеметоды…………………………………………………………………..
162Приложение 9.Рисунок 1. Стройное производство «LP» …………………………… 163Рисунок 2. Семь японских муда «потерь» …………………………... 1645ВВЕДЕНИЕВозможность выражать и реализовывать себя различными способамипозволяет каждому члену общества принимать активное участие в формированиимногообразия культур, в каждой из которых проявляются свои специфическиечерты.
Они создают в сознании индивида своеобразную модель восприятия иотношениякразличнымкультурнымэлементам.Подобныекультурныеособенности представляют собой либо плодотворную почву для развития новыхзародившихся самостоятельно или заимствованных из других культур элементов,либо являются губительным фактором, лишающим новый продукт возможностиприжиться в том или ином обществе.Япония в ходе своего развития периодами попадала под влияниеконтинентальной культуры, главным образом, но не всегда, китайской, чтопродолжалось столетиями и часто охватывало многие стороны жизни японскогообщества.
В ходе этого развились определённые исторические традициияпонской национальной культуры потребления и производства: поглощённыеэлементы чужеземной культуры практически никогда не обретали собственногосвободного существования в Японии: они творчески перерабатывались ивключались в японскую культуру, которая от этого становилась ещё болеесамобытной. «… В японской живописи, поэзии, архитектуре, скульптуре,художественном ремеслеи многом другом можно обнаружить китайские,индийский, корейские и иные иноземные элементы, но присутствуют они там, каксказал бы философ, в «снятом» виде, подчинёнными системе японской культурыв целом…» [37, с.
13].Способность японской системы ценностей впитывать влияние чужеземныхкультур, сохраняя при этом свои традиции, то есть оставаться самобытной —одна из основных причин огромного постоянного интереса не только со стороныучёных, но и простых обывателей к различным материальным и нематериальным6элементам японской национальной культуры. Сохранение гармонии и равновесияв процессах потребления и производства — культурная особенность японскогообщества, проявляемая на протяжении всего его исторического развития, независимо от рассматриваемого элемента.Под «потреблением» в данной исследовательской работе понимаетсяиспользование японцами заимствованных культурных продуктов 1 в процессеудовлетворения своих потребностей.
Под «производством» — процесс созданияматериальных и нематериальных благ 2 , необходимых для существования иразвития японского общества.Под словосочетанием «культурная особенность» в исследовательскойработе понимается специфическая черта, не являющаяся универсальной илиобщепринятой для всех культур. Автор не определяет её как «уникальную», таккак уникальность предполагает единственность в своём роде, неповторимость[165], судить о которых данное исследование не позволяет.В работе рассматриваются особенности японской национальной культуры,не предполагающей в отличие от этнической кровного родства её носителей и ихблизкогопроживаниянаместности.Единственнымограничениемдлянациональной культуры является территория государства, на которой проживаютотносящие себя к одной нации этносы.Национальная культура представляет собой синтез этнических культур исоциальных институтов.
Одна из основных её задач — стереть бытовые, языковыеи поведенческие различия этнических групп с целью создания у них ощущенияпринадлежности к одной нации. В отличие от консервативной этническойкультуры, закрытой к новому, сохраняющей в себе устаревшие нормы и обычаи,национальную культуру отличает стремление к развитию, культурному обмену сдругими нациями, созданию новых культурных элементов.Под «продуктом» в исследовательской работе понимается любой материальный / нематериальный элементкультуры.2 Под «благом» понимается то, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей,приносить им пользу, доставлять удовольствие.17Актуальность диссертационного исследования.Прагматичный, рациональный подход и компромиссное восприятие ранеечуждых японской национальной культуре иноземных элементов являются однимииз основных черт, заложенных в коде данной культуры и проявляющихся впроцессемежкультурнойактивным потребителемкоммуникации.Японскоеобществовыступаетне столько материальных, сколько нематериальныхэлементов других национальных культур, что позволяет называть его «обществомпотребления».Врамкахданногоисследованияяпонскоеобществорассматривается не как общество потребления товаров и услуг, но как обществопотребления относящихся к другим национальным культурам нематериальныхэлементов и их материальных посредников3.Рациональный подход к потреблению позволяет японцам успешноусваивать новые заимствованные элементы и внедрять их, адаптируя ксобственным традициям, нормам и моральным устоям.
Происходит процесстрансмутации, при котором потребление неизбежно предопределяет производствоновогопродукта,основнымисоставляющимикотороговыступаютзаимствованный элемент и исконно японские традиции и нормы. Главнымстимулом для реализации выше описанного процесса становится стремление кразвитию национальной культуры: самосовершенствованию, сопровождаемомупопыткой создания недуальной модели двух выше представленных объектов и,как результат, самобытного культурного элемента.Таким образом, рассматриваемая в исследовании культура потребления,представляющаясобойсовокупностьэлементовичерт,регулирующихпотребление продуктов, которые относятся к чужеземным культурам, являетсянеотъемлемойчастьюяпонскойнациональнойкультуры.Существующие в японской культуре потребления свои нормы, ценности итрадиции, безусловно, имеют ощутимую принудительную силу: регулируют,какимобразомдолженпроисходитьпроцесспотреблениячужеземногоПод «материальным посредником» понимается материальный объект через который выражаетсянематериальный (духовный) элемент культуры.