диссертация (Картезианское мышление в культуре современной Франции (на примере развития гуманитарных технологий)), страница 4
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Картезианское мышление в культуре современной Франции (на примере развития гуманитарных технологий)". PDF-файл из архива "Картезианское мышление в культуре современной Франции (на примере развития гуманитарных технологий)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Таким образом, обществоразвивается в диалектике глобального и локального.В новых условиях многомерности бытия человек должен вписываться вразноуровневые социальные процессы для того, чтобы сохранить духовное18Симония Н.А., Торкунов А.В. Новый мировой порядок: от биполярности к многополюсности // Полис.Политические исследования. 2015. №3. С. 27-37; Современные международные отношения. М., 2017. C. 4960, C.173-18719Robertson R.
Globalization: Social Theory and Global Culture. L., 1992. 224 р.; Anthony Giddens. Runawayworld : how globalization is reshaping our lives. NY, 2000. 124 p.; Бауман 3. Глобализация. Последствия длячеловека и общества. М., 2004. 188 с.; Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма – ответы наглобализацию.
М., 2001. 304 с.; Чумаков А. Н. Метафизика глобализации. Культурно-цивилизационныйконтекст. М., 2017 г. 496 с.; Коннов В.И. Глобальная наука и национальные научные культуры: трудностисопряжения // Международные процессы. 2016. Т. 14. № 3 (46). С. 96-111.20Лебедева М.М. Публичная дипломатия: исчезновение или новые горизонты? // Публичная дипломатия:теория и практика.
М., 2017. С. 8-20; Лебедева М.М. Мировая политика: учебник для вузов. М., 2007. C. 5986.21Федотова В.Г. Глобализация и модернизация: фактор культуры // Знание. Понимание. Умение. 2017. № 4.С. 60; Красных В.В. Значение изучения лингвокультуры для теории и практики преподавания русскогоязыка как иностранного // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русскаяфилология. 2018.
№ 2. С. 4622Бауман З. Философия и постмодернистская социология // Вопросы философии. 1993. №3. С. 46-61;Старцев Е.Н. Глокальность как фактор становления новой цивилизационной реальности // Вестник БГУ.2010. №6. С.40-44; Согомонов А.Ю. Глокальность (Очерки социологии пространственного воображения) //Глобализация и постсоветское общество.
М., 2001. С. 60–79.16богатство внутреннего ценностного пласта23 с достижениями развития миравнешнего, представляющего органически сложный порядок24. Сложностьпорядка во многом связано с изменением временно-пространственныхконтуров человеческой жизни25, когда изменения во времени человеческойдеятельности неизменно приводят к изменениям в пространстве, и наоборот.Закреплениепредставляющегоивоспроизводствособойнаборнекогокультурногоособенностей,кода,позволяющихидентифицировать определенную культуру, является в данном контекстеодним из решений с целью снижения риска26 той или иной культуры вусловиях неопределенности27 и сложности миропорядка.
В этой связиинтересен пример Франции, которая сквозь века пронесла приверженностьидеаламрациональногокартезианскогомышления.Рассматриваяособенности данного парадокса имеет смысл рассмотреть, в чем именнозаключается картезианское мышление и как оно эволюционировало с XVII в.по сей день.1.1.Концептуальные основы картезианского мышления1.1.1. Концепция сogito Декарта как основа рефлексии субъектаКатегория субъекта является одной из ключевых для философиикатегорий и, в первую очередь, для философии европейской.
Данная23Касаткин П.И. Глобализация культуры: проблемы и перспективы // Власть. 2017. Т. 25. № 8. С. 40-48;Панфилова Т.В. Ценности глобализированного мира: общечеловеческие или обесчеловеченные? //Философия и общество. 2014. № 2 (74). С. 19-32; Фадеева Т.Е. Проблема трансформации ценностныхориентиров в ситуации интенсификации межкультурных контактов (искусство как средство синтеза) //Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2014. № 15. С. 52-56; Современнаяполитическая наука. Методология. Раздел 2. М., 2019. 776 с.24Гаман-Голутвина О. B.
Политология как метадисциплинарная матрица // Международные процессы. 2016.Т. 14. № 1 (44). С. 87; Федотова В.Г.Культура в исторически меняющихся моделях модернизации //Знание.Понимание. Умение. 2016. № 4. С. 31-44.25Межкультурная коммуникация в условиях глобализации. М., 2016. 200 с.; Harvey, David. The Condition ofPostmodernity: An Enquiry into the Origins of Cultural. Change. Oxford, UK, 1989. 388 p.26Глаголев В.С.
"Экология культуры" - базовое условие современных прогнозов и преодоленияцивилизационных рисков // Глобальный мир: системные сдвиги, вызовы и контуры будущего XVIIМеждународные Лихачевские научные чтения. 2017. С. 316-318; Глаголев В.С. Нематериальные факторы вмеждународных отношениях // Современная наука о международных отношениях за рубежом Под общейредакцией И.С. Иванова.
М., 2015. С. 10-18.27Anthony Giddens. Runaway world: how globalization is reshaping our lives. NY, 2000. 124 p.17категория неизменно входит в число основных философских категорийнаравнестакими«мышление»категориями,«субстанция»икак«бытие»,являетсябазовой«материя»,и«время»,неизбежнойвметодологической схеме деления мира на две части – активную и пассивную,субъекта и объекта28. Но несмотря на то, что французский постмодернизмвторой половины XX в. заявил о «смерти субъекта», философская категорияне исчезает, а продолжает волновать и исследоваться, открывая свои новыеглубинные пласты.
Так, под смертью субъекта понимается лишь уходклассической трактовки субъекта, поиски же новых моделей субъективностине прекращаются. Можно даже говорить об общей устремленностифилософов найти альтернативную модель, адаптирующую крайности двухфилософских установок, утверждающих абсолютность субъекта и егофиктивность29.Несмотря на то, что проблема субъективности в западноевропейскойфилософии находит свои истоки еще в античности30, исследователи сходятсяво мнении, что именно Декарт является основоположником классическойтрактовки субъекта как мыслящей субстанции, обладающей автономностьюи самодостаточностью. Именно благодаря Декарту, а вслед за ним всейрационалистическойтрадиции,периодклассическойновоевропейскойфилософии будет характеризоваться период господства и расцвета категории«субъект».Разберемся более подробно, в становлении категории «субъекта», впервую очередь, упоминается имя Декарта.Важнейшей заслугой Декарта является введение в философию понятияcogito (от лат.
«я мыслю») и утверждения cogito ergo sum («я мыслю,следовательно, существую»). Значение данного тезиса настолько велико, что,по сути, с момента его выдвижения и до наших дней вокруг него, его28Фоменко А.П. Проблема субъекта в философии постмодернизма // Ценности и смыслы. 2016. №2 (42). С.8–18.29Там же.30Колесников А.С. Становление проблемы субъекта: от Декарта до современной философии // Формысубъективности в философской культуре XX века. СПб., 2000. C. 10-25.18осмысления и толкования, вращается ряд направлений европейскойфилософии.
Особое значение и новые оттенки смыслов оно приобретает ужев XX веке, когда новое значение получает само понятие «существования».Своей главной целью Декарт ставил создание нового метода,незыблемого основания для науки, что, по его мнению, открывалоневиданные прежде возможности, делая человека «господином природы». Иэтим основанием могло быть сам человеческий разум и его самосознание. «Ямыслю, следовательно, я существую,» – сущность самосознания, егоотправная точка, позволяющая с помощью разума прийти к истиннымоснованиям.ЭтосуждениедляДекартаявляется«первыминаиболеедостоверным»31.
Так, по Декарту, само существование человека обусловленоналичием мышления. «Я, строго говоря, только мыслящая вещь, то есть дух(esprit), или душа, или разум (entendement) или ум (raison). Все это термины,значение которых было мне неизвестно. Итак, я истинная и действительносуществующая вещь. Но какая вещь? Вещь, которая мыслит».32В этой связи хочется отменить, что Декарт не делает различия нетолько между понятиями дух (esprit), разум, понимание (entendement) и ум(raison), но душой, которая в его философии противопоставляется телу.Чуть позднее в «Началах философии» Декарт дает еще более широкуютрактовку мышлению: «Под словом мышление (cogitatio), — говорит Декартв «Началах философии», — я разумею все то, что происходит в нас такимобразом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собой; и поэтомуне только понимать, желать, воображать, но также чувствовать означаетздесь то же самое, что мыслить» 33.Данное понятие включает в себя весь спектр мыслительного процессачеловека, связанный не только с деятельностью разума, но и чувствами,однако чувства сводятся все равно в деятельности мысли, являются31Декарт Р.
Начала философии // Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950. С. 429.Декарт Р. Метафизические размышления. Размышление второе // Декарт Р. Избранные произведения. М.,1950. С. 344.33Декарт Р. Начала философии // Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950. C. 429.3219модусами мышления. Получается, что в данное понятие включаются всеосознанные процессы, связанные с жизнью человека: «Если же яподразумеваю только действие моей мысли или моего чувства, иначе говоря,моѐ внутреннее сознание, в силу которого мне кажется, будто я вижу илихожу, то заключение настолько правильно, что я в нем не могу сомневаться,ибо оно относится к душе, которая одна лишь способна чувствовать имыслить каким бы то ни было образом» 34.Итак, самосознание – важнейший признак человека для Декарта, асомневаться можно даже в наличии собственного тела.