Диссертация (Воспитание музыкального мышления у детей старшего школьного возраста средствами ансамблевого музицирования в классе фортепиано), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Воспитание музыкального мышления у детей старшего школьного возраста средствами ансамблевого музицирования в классе фортепиано". PDF-файл из архива "Воспитание музыкального мышления у детей старшего школьного возраста средствами ансамблевого музицирования в классе фортепиано", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Исследование связанных с ней целей и задач приобучении в педагогическом, историческом, социальном аспектах, дает болееглубокое и познавательное решение о роли и значения жанра фортепианногоансамбля.В определении сущности любительского музицирования мы идем по пути:1. Раскрытия специфических свойств музицирования как вида творческойдеятельности;2.
Самореализации личности посредством музыкального творчества.Мы смеем утверждать, что являясь деятельностью творческого характера,музицирование способствует личности выйти на качественно иной уровеньразвития: эмоциональной-чувственной сферы, интеллекта, музыкальногомышления, а значит и духовного мира в целом.Фортепианные ансамбли принято подразделять на следующие основныетипы:- ансамбль для двух исполнителей (четырехручный);- ансамбль для двух исполнителей на двух роялях.Различия между этими ансамблями достаточно велики и касаются,прежде всего, не только репертуарных произведений, но и техническихвозможностей играющих. Два инструмента дают исполнителям гораздобольшую возможность в использовании регистров, тембров, педалей и т.п.Исполнение произведения за одной клавиатурой способствует как ихвнутреннейсоучастию.контактности,единству исполненияиэмоциональномуХарактер музыкальных исполнительских ансамблей28такжезависит от произведений композиторов, которые пишут музыкузависимостиотстиля-виртуозности,концертности,вкамерногомузицирования.Музыкальное исполнительство с точки зрения Л.С.
Гинзбург, Л.А.Мазеля,Я.И.Мильштейнаидр.рассматривалосьвкачествесамостоятельного вида художественной творческой деятельности. Этоубеждение утвердилосьв отдельный ряд художественно-творческойдеятельности.Ансамблевое музицирование, на наш взгляд, можно рассматривать какодин из видов музыкально-педагогической среды,созданной для втворческого содружества разных по характеру индивидуальностей, при этомполучающим возможность полноценно развиваться, соответственно помогаядруг другу и дополняя друг друга.В такой среде, созданной во время учебных занятий с обучающимися,легко осуществляется личностный и деятельностный взгляд на обучение, чьяоснова заложена в психологии работами А.Н.
Леонтьева, Л.С. Выготского,Б.Г.Ананьева, С.Л. Рубинштейна. Такая среда сформировалась из многихпредпосылок:наличиеобщихтеорийдеятельности,которыесформулированны в философии Г.С. Батищева, Г. Гегеля, Э.В. Ильенкова,Э.Г. Юдина и др.; в общей психологии М.Я. Басовым, А.Н. Леонтьевым, А.В.Петровским С.Л. Рубинштейном; в общепедагогических теориях учебнойдеятельности В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, и др.Фортепианное ансамблевое музицирование можно причислить к однойиз многочисленных форм совместной коллективной деятельности, в которойвместе с развитием профессиональных умений и навыков формируютсянавыки коммуникации и самоорганизации между двумя исполнителями.Исходя из собственного опыта педагогической работы мы можемутверждать, что в фортепианном ансамблевом музицировании действенно и29позитивнопроявляетсяразвитиеоднойизважнейшихсоциально-психологических функций музыкального искусства – коммуникативной.Роль общения (особенно в подростковом возрасте) в ансамблевырастает до уровня личностных коммуникативных взаимоотношений и вконечномвариантеродственныхдуховных.Помиморазвитияпрофессиональных музыкальных умений и навыков, игра в ансамблеразвивает партнеров,учит взаимопониманию, взаимосопереживанию,формирует в них чувство взаимной поддержки, толерантности и уважениядруг к другу.
Именно в такой музыкально-педагогической среде вырастаеттворческий коллектив, который может в будущем приобрести ценные урокивоспитания не только в профессиональной направленности, но и воспитать всебе личностные качества, как участника ансамбля.Музыканты и педагоги-практики видят в жанре фортепианногоансамбля мощное средство музыкального развития учащихся, призванноевыполнятьоченьважнуюдлянашейтемыисследованияфункциюразвивающего обучения.Ансамблевоемузицированиепорождаетуегоучастников–музыкальном дуэте радостное чувство творческого соучастия в процессемузицирования и дает возможность довести свое исполнительское мастерстводо совершенства даже тем, кто не обладаетблестящей,отточенной икачественной техникой игры на фортепиано.Ежегодно проводимые конкурсы и фестивали исполнительского (такжекакихорового,стимулирующейивокального)частьюмастерствасовременнойявляютсямузыкальнойбольшойисполнительскойкультуры.
Совместные концертные выступления также служат воспитаниюсоучастия в единой работе в процессе музицирования, сопереживанию,радости побед и творческого роста.Использование в педагогической практике и музыкальном образованиивцеломфортепианногоансамблевого30исполнительствамаксимальносоответствует концепции развивающего обучения, так как способствуетознакомлениюучащихсясболееширокимкругоммузыкальногоисполнительского репертуара, и способствует накоплению музыкальногокругозора.Фортепианныйдуэт,какфеноменмузыкальнойдеятельности,представляется одной из важнейших примет расцвета светской культурыХ1П-Х1Х веков, достигшей новых высот в искусстве общения, ведениядиалога,галантногоисполнителейстилясоставляетповедения.основуМузыкальныйоригинальныхдиалогдвухкомпозицийдляфортепианного дуэта.
Фортепианный дуэт, как единственный в своем родеансамбль, где два исполнителя играют на одном инструменте, есть образдиалога, определившего структуру композиций для данного вида ансамбля.Воспринятое в эстетике беседы совместное музицирование - это и диалогдвух равных собеседников, и урок учителя с учеником, и просто радостьобщениядвухувлеченныхискусствомлюдей,необязательнопрофессионалов.
Поэтому фортепианный дуэт является самым доступным ив то же время самым универсальным из камерно-инструментальных жанровФортепианныйдуэт,какжанр,составляютдванаправленияисполнительского искусства: два исполнителя за одним инструментом(четырехручный дуэт за одной клавиатурой) и два исполнителя за двумяинструментами (два рояля или фортепиано). Признанный авторитет в мирефортепианно-дуэтного исполнительства академик Е.Г. Сорокина в своейкниге “Фортепианный дуэт: история жанра” с первых страниц четкоразграничивает эти направления. Однако в настоящее время фортепианныйдуэт и фортепианный ансамбль составляют исторически сформировавшиесядве ветви фортепианного искусства, своего рода мега-жанр, вобравший всебя стилистические признаки и дуэтного, и ансамблевого музицирования.Фортепианный дуэт, то есть два исполнителя за одним инструментом,31безусловно является жанровым феноменом, так как все остальные вариантысочетаниямножественесколькиходнотембровыхразновидностей.инструментовПрослеживаяисториювстречаютсявовозникновенияираспространения этого вида клавирного искусства, мы обнаруживаем рядинтереснейших обстоятельств, повлиявших на становление исполнительскойкультуры в целом.Очевидно,ансамблевогоуженапервомисполнительстваэтапевозникстановленияинтересмузыкальногоксовместномумузицированию и за одним инструментом, и за двумя.
При исполнении какклавирной, так и органной музыки ХVI -ХVII веков нужно учитывать, чтоогромную роль играло искусство импровизации. Можно предположить, что вансамблесовместнаяимпровизацияисполнению каждым из пианистов,сводиласьксоперническомуритмически выразительных ивиртуозных произведений на определенно заданную тему. Виртуозноевладениеинструментом,разнообразноподразумевающееиспользоватьвсюумениевозможностьтехническиклавирнойитехники,образовывало обширное творческое поле для диалогов-турниров междуклавиристами.Практику совместной импровизации, соответствующую традициямисполнительской культуры эпохи барокко, мы хотели бы подчеркнуть какодну из первых тенденцийнаправления развития жанра и оказавшихвлияние на форму произведений для двух клавировв более поздниепериоды.
Расширение диапазона звучания позволяло использовать ансамбльдвух клавиров в качестве мини-оркестра для исполнения масштабныхконцертных сочинений с оркестром или без него (Ф. Куперен, И.С. Бах).Е.Г.СорокинамузицированиявотмечетXIXвеке,возросшуюпишет:популярность«Возниклаэтогобольшаяивидаоченьразнообразная литература: музыку для фортепиано в четыре руки писали (вбольшемилименьшемколичестве)32почтивсекомпозиторыXIXстолетия»[108].Период со второй половины 18 до конца 19 в. назвают «золотым веком»фортепианного дуэта.
В это время мы видим появление молоточковогофортепиано с его расширенным диапазоном, которое давало более удобныевозможности для совместной игры. Кроме того, распространенностьдуэтного музицирования, связанная с доступностью репертуара, позволяламузицировать в 4 руки людям, чье владение инструментом было далеким отпрофессионального, т.е. чисто любительское.Вместе с тем, на основании большого количества историческихисточников можно сделать вывод, что уже с XIX века начинаетсяповсеместное увлечение музыкантов-профессионалов и любителей музыкимультиклавирными ансамблями.