Диссертация (Проблема соотношения морали и религии в философии немецкого просвещения)

PDF-файл Диссертация (Проблема соотношения морали и религии в философии немецкого просвещения) Философия (55977): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Проблема соотношения морали и религии в философии немецкого просвещения) - PDF (55977) - СтудИзба2020-03-24СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Проблема соотношения морали и религии в философии немецкого просвещения". PDF-файл из архива "Проблема соотношения морали и религии в философии немецкого просвещения", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст из PDF

Федеральное государственное автономное образовательное учреждениевысшего образования«Российский университет дружбы народов» (РУДН)На правах рукописиКрыштоп Людмила ЭдуардовнаПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ МОРАЛИ И РЕЛИГИИВ ФИЛОСОФИИ НЕМЕЦКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯСпециальность 09.00.03 – История философииДиссертация на соискание ученой степени доктора философских наукНаучный консультант:доктор философских наук,профессор А.Н.

КругловМосква – 2020ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ4ГЛАВА 1. НЕМЕЦКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ЕГО СПЕЦИФИКА22ГЛАВА 2. МОРАЛЬ И РЕЛИГИЯ В ЭПОХУ РАННЕГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В ГЕРМАНИИ§ 1. Хр. Томазий: начало Просвещения в Германии1.1. Учение о морали1.2. Религия и церковь1.3. Религия и государство1.4. Итоги§ 2. Феномен религиозного Просвещения: учение пиетизма2.1. Пиетизм: объем понятия2.2. Основные положения пиетизма2.3. Воспитательная система пиетизма2.4. Учение о «новом рождении»2.5. Моральное учение пиетизма2.6.

Учение Лютера и пиетизм2.7. Итоги: пиетизм и Просвещение§ 3. Мораль и религия в философии Хр. Вольфа3.1. Хр. Вольф в контексте немецкого Просвещения3.2. Моральная философия Вольфа3.3. Закон достаточного основания в философии Вольфа3.4. Естественный закон3.5. «Речь о практической философии китайцев» (1721)3.6. Бог в философии Вольфа3.7.

Обязанности по отношению к Богу3.8. Вольф и пиетизм3.9. Итоги§ 4. Мораль и религия в философии Хр. А. Крузия4.1. Критика закона достаточного основания и закон достаточнойпричины4.2. Свобода воли человека4.3. Божественный закон как основа практической философииКрузия4.4. Добродетель и благоразумие4.5.

Божественное Откровение и церковные установления4.6. К вопросу о возможном влиянии Крузия на Канта4.7. ИтогиГЛАВА 3. МОРАЛЬ И РЕЛИГИЯ В ЭПОХУ ЗРЕЛОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В ГЕРМАНИИ. НЕОЛОГИЯ§ 1. Неология: общая характеристика3623639555869727482919599102106113113119127129135145151156161164167172176178181183187190190§ 2. И.И. Шпальдинг о морали и религии2.1. Шпалдинг и его «Размышление о предназначении человека»2.2. «Религия, дело человека» (1797)2.3.

Христианство и естественная религия2.4. Религия и внешние обряды2.5. Религия и религиозные чувства2.6. Шпальдинг о религиозной критике и Просвещении2.7. Итоги§ 3. Неологи и церковное догматическое вероучение3.1. Умеренная неология и историческая герменевтика3.2. Радикальная теология Просвещения: Г.С. Реймарий3.3. Теологические взгляды Г.Э. Лессинга и неология3.4. ИтогиГЛАВА 4. МОРАЛЬ И РЕЛИГИЯ В ЭПОХУ ПОЗДНЕГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В ГЕРМАНИИ§ 1. Позднее Просвещение: общая характеристика§ 2.

М. Мендельсон о морали и Боге: концепция религиозного плюрализма2.1. Мендельсон о Просвещении и предназначении человека2.2. Теория познания Мендельсона2.3. Практическая философия Мендельсона2.4. Мендельсон о Боге и возможности доказательства его существования2.5. Мендельсон о государстве и церкви2.6. Итоги: М. Мендельсон в истории европейской философии§ 3. И. Кант и его проект моральной религии разума3.1. Кант о Просвещении3.2. Сущность религии и ее взаимосвязь с моралью3.3.

Особенности рассмотрения религии и морали в «Религии впределах только разума» (1793)3.4. Царство Божие на земле: видимая и невидимая церкви3.5. Кант о разных религиях3.6. Священное Писание и догматическое вероучение3.7. Свобода совести и веротерпимость3.8.

Рецепция взглядов Канта и их дальнейшее развитие3.9. ИтогиЗАКЛЮЧЕНИЕ197201207213218220225230233234238248259261СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ427БИБЛИОГРАФИЯ4313261266267277287292310322324325331341347353366371380411416ВВЕДЕНИЕАктуальность исследования. В «Религии в пределах только разума»1793 г.

И. Кант пишет: «… мораль отнюдь не нуждается в религии; благодарячистому практическому разума она довлеет сама себе»1. Это утверждение нередко считают общим выводом кантовской практической философии и в нейусматривают манифестацию тенденций к эмансипации разума, характерныхдля философии Просвещения. С нее же начинают отсчет того типа западноевропейского философствования, которое, даже в делах осмысления религии,а тем более в делах осмысления морали, окончательно освобождается из-подвласти религиозных догм и предрассудков и в котором четко проводятся различия между моралью и религией, философией религии и теологией.

Этотбытующий образ Канта выглядит стройно и нерушимо и вполне подходит нароль фундамента современного европейского мировосприятия. И принимаяего в расчет, не удивительными кажутся звучащие иногда обвинения Канта ватеизме и подрыве основ религии и веры.Но насколько этот образ соответствует действительности? И действительно ли именно в этой вырванной из контекста фразе находят свою манифестацию фундаментальные чаяния немецкого Просвещения? Несколькимистроками далее в том же введении к первому изданию «Религии в пределахтолько разума» мы читаем: «Таким образом, мораль неизбежно ведет к религии …»2. В другой же его работе «Спор факультетов» (1798) о религии говорится следующее: «Религия ничем не отличается от морали по своему содержанию… религия есть законодательство разума, призванное придать мораливлияние на человеческую волю для исполнения человеком его долга»3. Этиутверждения, также принадлежащие перу Канта, свидетельствуют о том, что1Kant I.

Die Religion innerhalb der Grenzen der bloßen Vernunft (RGV). BA III; Т. 6. С. 5. Здесь и далее работыКанта будут цитироваться по изданию Вильгельма Вайшеделя: Kant I. Werke in sechs Bänden. Darmstadt,1998; а именно по приведенной там пагинации: «A» соответствует первому изданию, а «B» – второму. Русский перевод будет даваться с указанием на соответствующий том издания: Кант И. Собр.

соч.: В 8-ми т. /Под ред. А. В. Гулыги. М., 1994.2RGV. BA IX; Т. 6. С. 8.3Kant I. Der Streit der Fakultäten (SF). A 45; Т. 7. С. 80.4бытующее у нас представление о кантовском отношении к морали и религииявляется упрощенным и нуждается в существенной детализации.Проблема соотношения морали и религии является одной из основныхв кантовской философии.

Она интересовала Канта еще в докритический период. В критический период она затрагивается во всех основных печатныхработах, посвященных практической философии, в лекционных курсах ичерновых набросках. Это свидетельствует о значимости, которую сам Кантпридавал этой проблеме, равно как и о том, что ее нельзя просто сбросить сосчетов, рассматривая этическую систему Канта в отрыве от его взглядов нарелигию. Однако именно этот аспект кантовской философии до сих пор остается в значительной степени непроясненным. Это связано с естественнымобразом возникающим искушением остановиться на одной стороне кантовских взглядов, а именно его утверждении автономности морали, и закрытьглаза на вторую – утверждение необходимой взаимосвязи морали и религии.Это искушение тем более устойчиво, что признание этой второй стороны,разрушая стандартный образ кантовской практической философии, неизбежно приводит нас к весьма сложному вопросу: каким образом введение в рассмотрение религии как необходимого компонента практической философииможет не нарушать автономию воли, являющуюся условием подлинной чистой моральности.Для прояснения этого вопроса нам и следует обратиться к анализупредшествующей традиции немецкого Просвещения.

Творчество Канта является венцом этой философской эпохи, и в его трудах мы находим манифестацию целого ряда черт, для нее характерных. Проблема заключается в том, чтомы нередко склонны неверно определять, что было характерно для немецкихпросветителей, а следовательно, и неверно усматриваем, в чем именно втворчестве Канта проявляются общие для всего немецкого Просвещения черты, а в чем он выступает как новатор. И в оценке взглядов на соотношениеморали и религии такого рода заблуждения проявляется наиболее отчетливо.В то же время прояснение этого аспекта способно не только привести нас клучшему пониманию практической философии Канта, оказавшей существен5ное влияние на дальнейшее развитие этики, философии религии и теологии,но и привнести ряд важных черт в образ немецкого Просвещения, существенно отличающегося от более привычного для нас Просвещения французского.

Рассмотрение этой эпохи во всем ее многообразии способно помочьнам разобраться со многими актуальными сегодня вопросами, так как именнов эпохе Просвещения нам следует искать корни зарождения многих проблем,равно как и способов их рассмотрения и решения, которые сегодня все болееактуальны: разделение морали и религии, философии и теологии, церкви игосударства, концепции веротерпимости и попытка их светского обоснования, попытки согласования претензии на абсолютную истинность, характерной для христианства, с признанием ценности различных религий, абсолютного характера истинности Божественного Откровения с релятивизирующими эту истинность методами критического анализа Священного Писания ит.д.

Все эти вопросы стоят перед современным обществом и сегодня. Иименно в эпоху немецкого Просвещения они зарождаются и отчетливо артикулируются.Объектом исследования является философия эпохи немецкого Просвещения. Предмет исследования – соотношение морали и религии в философии немецкого Просвещения.Цель исследования:Реконструировать взгляды основных представителей философии немецкого Просвещения в отношении проблемы соотношения морали и религии, выделить в характере осмысления данной проблемы основные отличительные черты, характерные для философии немецкого Просвещения в целом, а также черты, отличающие разные периоды философии Просвещениядруг от друга, и установить основные линии влияния философии немецкогоПросвещения на дальнейшее развитие философии религии и теологии.Для достижения обозначенной исследовательской цели были поставлены следующие задачи:61.Выделить разные периоды в философии немецкого Просвещения и ре-конструировать взгляды наиболее репрезентативных для этих периодовмыслителей в отношении взаимосвязи морали и религии.2.Установить основные особенности рассмотрения соотношения моралии религии, характерные для немецких просветителей в целом.3.Раскрыть специфические черты в рассмотрении соотношения морали ирелигии, отличающие представителей разных периодов эпохи немецкогоПросвещения.4.Выявить основные линии и тенденции изменений в способах постанов-ки вопросов, касающихся соотношения морали и религии, а также в предлагаемых решениях этих вопросов, в рамках эпохи немецкого Просвещения.5.Установить основные аспекты, в которых в творчестве поздних просве-тителей сохраняется преемственность с ранним Просвещением в рассмотрении морали и религии.6.Реконструировать взгляды Канта на соотношение морали и религии,соотнести их с выявленными особенностями рассмотрения данной проблемы другими немецкими просветителями, установить черты преемственности с предшествующей просветительской традицией и аспекты новаторствав осмыслении проблемы взаимосвязи морали и религии в философии Канта.7.Выявить основные линии влияния философии Канта и немецкого Про-свещения в целом на дальнейшее развитие философии религии и теологии.Обзор используемых первоисточников.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее