Диссертация (Структурно-семантические, прагматические и гендерные особенности анималистической фразеологии (на материале электронных версий англоязычных изданий)), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Структурно-семантические, прагматические и гендерные особенности анималистической фразеологии (на материале электронных версий англоязычных изданий)". PDF-файл из архива "Структурно-семантические, прагматические и гендерные особенности анималистической фразеологии (на материале электронных версий англоязычных изданий)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Отталкиваясь от этого понятия, появилось даже отдельноенаправление в психологии – гендерная психология. Точно так же и в социологиискладывается направление – гендерная социология, которая изучает различия изакономерности проявления мужских и женских социальных ролей.41Опираясь на мнение социологов, понятие «гендер» относится к социальнымконструктам. Ученый Е.А. Здравомыслова отмечает три основные составляющиеконструкта в отношении гендера: пол, стереотипные роли и продиктованныеобществом линии мужского и женского поведения [Здравомыслова, 1997: 84].Изучая понятие «гендер», лингвисты часто рассматривают его наряду с«полом», который подразумевает описание человека с точки зрения егобиологических характеристик.
Английское слово «sex» употребляется дляобозначения «пола», согласно которому происходит деление всего живого намужское и женское. Лингвист А.В. Кирилина поясняет, что в зависимости от пола,индивидуприсущотличительныйнаборсоциально-психологическиххарактеристик [Кирилина, 1999: 35].Гендер же определяет среднестатистический образ мужчины и женщины,наделенных социальными ролями и социальным положением. Разные группылюдей характеризуются разными гендерными системами. Под гендерной системойпонимается обобщенность поведенческих моделей и социального взаимодействия,которые предопределяются половой принадлежностью деятеля.
С помощьюгендерной системы возможно зафиксировать различия в культурных оценках иожиданиях, характеризующие представителей разных полов [Lakoff, 1973: 46].Вкаждомприписываютсяобществеприсутствуютопределенныедвасоциальныегендерныхтипа,которымроли. В таком случае,одинбиологический пол является доминирующим, а другой подчиненным, то естьсоциальныеролимогутразличаться,абиологическиехарактеристикирассматриваются как зависимые, второстепенные. Подобная гендерная асимметрияостается неизменной, хотя социальные нормы могут меняться с течением времени.Стоит пояснить, что в различных обществах гендерная система формируетсяи закрепляется по-своему.
Общество определяет набор стереотипов в социальном,культурном и поведенческом планах, которым должны соответствовать мужчины иженщины.Подобнымобразомформируетсягендерноесознание.Принесоответствии подобным нормам, человек может быть неправильно оценен вобществе. В данной связи появляются понятия фемининности и маскулинности,42которые представляют собой перенос биологических различий на социальныйуровень для женщин и мужчин, соответственно.Обратимся к терминологии для определения понятий фемининности имаскулинности. В словаре гендерных терминов маскулинность (мужественность)трактуется как «комплекс аттитюдов, характеристик поведения, возможностей иожиданий, детерминирующих социальную практику той или иной группы,объединенной по признаку пола.
Другими словами, маскулинность – это то, чтодобавленоканатомиидляполучениямужскойгендернойроли»[http://www.owl.ru/gender/197.htm].Фемининность является набором характеристик, который приписываютженскому полу [Большой толковый социологический словарь, 1999: 208].Социальный компонент в данное толкование привносит Э.
Гидденс, которыйговорит о фемининности как о совокупности форм поведения, присущей женщинамв обществе [Гидденс, 1999: 680].Однако согласно феминистским исследованиям, данное понятие являетсястереотипным представлением о женственности, которое внушается девочкам сдетства. Если девочка неженственна, она подвергается осуждению в обществе.Другими словами, фемининность не имеет ничего общего с биологическими исоциокультурнымихарактеристиками.Такихвзглядовпридерживалисьевропейские феминистские теоретики Ю. Кристева (1974), Э. Сиксу (1975).Такимобразом,обапонятия«фемининность»и«маскулинность»противопоставляются и в то же время образуют единое целое.
Мужчинам иженщинам приписывают определенные характеристики и модели поведения,которым они должны соответствовать. Подобное стереотипное восприятие половзакладывается родителями в детстве, в процессе воспитания. После чего, впроцессевзросленияженственностиичеловеквоплощаетмужественности,заложенныеподдерживаяпредставлениягендерныеразличияоидемонстрируя гендерные роли.Гендерные роли представляют собой набор определенных моделейповедения, которые ожидаемы и предсказуемы для мужчин и женщин. Социальная43психология описывает подобные модели поведения как нормы, диктующие, какдолжны вести себя мужчины и женщины в обществе и в определенной социальнойпозиции, то есть гендерные роли – это своего рода выполнение определенныхсоциальных предписаний для представителей разных полов.В противовес гендерным ролям существует понятие о гендерныхстереотипах, которые являются обобщенными представлениями о поведениимужчин и женщин в определенной культурной среде.
Гендерная стереотипизациязакреплена в языке и оценивает отклонения от должного поведения представителейразных полов.Подобным образом во многих культурах формируются гендерные различия иасимметрия между мужским и женским. Мужское рассматривается как основное,приоритетное, а женское – как зависимое, второстепенное.
Гендерный подход вгуманитарном знании должен быть нацелен не на важность биологических илифизиологических характеристик человека, а на то социально-культурное значение,которое придает этим характеристикам общество.Актуальной дискуссионной проблемой в лингвистике являются различия вбиологических и социально-культурных характеристиках, которые закреплены вязыке и выражаются в речи.Принцип, при котором основополагающими характеристиками для описаниячеловекаявляютсяегобиологическиеприродныеданные,называетсябиологический детерминизм или биодетерминизм.
Ученые утверждают, чторазличия между мужчинами и женщинами проявляются уже с самого детства: вмассе мозга, размерах тела, мышлении, когнитивных и эмоциональных процессах.Однако стремление к описанию разницы в человеческом поведении только из-заотличия в биологическом поле приводит к возникновению стереотипов, что в своюочередь отрицает общественные, культурные и индивидуальные составляющие[Костикова, 2005: 107].Принцип, при котором общество рассматривается как основополагающийфактор,влияющийнаповедениелюдей,называетсясоциальнымконструктивизмом. Данный принцип освещался в трудах Т. Парсона (1951).44Согласно мнению ученого, общество диктует мужчине роль добытчика, а женщине– роль хранительницы домашнего уюта. Подобные роли усваиваются человеком впроцессе социализации.В дальнейшем воззрения Т. Парсона были продолжены и доработаны в трудахИ.
Гоффмана (1976), который анализирует половые различия в поведении какосновную общественную сущность людей. В своих исследованиях И. Гоффманоперирует понятием «гендерный дисплей», включающим в себя основные понятиягендера (стереотипы, модели поведения, культурные нормы), который по сутиявляется механизмом формирования гендера.Другой важной концепцией в изучении понятия «гендер» служит концепцияМ. Фуко (1976), который утверждает, что человек воспринимает реальность толькопосредством понимания структур языка. Данная концепция рассматривается врамках символического фундаментализма.
Согласно мнению М. Фуко, человекпонимает и анализирует реальность с помощью языка, в котором уже заложеныопределенные структуры, а, соответственно, и гендерные клише. Однако, ученыйотмечает важность ритуала, то есть поведение, жесты, обстоятельства – все этовлияет на дискурс. Другими словами, биологические обусловленные действиячеловека также могут носить социальный характер.Как отмечает А.А. Григорян, изучение гендера необходимо проводить на всехуровнях языка из-за его «вездесущего характера», ведь гендер проявляется во всехотраслях языкознания, где «пол» не находит столь широкого упоминания[Григорян, 2005: 6].Для изучения влияния гендера на язык существует отдельный разделлингвистики – гендерная лингвистика (или лингвистическая гендерология).
Втезисах к данному течению лингвистических учений сказано, что именно языкявляется основным составляющим при анализе механизмов определения половойпринадлежности. Гендер напрямую связан с культурной составляющей языка,которую можно проследить в структуре некоторых выражений. Данные знанияпозволяют понять, каким образом в языке отражены поведенческие нормы разныхполов, как проявляются составляющие мужественности и женственности, как они45изменяются с течением времени, какие обороты речи могут быть применены толькомужчинами, а какие только женщинами, как гендерная идентификация влияет наформирование языковых норм и тому подобное [http://www.owl.ru/gender/108.htm].В настоящее время особое место уделяется изучению гендера в дискурсе.
Втаком ракурсе рассматриваются не изолированные единицы языка на различныхуровнях, а единицы языка в определенных коммуникативных ситуациях, где ониприобретают конкретные функции. А.А. Григорян отмечает, что «для большинстваученых, работающих в сфере дискурсного анализа, социальный мир продуцируетсяи репродуцируется в значительной степени посредством дискурса. Такаятеоретическая установка ведет к использованию метода тщательного анализадискурсивных деталей в связи с контекстом» [Григорян, 2005: 10].На данном этапе развития лингвистического знания гендерные исследованияне оспаривают наличие биологических, социально-культурных и психологическихсоставляющихпонятия«гендер».Лингвистыфокусируютвниманиенафункционировании гендерных различий в определенном обществе, а также навлиянии подобных различий на поведение и самосознание человека.1.2.2.
Зарубежные гендерные исследованияЕще в античное время ученые связали явления «язык» и «пол» приосмыслении грамматической категории рода. Появление и употребление в языкеподобной категории долго время связывалось с символико-семантической теорией.То есть предполагалось, что появлению грамматической категории в языкеспособствовало наличие разных полов у людей. Мужской род обладал семантикойсилы, активности и считался первостепенным. Женский род отличался семантикойпассивности и подчиненности. Подобным образом складывалось оценочное46мнение, которое было выстроено в обществе в виде иерархии мужских и женскихпозиций, которое в дальнейшем нашло свое отражение в языке.
Представителямиэтой теории в XIX веке были Я. Гримм (1864), В. Гумбольдт (1984) и др.На первых этапах развития изучения гендера в зарубежном научном знаниистоит отметить труды В. Гумбольдта, в частности его работу «О различии междуполами и его влиянии на органическую природу» (1985). В своем исследованииученый рассматривает вопрос о распределении предметов на мужские и женские, икак подобное распределение влияет на саму природу вещей. В. Гумбольдт отмечал,что необходимо научиться сопоставлять зависимость физического мира отдуховного и определить те законы, по которым эти две составляющие соединяютсяв единую природную сущность [https://librolife.ru/g3662414].Согласно представлениям В. Гумбольдта маскулинность способна придатьцивилизованную форму фемининности.