Диссертация (Социально-психологические особенности межэтнических установок в Сербии), страница 12

PDF-файл Диссертация (Социально-психологические особенности межэтнических установок в Сербии), страница 12 Психология (55336): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Социально-психологические особенности межэтнических установок в Сербии) - PDF, страница 12 (55336) - СтудИзба2020-01-12СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Социально-психологические особенности межэтнических установок в Сербии". PDF-файл из архива "Социально-психологические особенности межэтнических установок в Сербии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 12 страницы из PDF

Отказ принять представителя другой этнической группы в качествеколлеги и соседа означает отказ от социально значимых контактов, а этимнарушается этническая толерантность и интеграция этнических групп в обществе.52В случае большой социальной дистанции невозможно с уверенностьюутверждать,чтотакойиндивидявляетсяинтолерантным.Проявляемаясоциальная дистанция может быть следствием существующих в обществесоциальныхнорм,Иными словами,анеличнойсоциальнаяинтолерантностидистанцияможетипредубежденности.отражатьобщественныенормативные предписания о том, кого можно считать «своим», а кого «чужим»[205; 240; 251; 303].

Исследования показали, что люди, особенно дети, имеюттенденцию приспосабливать свои этнические установки к определеннойэтнической группе, к той установке, которую общество в целом выражает к этойже группе [111]. Также было показано, что этнические установки детейсогласуются с установками родителей и даже превосходят их по степенисоциальной дистанции к различным этническим группам [229]. Таким образом,от общественно-политического климата страны и среды проживания будетзависеть к какой этнической группе проявится интолерантная этническаяустановка, и проявится ли вообще [215].В связи с этим исследователи разделяют объективную и субъективнуюдистанцию. Объективная дистанция отражает объективные различия социальныхстатусов групп в структуре общества, а субъективная дистанция – это перцепцияобъективных статусных различий между этническими группами на основекультурных, политических, экономических и других оснований, что по мнениюП.Н.

Шихирева, требует истории взаимодействия между ними. Тем не менеесоциальная дистанция существует и между группами, у которых не былоконтакта. Это возможно в силу того, что у людей имеется склонность судитьо других группах и при отсутствии перечисленных условий. Одни группы могутвосприниматься нами как более близкие, а другие как более далекие, даже еслиони достаточно схожи между собой по своим этнокультурным характеристикам.Тут играют роль этнические установки ближайшего окружения, СМИ и другиефакторы, которые не связаны со статусными различиями групп. Это являетсячрезвычайно важным, поскольку социальная дистанция выражает не толькоотношение индивида к этнической группе, но и к ценностям этой группы.53Принятие индивидом различных социальных отношений с «абстрактными»представителями другой этнической группы отражает общую этническуюустановку к этой группе [240].

Таким образом, социальная дистанция можетслужитьпоказателемэтническойтолерантности,нотолькоприучетекачественных особенностей принимаемых-отвергаемых контактов и ситуациимежэтнического взаимодействия.В связи с этим социальную дистанцию мы рассматриваем в качествеповеденческого компонента этнической установки, выражающего степеньготовности индивида к социальным контактам с представителями другихэтнических групп.

Несмотря на то, что поведенческий компонент этническойустановки не всегда соответствует когнитивному и аффективному компонентам[201; 229], основой социальной дистанции, по мнению Э. Богардуса, являетсяэмоциональное чувство близости или дистанции, симпатии или антипатиипо отношению к представителям других групп [141, C. 306].На наш взгляд, социальная дистанция должна отвечать на следующиевопросы: Насколько индивид готов к взаимодействию с представителями другойэтнической группы, культуры, религии и т.д.? Насколько данная готовностьи близость являются последствием личностных установок индивида, а насколькообщественных норм? Какие факторы опосредуют степень социальной дистанциии ее отступление от иерархии социальных отношений?Социальная дистанция – сложный феномен, обладающий высокойпрогностической ценностью: «путем выявления реакций людей в одномгеографическом пространстве или одном культурном регионе по отношениюк людям, проживающим в ином географическом пространстве или иномкультурномрегионе,измерениесоциальнойдистанцииможетиметьпрогностическую ценность по отношению к потенциальным разворачиванияммежгрупповых военных действий и потенциальном развитии межгрупповогосотрудничестваЛ.М.

Дробижева:иассимиляции»«Жесткостьи[141, С. 307].размерностьСправедливосоциальнойотмечаладистанции,взаимопроникновение характеристик групп, служит показателем состояния54общества, степени равенства групп, качественным индикатором социальнойсправедливости, социальной и этнической толерантности» [28, С. 45].Таким образом, социальная дистанция отражает валентность и характермежэтнических установок поликультурного общества. Исследования социальнойдистанции в Сербии и странах бывшей Югославии показали, что степеньсоциальной дистанции к определенным этническим группам не проявляетсявсегда с одинаковой интенсивностью, а варьирует в зависимости от актуальныхсобытий и общего политического климата в стране [114; 201; 246; 252].В связи с этнокультурной мозаичностью региона, социальная дистанциябыла и осталась наиболее исследованным феноменом, наряду с этническимистереотипами.

В Сербии и республиках бывшей СФР Югославии проведенонеисчерпаемое количество исследований до и после этнического конфликта.Общаядинамикаизмененийсоциальнойдистанциипоказывает,что в период с 1960 по 1990 годов (до распада СФР Югославии) дистанция быланизкой, потом резко увеличилась к началу 1990-х, достигла своего максимумав 2000 году, а затем постепенно уменьшалась с периодическими колебаниями.Первые исследования показали, что в 1960-х гг. социальная дистанциямежду этническими группами была достаточно низкой, особенно в Воеводине,Боснии и Герцеговине, т.е. областях с большой этнической гетерогенностью[245; 268].

Д. Пантич обнаружил, что 59% испытуемых согласны вступить в бракс представителем другой этнической группы [245]. Большая дистанция быладостаточно редким явлением (до 17% испытуемых) [166]. Люди считалиэтнические рамки слишком узкими для идентификации [247; 269].В 1970-х годах исследования показывают легкий рост этническогоразмежевания, но все же дистанция оставалась низкой [114].

Этот фактподтверждается большим количеством межэтнических браков в этот период:25% в Воеводине, 16% в Хорватии, и 12% в Боснии и Герцеговине [204].В конце восьмидесятых, перед началом войны, исследования показываютрезкий рост социальной дистанции в поликультурных районах по сравнениюс данными шестидесятых годов: с 17% в 1967-ом году до 54% в 1987-ом году55[245; 247] и 53% в 1990-ом году [114]. Отмечается взаимность в дистанции:взаимная близость южных славян (особенно сербов и черногорцев), взаимнаядистанция южных славян и албанцев, относительная близость бошняков иалбанцев [247].

Дистанцирование было наибольшим между сербами, хорватамии бошняками [114; 167]. Тем не менее в 1989-ом году 59% сербов и 71% хорватовпредпочитают работать друг с другом, чем с представителями своей этническойгруппы [246], а межэтнические браки были повседневным феноменом:25% в Хорватии и 36% в Боснии и Герцеговине [204].Исследования, проведенные с 1991 по 1994 гг., во время конфликта,показывают драматический рост социальной дистанции между сербами,хорватами и бошняками на всей территории Югославии [218; 228; 246].

В 1991-омгоду 28% сербов готовы были принять представителя другой группы в качествесупруга [246], а в 1994-ом году 25% (к хорватам) и 19% (к бошнякам) [218].Схожие результаты получены и в Хорватии, где больше половины испытуемыхсербов и хорватов показали высокую степень взаимного дистанцирования [180].По результатам исследования 1992-ого года, 47-58% хорватов считают, что сербыне имеют никаких достоинств и являются самыми большими врагами хорватскогонарода, а также запретили бы своим детям брак и совместную работу с сербами.На основе результатов исследований военного периода учеными замечено,чтосоциальнаядистанцияувеличиваласьпропорциональнообострениюполитической и экономической ситуации в регионе: экономический кризис,пропаганда национализма со стороны СМИ и власти, рост религиозностинаселения, резкое изменение ценностных ориентаций, этнические стереотипыи предубеждения в общественном мнении [118; 136; 248; 274].

Также былообнаружено, что склонность к дистанцированию положительно взаимосвязанас уровнем религиозности [248; 269], а этническая идентичность определяласьчерез религиозную идентичность [137; 167; 307].В послевоенном периоде проведено множество исследований в Сербии(Arsenović-Pavlović et al., 2002; Biro et al., 2002; Joksimović, Kuburić, 2002;Kandido-Jakšić, 1999; Kuburić, 2010; Kuzmanović, 2001; Lazar, Koković, 2005;56Mihić, Mihić, 2003; Milošević, 2003; Petrović, 2002; Popadić, Biro, 1999)и в соседних республиках (Opačić, Vujadinović, 2005; Puhalo, 2003; Sekelj, 2000;Šiber, 1997; Turjačanin, 2004).Исследования М. Биро и коллег с 1997 по 2002 год в Сербии показали,что социальная дистанция сербов осталась на относительно высоком уровне,особенно к албанцам, цыганам, бошнякам и хорватам [135] и по отношениюк этим группам выявлены негативные стереотипы [260].В исследовании Н.

Петровича в 2002 году выявлены негативные стереотипымежду сербами, хорватами и бошняками [252]. Сербы характеризуют хорватовкак националистов, подлых, надменных, холодных, двуличных, жестоких,но культурных и патриотов. Бошняков они характеризуют как религиозных,фанатиков, фундаменталистов, примитивных, но гостеприимных. Бошняки,в свою очередь, описали сербов как жестоких, воинственных, националистов,агрессивных, но гордых.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее