Диссертация (Социально-психологические особенности межэтнических установок в Сербии), страница 14

PDF-файл Диссертация (Социально-психологические особенности межэтнических установок в Сербии), страница 14 Психология (55336): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Социально-психологические особенности межэтнических установок в Сербии) - PDF, страница 14 (55336) - СтудИзба2020-01-12СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Социально-психологические особенности межэтнических установок в Сербии". PDF-файл из архива "Социально-психологические особенности межэтнических установок в Сербии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 14 страницы из PDF

Например, причинойупомянутого межэтнического конфликта в Югославии не были этнические илирелигиозныеоснования,асоциально-экономическийкризис.Этническиеи религиозные различия стали инструментом для распределения власти иэкономических ресурсов и конструирования новых этнонациональных государствсо стороны политической элиты [118, С. 193].

В сознании людей появилосьпредставление, что конфликт возник на почве нетерпимости, дискриминациии угрозы свободы вероисповедания и этнического самоопределения [118; 135].Ключевую роль сыграли средства массовой информации. Непосредственнодо начала военных действий «война СМИ» послужила «артиллерийскойподготовкой»длянастоящейвойны:созданиечерно-белыхобразов,идеализирующих свою этническую группу и ее историю и демонизирующих иныегруппы, раскрытие «исторических несправедливостей», доказательства «вековойвражды и ненависти», реабилитация фашистских движений внутри собственногонационального корпуса и использование символов, имеющих плохие коннотациив других этнических группах [135].

Этнокультурные различия акцентировалась,создавался «образ врага», что привело к этнической гомогенизации группи негативным межэтническим установкам [135]. Националистическая и военнаяСМИ пропаганда проводилась во всех республиках бывшей Югославиии инициировала этническую и религиозную интолерантность, шовинистическиеи националистические установки [135; 274]. Как отмечает Г.У. Солдатова,«чем выше уровень межэтнической напряженности, тем сильнее искажены62и неадекватны установки, и тем чаще они как действия сознания совпадаютс реальными поступками» [70].

После окончания войны начался процессрепатриации, но он не освещался в СМИ так, как пропаганда изгнания [136].Этнические стереотипы и бранная речь доминируют в СМИ, в школахи выступлениях политиков, тогда как примеры позитивного изображения другихэтнических групп или сотрудничества по-прежнему редки [136].Типгосударственнойполитикиилиидеологиипоотношениюк этнокультурному разнообразию (унификация культур или плюрализм) можетбыть решающим для предсказания межэтнических отношений в стране [49].В каждом обществе существуют представления о приемлемых стратегияхмежэтнического взаимодействия [130].

Плюрализм, например, может бытьсегрегационный, ассимиляционный и мультикультурный [118; 127; 219; 232].Современныеплюралистическиеобществаприбегаюткидеологиимультикультурализма, представляющей собой «идею или идеал о совместнойжизни различных этнических и культурных групп в рамках плюралистическогообщества, которая подразумевает их совместное существование, взаимнуютолерантность и равенство, а также государственную политику, направленнуюна поддерживание гармоничных отношений между этническими группамии государством» [265, С. 338]. Он продолжает политику равенства (все людизаслуживают уважения, равноправия и защиты своих фундаментальных прав)и политику признания различий (особых потребностей и значимых особенностей,отказ от угрозы или подавления уникальных идентичностей) [295, С.

25–73].В связи с этим мультикультуризм предполагает плюрализм идей [169];«диалог культур» [123; 265]; «интернализацию культур» [237]; толерантностьи интеграцию [118; 203; 232; 264]; «либеральный архипелаг» [216]; «условиеиндивидуальной автономии» [219]; признание подлинной идентичности [295];принцип свободного выбора идентичностей и стратегий аккультурации [300; 301];принцип свободы, справедливости и равенства культур [158; 168; 169; 264];обеспечение безопасности и стабильности [309].

Это модель обмена ивзаимопроникновения культур, в которой «рассматриваются взгляды одной63культуры с точки зрения другой» [168, С. 231]; «принимаются и понимаютсясоседние,норазличныекультуры,таккаквихматриценаходятсяточки соприкосновения, взаимного обмена и общие истоки» [118, С. 190].Это «признание себя и принятие другого как равноправного, но отличающегося,т.е.

признание другого и принятие себя как отличающегося» [301, С. 193];«добровольностьэтническихгруппспецифического»[265, С. 340];впринятии«согласностьсобщегоуникальноисохранениитворческимиуниверсально человеческим» [168, C. 230]; «замена логики исключительностина логику сосуществования» [169, С.

434]. Это «государство без религиозных икультурных проектов или коллективных целей вне личной свободы и физическойбезопасности, благосостояния и безопасности граждан» [309, С. 100].Диалогмеждукультурамидаетмультикульутрализмуоткрытостьи социальный аспект соприкосновения, подразумевающий встречу культурноотличающихся индивидов или групп в определенном пространстве и времени,«двусторонний канал коммуникации, в котором основным понятием и процессомявляется приспособление» [264, С. 179].

Это «принцип группировки людейна основе всех элементов, которые говорят языком открытого общества:от экономических до гражданских или культурных...такими способами и в такоймере, которая обеспечивает им найти минимальный общий знаменательсовместного проживания внутри определенного пространства» [264, С. 180].В связи с этим мультикультурализм можно назвать «интеграционнойстратегией межкультурного взаимодействия, предполагающей наличие гибкойсистемыценностей,Это ценностиразделяемыхсоциальнойвсемиинтеграции,этническимиоткрытости,группами»[203].толерантности,отказот конкуренции [143]. «Интегративный мультикультурализм основан не толькона институциональном признании различий, но и на осознанном перенесенииценностей, содержащихся в коллективных идентичностях этнокультурных групп,в универсальные принципы общественной организации» [118, С.

193].Мультикультурализмпозитивныемежэтническиеформируетустановкиобщегражданскуюиидентичность,толерантность[127; 270],64«снижает социальную дистанцию и межгрупповые различия» [158, С. 9].Он является «дополнением к гражданству, а не ее недостатком» [219, С. 110].РеализациямультикультурализмавСербииосложняетсянаследиемпрошлого [265]. Сербия знакома с моделями мульткультурализма со времен,проведенных под Габсбургской монархией и Оттоманской империей, хотя онине навязывали населению один язык и религию [285].

После Первой мировойвойны создано Королевство сербов, хорватов и словенцев с целью «объединениясродных идентичностей в общей мультикультурной среде» [168, С. 229].После Второй мировой войны вводится социалистический коммунистическийрежим, который открыл двери мультикульуральной идеологии, проповедующейравенство прав всех людей на основе политики «братства и единства» и идеи«интегрального югославства» [118]. Сохранение целостности и стабильностигосударствавластьвиделавформированияединогонародасобщейидентичностью – югославы.

В связи с этим власть проводила репрессивнуюполитику к любому проявлению и подчеркиванию этнической и религиознойпринадлежности, что привело к нивелированию этнических особенностейэтническихгруппвбывшейЮгославии,особеннонемногочисленныхменьшинств [240]. Однако Уставом из 1974-ого года была установлена системазащиты прав и свобод этнических меньшинств любого происхождения, языка,расы или веры, которая предполагала право на культурную автономию,политическое участие, служебное употребление и образование на родном языке,свободное вероисповедание, равноправие перед законом [118, С.

183]. ПрезидентИ.Б. Тито осознавал тот факт, что стабильность в мультикультурной стране можетбыть защищена уважением различий, через солидарность внутри единого режимаи политику хороших соседских отношений [118; 285]. Открытое выражениемежэтнической нетерпимости и социальной дистанции санкционировалось.Трансформация коммунистической элиты в националистическую в конце1980-х и распад СФР Югославии на независимые республики результировалив разрушении системы ценностей, обеспечивающей единство и сплоченностьлюдей в полиэтнической и поликонфессиональной Югославии. Радикальные65изменения в сфере политической и социально-экономической сфере, этнификацияполитики и процесс сегрегации этнокультурных групп, обусловили «кризисидентичности» [118, С. 184]. Смешанность населения, несовместимость бывших инынешних границ, воспоминание исторической несправедливости и прошлыхконфликтов, возвеличение героев и символов, стремление властей к большемувлиянию и территории, пропаганда национализма и т.д., привели к этническомуконфликту и насильственным миграциям населения [136; 285].

Новые республикистроились на основе «этноцентрического понимания действительности: одиннарод – одна страна» [225, С. 199], что требовало восстановления этническихидентичностей и сплочение каждой группы на своей исторической территории.Некоторые группы получили независимое этнонациональное государство, тогдакак другие потеряли и государство и идентичность [168, С. 222]. Прежняя формамультикульутрализма перестала существовать, а за ней и категория «югославы».Бывших югославов иронически стали называть «юго-ностальгиками» [244].Однако по данным переписи 1991-ого года около 1,2 млн населения определилисебя как югославы, несмотря на то, что эта категория не предлагалась [204].Мультикультурализм в бывшей Югославии означал в какой-то степени«концепцию воспитания закрытых самодостаточных культур» [168, С.

229], но ондолгие годы обеспечивал позитивные межэтнические отношения и толерантность.Эту модель можно назвать сегрегационным мультикультурализмом, которыйпровозглашает сохранение множества культур в рамках одного общества,межэтническую толерантность, уважение и защиту прав этнических меньшинств,но без интенсивного взаимопроникновения культур, т.е. «существованиепараллельных миров» [118, С. 192]. На смену этой модели пришла идеологияэтнонационализма, пропагандируя идею, что один народ должен иметь однурелигию и одну страну, что создает кризис идентичности на Балканах.Основной причиной межэтнической напряженности являются последствиямежэтнического конфликта: остатки социализма, нестабильная экономическаяситуация,нерешенныйвопростерриториальнойцелостности,пропагандаэтноцентризма и национализма, противоречивость в понимании этнического66и религиозного и их переоценка в повседневной жизни людей, состояниенедоверия, закрытость, проявления этнических стереотипов, интолерантности идистанции, нетерпимость и ксенофобия.

Отмечается «дефицит демократическогопотенциала, отсутствие последовательной политики осуждения проявленийнационального насилия, бессильность власти в имплементации правовогогосударства и интеграции граждан вокруг общих ценностей, принципови символов»[220, С. 12].Проблемаэтническихменьшинствостаетсяпотенциально опасной, так как считается, что они нелояльные и препятствуютнациональной гегемонии и безопасности [197]. Тем не менее ученые считают,что лояльность меньшинств может быть достигнута.У. Кимлицка предлагает согласовать права и обязанности этнокультурныхменьшинств и формировать пересекающиеся идентичности вокруг гражданскихценностей [219]. А. Лошонц считает важным придать меньшинствам больше прави территориальной автономии [225], И.

Бибо говорит о защите индивидуальных(гражданских) и коллективных (национальных) прав, Т. Варади о поощренииидентичностей этнических меньшинств и придании им определенной формысамоуправления, О. Бауер о придании этническим меньшинствам большейкультурной автономии, нежели территориальной, в то время как другие ученыеанализируют возможности формирования «консоциативной (сообщественной)демократии» как специфической формы этнического плюрализма и модификациивласти большинства (П.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее