Диссертация (Социально-психологические особенности межэтнических установок в Сербии), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Социально-психологические особенности межэтнических установок в Сербии". PDF-файл из архива "Социально-психологические особенности межэтнических установок в Сербии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Бочнера продолжил канадский ученый Дж. Берри, который полагал,что межэтническое взаимодействие зависит от выбора индивидом определеннойстратегии аккультурационного взаимодействия и выделил четыре стратегииаккультурации [129]:1) сепарация – индивид отрицает культуру этнического большинства,отказывается вступать с ними в контакт, сохраняя свою этническую идентичностьи особенности культуры. Сепарация может навязываться со стороны этническогобольшинства, но может быть и добровольно выбранной, когда этническоеменьшинство стремится к политической и культурной автономии.2) ассимиляция – индивид отрицает собственную культуру и этническуюидентичность и полностью принимает и идентифицируется с культуройэтнического большинства, адаптируется к традициям, обычаям и образу жизнипринимающего общества, поддерживает контакты с этническим большинством.Ассимиляция может быть добровольной, служащей психологической защитойот воспринимаемой угрозы, так как вхождением в более сильное «мы» индивидусиливает позитивность собственного образа.
Также она может быть навязанной(вынужденной) со стороны этнического большинства, заставляющего группыменьшинств принять их культурные нормы, ценности и образцы поведения.3) интеграция – индивид поддерживает свою этническую идентичностьи особенности культуры, но одновременно идентифицируется с культуройэтнического большинства и вступает с ними в тесное взаимодействие.Он стремится к поддержанию позитивных отношений, адаптируется к иномуобразужизни,совместномупроживаниювполикультурномобществе.Это позволяет ему овладевать ценностями иной культуры без ущерба к своей.444) маргинализация – индивид не идентифицирует себя ни с однойиз этнических групп, не поддерживает контакты с ними, дезадаптируется. Обычноэто следствие невозможности или нежелания поддерживать свою этническуюидентичность (часто по причине потери культурных признаков) или нежеланиевзаимодействовать с этническим большинством (из-за негативной историивзаимодействия, опыта дискриминации и т.д.).
Такие индивиды балансируетмежду культурами и путаются в этнической идентичности. При этом онииспытывают отчужденность, бессмысленность, агрессивность, и даже негативныемежэтническиеустановкикдругимгруппам[45, С. 57].Обычноэтопредставители этнических меньшинств и выходцы из межэтнических браков.Каждой из стратегий соответствует определенный тип этническойидентичности: 1) моноэтническая идентичность со собственной этническойгруппой (сепарация); 2) моноэтническая идентичность с другой этническойгруппой(ассимиляция);3)биэтническаяидентичность(интеграция);4) маргинальная этническая идентичность (маргинализация) [129].В первых исследованиях ученые показали, что сохранение этническойидентичности мешает процессу адаптации и поэтому наилучшей стратегиейявляется ассимиляция с этническим большинством.
Тем не менее в более позднихисследованиях показано, что сохранение этнической идентичности имеетположительное влияние на процесс аккультурации, уменьшая культурный шокпри неожиданном или вынужденном межэтническом взаимодействии [203].Поэтому наиболее приемлемой и успешной стратегией для этническихменьшинств считается интеграция, при которой формируется бикультурнаяидентичность. Это подтверждено зарубежными исследованиями, в которыхинтеграцияоказаласьнаиболеепредпочитаемойстратегией,сепарацияи ассимиляция средне желательными, а маргинализация наименее [131].ИсключениемявляютсятуркивГермании[259]иКанаде[113],предпочитающие сепарацию интеграции.Кроме того, исследования выявили, что интеграция, и в определеннойстепени ассимиляция, способствуют психологической (высокая самооценка,45удовлетворенность жизнью, отсутствие психосоматических и невротическихрасстройств) и социокультурной адаптацией (благоприятные межэтническиеотношения, межкультурная компетентность, отсутствие поведенческих проблем)[113; 127; 128; 131; 133; 237; 270; 311; 312].
Стратегии маргинализации исепарации,наоборот,приводяткпсихологическойдезадаптациейипсихосоматическим расстройствам. Это привело к так называемой «гипотезыинтеграции» [128], предполагающей, что реализация стратегии интеграцииприводит к психологическому благополучию и лучшей адаптации индивида.Тем не менее выяснилось, что достижение полноценной интеграции может бытьосуществлено лишь при условии, что данная стратегия поддерживаетсясо стороны этнического большинства.
Как доминантная и высокостатуснаягруппа, она способна влиять на выбор стратегии аккультурации этническихменьшинств, ограничивая или навязывая то, что является желательным для этогообщества [129]. В связи с этим ученые выделили стратегии взаимодействиядля доминирующей группы – «аккультурационные ожидания» [127; 129]:Мультикультурализм предполагает, что этническое большинство открыток культурному многообразию, принимает и признает равноправность всехэтнических групп в обществе с их специфическими особенностями. Это означает,что этническое большинство будет «учитывать формы, ритм и потребностименьшинств в интегративных процессах» [264, С. 179] и выражать толерантностьи доброжелательность по отношению к ним [233, С.
159]. Таким образом,мультикультурализм можно определить как «ориентацию, предполагающуюкак сохранение культурной идентичности и отличительных характеристик всехэтнокультурных групп, так и контакт и участие всех этих групп в жизниполикультурного общества в целом» [130]. Это «культурный плюрализм, которыйдает возможность этническому меньшинству сохранить собственные этнические,религиозные и культурные особенности» [265, С. 339] и чувствовать себяв безопасности в поликультурной среде [233; 309].Плавильный котел означает навязывание этническим большинством своихценностей и культуры остальным этническим группам, проживающим в стране,46«принуждение их жить по меркам доминирующей культуры» [233, С.
158].Это может быть следствием переоценки этническим большинством значимостии ценностей своей культуры или восприятия внешней угрозы. В любом случае,она сопровождается интолерантными межэтническими установками, так каквыражает непринятие «другого», «отличного», и не позволяет этническимменьшинствам сохранить уникальность своей этнической культуры.Сегрегация означает, что этническое большинство «допускает» проживаниедругих этнических групп, но ограничивает межэтнические контакты в целяхсохранения позитивного «мы» образа, что порождает высокомерие, комплекспревосходства и негативные межэтнические установки [233].Исключение – попытка полного исключения других групп из общества.Аккультурационныестратегиистратегиимежкультурногоиожиданиявзаимодействияможно[127].определить какЭтническиегруппы,проживающие в одной стране, выбирают стратегии взаимодействия друг с другомв зависимости от конкретной ситуации, что делает аккультурацию процессомвзаимногоприспособления[270].Исследования,проведенныеврамкахмножественного сравнительного подхода в Канаде и США [203; 213], ЮжнойАфрике [146] и Израиле [122; 194], подтвердили существование взаимныхмежэтнических установок этнических групп.
Однако в некоторых исследованияхв Европе выявлено несоответствие между ожиданиями этнического большинстваи предпочитаемыми стратегиями этнических меньшинств, а именно, у турковв Германии, венгров в Словакии и выходцев из бывшей Югославии в Швейцарии[259]. Ученые сделали вывод, что различные представления о стратегиях могутпривести к конфликтным ситуациям в процессе взаимодействия [144].Достаточно популярной является модель «интеграционных стратегий»Ф.М. Мохаддам, которые формируются на основе отношения к унаследованнойи новой культуре и степени приемлемости выбранной стратегии для этническогобольшинства [232; 233]. Отношение к унаследованной и новой культурерасполагается от ассимиляции (индивид поддерживает язык, нормы и ценностикультуры этнического большинства) до «сохранения культурного наследия»47(индивид сохраняет родной язык, нормы и ценности своей культуры).Степень приемлемости стратегии для этнического большинства располагаетсяот нормативности (стратегия меньшинства не нарушает гармонии в обществе)до ненормативности (стратегия приводит к изменениям общественной ситуации).В итоге возможны четыре стратегии взаимодействия [232]:1) Адаптивность к культуре большинства (нормативность и ассимиляция).Она соответствует стратегии «ассимиляции» у С.