Диссертация (Социально-психологические особенности межэтнических установок в Сербии), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Социально-психологические особенности межэтнических установок в Сербии". PDF-файл из архива "Социально-психологические особенности межэтнических установок в Сербии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
52–57].Неофункциональные теории интегрируют различные подходы, показывая,что объекты этнической установки имеют различный потенциал и могут вызватьмножественные функции [101; 102; 189; 261; 275; 284]. Это связано с тем, чтозначения, ассоциируемые с этнической группой, в большей степени социальносконструированы [125]. Особое внимание уделяется инструментальным исимволическим функциям: первые основаны на личных интересах индивида,тогда как вторые отражают символическое выражение ценностей и убежденийличности [101; 102; 119; 189; 226].Дж.
Герек выделил две категории функций: экспрессивные и функцииоценки [189]. Экспрессивные функции (выражения ценности, социальногоприспособления, эго-защиты, эго-воплощения) выражают отношение к объектукак к символу (интегральные значения и ценности в Я-концепции) и черпают своеаффективное содержание из потребностей личности, связанных с повышениемсамооценки, самоутверждением, усилением внутригрупповых отношений илидистанцированием от других [189].
Оценочные функции (инструментальные,утилитарные, проксимальные, схематические) выражают оценку объекта с точкизрения его непосредственной, а не символической, пользы для индивида, иего аффективное содержание зависит от того, является ли объект источникомпользы или ущерба [189].Р. Абельсон и Д. Прентис выделили символическую и инструментальнуюфункции. Первая функция выражает оценку индивидом себя и своего образа30в референтной группе, в том числе этнической. Вторая функция объединяетфункции оценки объекта (по М. Смиту, Дж.
Брунеру и Р. Уайту), функцию знания(по Д. Катцу) и приспособительную/инструментальную функцию (по Д. Катцуи М. Смиту, Дж. Брунеру и Р. Уайту) [102]. Ш. Шавит, в свою очередь, разделяетсимволическую функцию на функцию сохранения самоуважения (сходнос экстернализацией у М. Смита) и функцию защиты (сходно с эго-защитнойфункцией у Д.
Катца), т.е. «возможность защищать Эго от внутреннихконфликтов посредством привлечения защитных механизмов» [275].Э. ГринвальдиЭ. Пратканиссчитают,чтообеинструментальнаяи символическая функции подразумевают оценивание объекта, с тем, что «перваяфункция относится к внешним объектам, а вторая к внутреннему «Я» личности»[261, С. 22].
Они выделили три аспекта символической функции [182]:1)общественныйаспектпредполагает,чтоиндивидвыражаетисогласовывает свои социальные установки с установками значимых других(сходно с экспрессивной функцией Дж. Герека, приспособительной функциейМ. Смита, Дж.
Брунера и Р. Уайта и процессу «уступчивости» Г. Кельмана);2) коллективистский аспект реализуется в ситуациях достижения целииндивидом в рамках его референтной группы, что совпадает с функциейидентификации с группой, которую встречаем у Г. Кельмана, Ш. Шавита иР. Абельсона и Д. Прентиса;3) частный (личностный) аспект предполагает поддержание и достижениеличностногодостоинстваисамоуваженияиндивидачерезориентациюна внутриличностные критерии оценивания успеха. Это совпадает с функциейвыражения ценностей у Д. Катца и Дж.
Герека.В рамках теории социальной идентичности Г. Тэджфел выделил трифункции: условную (объект вызывает эмоциональные реакции у индивида);подкрепляющую (объект стремится к поощрению или наказанию другихобъектов); и дискриминативную функцию (объект выступает в качествесвоеобразного сигнала для совершения различных реакций со стороныиндивида) [291, С. 104].31Несмотря на разнообразие функций, сущность этнических установок,по мнению Б.Ф.
Ломова, заключается в том, что они «обеспечивают включениеличностивжизньобщества,определяяспособыеедеятельностиивзаимодействия с другими людьми» [26, С. 34–35].Первыеисследованиясвязиэтническойустановкииповедения,показали, что эта связь неоднозначна [187; 221; 313]. Позже было обнаружено,что этническая установка действительно предсказывает поведение индивида,но при определенных условиях:1)должнасуществоватьвнутренняясогласованностькомпонентовэтнической установки [154; 177; 182; 202; 214; 243; 257; 266; 267], иначе человекведет себя по-разному и невозможно предсказать его поведение.2) этническая установка должна совпадать с поведением по уровнюконкретности [177; 239] или по занимаемому уровню в общей диспозиционнойструктуре личности [100].
Если имеются различные уровни конкретности(например, специфическое поведение и этническая установка, выражающаяценностные ориентации), то этническая установка не будет предсказыватьповедение человека. Необходимо учитывать и «центральность-периферийность»этнической установки в общей системе установок, т.е. степень значимостиее объекта для индивида [214; 266].3) этническая установка должна анализироваться с точки зрения ее объекта.Различают этнические установки на ситуацию (например, ситуация общения)и на конкретный объект (представители этнических групп, культурные ценности,традиции и т.д.) [266], а также на действие [106; 177]. Последние являютсянаиболее значимыми для реализации поведения, так как включают в себяпредпочитаемый тип поведения, соответствующий социальному контексту.4) этническая установка лучше предсказывает поведение если онасформирована на основе личного опыта индивида, значимой информации,эмоциональных реакций к объекту, так как в этих условиях этническая установкастановится устойчивой и доступной, т.е.
обладает большей силой ассоциативнойсвязи между объектом и оценкой [170; 174; 314]. В таком случае она быстрее32извлекается из памяти в виде выработанных знаний и привычек поведенияи автоматическиактуализируетсоответствующуюповеденческуюреакциюпри встрече с объектом [238; 314]. В отличие от спонтанного поведения,на осуществление планируемого поведения большую роль оказывают осознанныеэтнические установки – намерения (интенции) [105; 174; 177].
Их реализациябудет зависеть от знаний и оценки ожидаемых результатов поведения, их пользыдля индивида и вероятности достижения.5) этнические установки сильнее оказывают влияние на поведениеесли они являются эго-вовлекающими, личностно и ценностно-релевантными[119; 156; 170; 206; 214; 226; 256; 284].6) этническая установка сильнее связана с поведением у людей с высокимуровнемсамосознания,которыеосознаютируководствуютсясвоимиустановками, и имеют низкий уровень самомониторинга, т.е. не поддаютсявлиянию социального окружения [119; 257; 284]. В противном случае, поведениебудет определяться нормативным влиянием.Проделанный анализ позволяет нам выделить еще несколько признаковэтнической установки:1) этническая установка выполняет важные функции, что позволяет ей бытьрегулятором поведения человека в межэтническом взаимодействии;2)этническаякомплексноеустановкаобразование,представляетвключающеесобойцелостнуюкогнитивные,систему,аффективныеиповеденческие составляющие, между которыми существует взаимосвязь;3) этническая установка характеризуется латентностью, может бытьимплицитной, относительно неосознаваемой, и эксплицитной, осознанной;4) этническая установка способна предсказать поведение человекапри определенных условиях.Чтобы полностью раскрыть сущность данного феномена, обратимсяк анализу различных его проявлений в рамках поликультурного общества.331.3.
Межэтнические установки в поликультурном обществеМежэтническиеустановкивыражаютготовностьиндивидак взаимодействию с представителями других этнических групп. Они возникают,развиваются и изменяются в процессе межэтнического взаимодействия, отражаяхарактер межэтнических отношений в определенный исторический период.Межэтническиеотношенияпредставляютсобойотношениямеждугруппами и групп друг к другу [76, С. 203]. Это «субъективно переживаемыеотношения, которые проявляются в этнических установках и ориентацияхна межэтнические контакты в разных сферах взаимодействия, в этническихстереотипах, настроениях и поведении людей и конкретных этническихобщностей» [23, С. 283].
Они являются динамичной и целостной системой связейпредставителей этнических групп, которые реализуются в различных формахмежэтнического взаимодействия.Подмежэтническимвзаимодействиемпонимаются«разнообразныеконтакты между людьми как носителями этнического самосознания, этническихнорм, традиций и обычаев» [2, С. 144], которые приводят к «изменениюиндивидуальных и социальных характеристик каждой из взаимодействующихэтнических групп и их отдельных представителей, а также к интеграции ихопределенных качеств и свойств в нечто общее, в совместное достояние»[38, С. 53].Межэтнические установки лежат в основе межэтнических отношенийи неотделимы от ситуации межэтнического взаимодействия.
Они проявляютсяв различных формах, таких как этническая толерантность, социальная дистанцияи стратегии межэтнического взаимодействия.Эти формы выражают готовность индивида к принятию и уважению другойэтнической группы, степень близости и позитивности отношения к ней,готовность взаимодействовать с представителями другой этнической группына индивидуальном и групповом уровне.341.3.1. Этническая толерантностьПроблемаэтническойтолерантностиявляетсяособенноактуальнойдля любого поликультурного общества, в связи с тем, что процесс глобализациирасширяет границы действительности, интенсифицирует миграционныеиинтерактивные процессы, а политические и социоэкономические измененияприводят к состоянию межэтнической напряженности, развитию негативныхмежэтнических установок, мигрантофобии, агрессивности, а также этническим,расовым, религиозным и другим конфликтам.Понятие «толерантность» имеет различные толкования.
Оно ведет своикорни от латинского «tolerantia» – «терпение» [12]. В древней философии под нимпонимается равноправие и ненасилие (Будда), обуздание страстей (Сократ),интеллектуальная защита (Платон), «золотая середина» (Аристотель), а в эпохуСредневековья «пассивное терпение», «любовь к врагам своим», «терпимость,уважение к вере», «гуманное отношение к инаковерующим» [35].В эпоху Просвещения в понятие толерантности закладывается идея мира,добродетели, ценностных отношений, право на инаковость и свободу, принципненасилия(Ф. Аквинский,Ф.