Диссертация (Формирование профессиональной компетентности студентов-дизайнеров универсальными методами архетиповых изоконструкций), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование профессиональной компетентности студентов-дизайнеров универсальными методами архетиповых изоконструкций". PDF-файл из архива "Формирование профессиональной компетентности студентов-дизайнеров универсальными методами архетиповых изоконструкций", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Речь идет об эмансипации искусства от религии, о возникновении нового социального заказчика-буржуа, об универсальномхарактере законов товарного производства, о демократизации художественного потребления – возникновению музеев, об обособлении изобразительных искусств от архитектуры [129].Краткая ретроспектива истории дизайна необходима нам для понимания социально-культурной сущности феномена и воздействия его на человека. Тенденция к возникновению форми средств новой «предметности» в искусстве как визуальном, так и прикладном начала ХХ в.повлияла на развитие проектирования. Обеспечению технологической базы для новых художественных открытий способствовали эволюционные процессы в технике, технологии, философскомзнании.
По мнению Н.Н. Мосоровой «…методология декоративного творчества в промышленности сменяется методологией философии и социальной антропологии, осмысливающей дизайнкак универсальное средство обострения или умиротворения социальной напряженности [207].В связи с этим кратко рассмотрим систему дизайн-образования как феномен ХХ века. Основысовременной модели дизайн-образования в России были заложены с созданием в 1919 году Совета мастеров, позднее – ИНХУК (Институт художественной культуры). В 1920-х годах в Баухаузе31(Высшая школа строительства и художественного конструирования, Германия) и ВХУТЕМАСе(Высшие государственные художественно-технические мастерские), – ВХУТЕИНе (Высший художественно-технический институт) разрабатывались теоретические и методические положенияобразования дизайнеров, определившие цели, задачи, содержание модели дизайн-образования.Исследователями отмечается важное значение пропедевтических курсов в системе образования,дающих универсальный инструментарий в области проектирования и определивший на многиегоды направление ее развития [144].1970-е годы возник ряд фундаментальных теоретических и методических разработок основных положений дизайнерской деятельности, делались попытки их внедрения в образовательнуюпрактику.
Концептуальной основой дизайн-проектирования этого периода явились представления о системном, синкретичном подходе к художественной и инженерно-технической подготовкеспециалистов [144].Проблематика дизайнерского образования в России рассматривалась в ряде теоретико-методологических работ Всероссийского научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ), Союза дизайнеров России (О.И. Генисаретский, Э.П. Григорьев, Л.А.
Кузьмичев, В.М. Мунипов,В.Ф. Сидоренко, Ю.Б. Соловьев, Г.П. Щедровицкий, Д.Н. Щелкунов и др.). Однако несогласованностьмежду теорией и практикой дизайна оказались весьма значительными. В силу этого система образования самостоятельно решала множество теоретических, методологических, практических задач,разрабатывала теоретические модели специалистов, налаживала связь с практикой [5].В конце 90-х годов направление подготовки «Дизайн» сложилось в целостную систему, представленную рядом образовательных стандартов и нормативно-правовых документов.
На рубежеXX–XXI веков ВНИИТЭ как межотраслевая научно-исследовательская и проектная организацияобладала важной исследовательской функцией при разработке концептуальных положений дизайнерского образования, научных, методических материалов формирования профессии дизайнераи обеспечения кадрами, благодаря тесным контактам с рядом крупнейших вузов страны (МВПХУ,ЛВПХУ им. В.И.
Мухиной, Свердловский архитектурный институт) [98].Сегодня система дизайн-образования может рассматриваться как феномен ХХI века. Созданиеэтой относительно новой педагогической системы обусловлено, по мнению ряда исследователей(М.Е. Елочкин, Е.Н. Лазарев, С.М. Кожуховская, Л.С. Колпащиков, Д.В. Томбу, В.В. Чижиков и др.)необходимостью понимания дизайна как культурной универсалии, интегрированной во все сферы жизнедеятельности, обеспечивающей «…ценностный ресурс культуротворческого поведениячеловека, выражения и предметной реализации общественного идеала – обеспечение условийсвободной самореализации целостного человека» (В.В. Чижиков).
Вслед за учеными мы понимаем дизайн–образование как особую среду формирования целостной личности, в руках которойлежит уникальный инструментарий гуманизации человеческих взаимоотношений средствамидизайна на основе национальных культурных ценностей, российской художественной культуры,художественного образования.
Следует учесть экстраполяцию методов и средств проектированияв дизайне на многие сферы жизнедеятельности человека.Исследователями (Е.Б. Анфимова, Р.Н. Бунеев, Е.В. Говердовская, М.Е. Елочкин, Е.Ю. Игнатьева,Т.Л. Стенина, О.В. Стукалова, Ю.В. Слесарев, О.Г. Старикова, С.М. Кожуховская, А.И. Кулешова,С.М. Мурзина, С.А. Муртазина, Л.М. Тухбатуллина, В.П.
Фалько и др.) отмечается необходимость32поиска новых теоретических идей и методологических подходов к процессу построения образовательного пространства, нахождения новых культурных оснований в контексте обозначенных проблем. Сегодня речь идет о дизайн-образовании не только как методологии социально-культурногопроектирования, но и культуросообразной среде «проектирования» самого дизайнера, как носителя глубинных общечеловеческих ценностей, формирующего пространственные и предметныесреды современного человека (потребителя), воспитывающего гражданственность и патриотизм.Анализируя тенденции и закономерности создания гибкой развивающейся системы профессионального образования в области дизайна, которая обеспечит экономический подъем в стране, достойный уровень жизни граждан, повышение качества российского образования, нами была выявленаактуальность модернизационных процессов системы образования, которые возможны только приобязательных «…изменениях человеческого капитала и личностных характеристик» субъектов образовательного процесса [282].
В связи с этим конкретизированные в государственных образовательныхстандартах общественные потребности и цели дальнейшего направления в развитии личности позволяют говорить об актуальности затронутой проблематики и способах ее решения.Итак, дизайн, прочно вошедший в сферу повседневного бытия, включен в культурно-социальные процессы углубляющейся конкуренции, быстрого видоизменения потребительских предпочтений и вкусов, увеличивающихся темпов инновационного развития. Он является инструментомповышения конкурентоспособности страны на международном рынке товаров и услуг.
Дизайнрассматривается как неотъемлемый компонент культуры современного общества, влияющийна эстетическое, нравственно-духовное, экологическое, национальное самосознание личности,нацеленный на сохранение национальных художественных традиций.Представленная нами Схема № 1 на Рисунке 1.1.1. раскрывает особенности дизайна как культурной универсалии с авторской позиции, которая будет обоснована нами в § 2.2.
Очевидно, чтос одной стороны, дальнейшее развитие промышленных комплексов, реализация национальныхпрограмм развития сырьевых ресурсов, возрождения отечественного производства текстильнойи легкой промышленности предполагает высокие качественные показатели подготовки компетентного специалиста. Это диктует целевой заказ как на специалистов, так и на дизайн-проектыв дизайнерской практике. С другой стороны, дизайн представляет собой канал межкультурного,межнационального, межсубъектного взаимодействия, глобального влияния на умы и чувствачеловека, что способствует усилению социокультурной направленности дизайна по преобразованию современного мира.Таким образом, специфика дизайна заключается в многообразии его проявлений, что накладывает особую значимость на систему подготовки специалистов этой сферы.
Однако анализподготовки дизайнеров в России говорит о разобщенности связей между промышленностью, социумом, сферой профессиональной дизайнерской деятельности, включающей в себя творческиесоюзы и ассоциации [98].Специфика дизайна заключается, на наш взгляд (в отличие от «чистых» искусств) именнов безусловной зависимости проектировщика от заказчика (общества, личности, государственныхучреждений, а также социальных, политических, культурных, экологических и др.
проблем). Специфика современного состояния образовательного процесса дизайнеров определяется профессиональными ориентирами дизайн-деятельности, связанной с условиями реальной действительности.33Схема № 1Рис.1.1.1. Дизайн, как культурная универсалияНа эти ориентиры, которые представляют собой новое мышление проектировщика «…с экологическим, сберегающим, реалистическим сознанием», ощущающим дух времени и понимающимглобальные задачи развития человечества, указывал Г.Б. Минервин. Нам представляется актуальным данное видение проблематики в контексте новых задач образования. Более того, теоретические концепции Г.Б. Минервина, В.Т.
Шимко, А.В. Ефимова, предполагают видение картины миракак полисистемной, полицентричной, т.е. «представление о множестве равноценных проектныхметодов и языков проектирования…., не превращает его в застывшую доктрину» [202].Сформулируем общие выводы:– современная действительность активизирует значение дизайна, в сфере которого находитсяпредметно-вещный мир современного человека, область потребительских услуг, что формирует его образ жизни, стиль поведения, эстетический вкус, взаимоотношения с социумом;34– контрасты современного мира, где на фоне высокотехнологичного производства, использования новых материалов наблюдается стремительно понижающийся уровень культуры;дисбаланс между элитарной и масскультурой, ориентация на технологичность и эстетизм;«тотальность» массового разрушительного потребления, использования возможностей дизайна как манипулятора общественным сознанием заставляет систему образования искатьпути решения указанных проблем;– в связи с этим обеспечение человека качественными предметно-средовыми объектами жизнедеятельности не может рассматриваться как основная.
Другая функция дизайна состоитв расширении гуманистического поля существования человека, нацеленного на духовное,нравственное его развитие, создание дизайнером мира Культуры на основе использованияуниверсальных констант;– необходимо изменить ракурс рассматриваемой проблемы с помощью пространственных формпредметного мира. Поскольку человек оформляет и выстраивает первичную, условную бесформенность среды, исходя из глобальных представлений о космосе и миропорядке, о своемместе в стуктуре мира и пространства;– существование дизайна в культурном контексте, ориентированного на национальные ценностироссийского искусства и культуры определяет его социальную важность в вопросах преобразования действительности, устанавливает критерии разграничения истинной гуманистической дизайнерской ориентации мысли и действия и «вульгарного рыночного прагматизма»(Н.Н.
Мосорова). Это позволяет создавать предметную высокоэстетическую среду, исключатьманипулирование сознанием личности;– проблемы современного дизайн-образования, как мы выяснили, лежат в плоскости культурной, нравственной, духовной составляющих личности. Стремительное развитие научно-технического прогресса, способствовавшего возникновению дизайна, привело к вытеснениюнравственно-духовных, национальных культурных ценностей, идеологией практическойцелесообразности. Это не замедлило сказаться на предметно-средовых объектах, в которыевключен человек, что определено низким уровнем работ дизайнеров, которые «приспособилиськ нашей нецивилизованной рыночной экономике, обусловившей пренебрежение духовнымиценностями и гуманистической ориентацией дизайна, социальной ответственностью представителей этой профессии» (В.Ю.