Диссертация (Социальное бытие постмодерна как со-бытие), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Социальное бытие постмодерна как со-бытие". PDF-файл из архива "Социальное бытие постмодерна как со-бытие", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Адекватным обозначением проступающего будущегоявляется термин «новое средневековье».Теоретическая и научно-практическая значимость исследованияОсновные идеи, положения и выводы данной диссертационной работымогут выступить в качестве материала для дальнейших философскихисследований, связанных с проблемами современного социального бытия:виртуализацией и символизацией реальности, давлением семиотического насоциальные взаимодействия и отношения, диверсификацией и фрагментациейобществаиличности,мифологизациейсоциальнойжизни,переформатированием истории, деструктивными социальными практиками,диффузией хаоса в различные сегменты социальной жизни, глобализацией,22сложностями социально-культурных взаимодействий, тоталитарным влияниеммасс-медиа и информационных технологий в информационном обществе.Тематика и основные идеи данного исследования имеют перспективу вфутурологии, виртуалистике, дискурсологии, нарратологии, эвентологии.Практическая значимость результатов исследования заключается в том,что они могут быть использованы при подготовке к лекционным и семинарскимзанятиям в рамках учебных курсов «Философия», «Онтология и теорияпознания», «Социальная философия», а также в рамках разнообразныхспецкурсов и факультативов, связанных с философией постмодернизма итенденциями развития современного общества.
В силу тесной связи междуотдельными науками в современном гуманитарном знании поднимаемые вданном исследовании проблемы могут стать предметом философского,культурологического,социологического,политологическогоидругихдискурсов.Таким образом, данная диссертационная работа может иметь значение дляразработки как исследовательских, так и учебных программ.Апробация результатов исследованияОсновные идеи, положения и выводы данной диссертационной работыотражены в сорока восьми публикациях автора, из которых одна монография(«Тропология постмодерна», 2012 г.).
Шестнадцать статей опубликованы визданиях, включенных в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов,в которых должны быть опубликованы основные научные результатыдиссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук; тридцатьодна статья включена в список РИНЦ. Одна статья стала лауреатом, а втораяпобедителем конкурса «Лучшая научная статья», проводимого Научнометодическим электронным журналом «Концепт» под эгидой АНО ДПО«Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании» в 2013(«Феноменология ризомы. Ризоморфные среды») и 2014 гг.
(«Жан Бодрийяр иобщество постмодерна: диагноз болезни нашего времени»).Основные положения и выводы данного исследования были апробированына международных, всероссийских и региональных конференциях, в том числе23зарубежных: Научно-практическая конференция «Вызов постмодернизма: естьли достойный ответ?» (Курск, 2006); Восьмая всероссийская научнаяконференция «Цивилизация знаний: российские реалии» (Москва, 2007);Международная научно-практическая конференция «Наука. Теория и практика /Nauka.
Teoria i praktyka» (Познань/Poznań, 2012); III Всероссийская научноисследовательская конференция «Право и государство: проблемы методологии,теории и истории» (Краснодар, 2013); Международная научно-практическаяконференция «Человек в постиндустриальном обществе» (Варна-Саратов, 2013);II международный научно-образовательный форум «Человек, семья и общество:история и перспективы развития» (Красноярск, 2013); Международная научнопрактическая конференция «Вопросы. Ответы.
Гипотезы: наука XXI века/ Pytania. Odpowiedzi. Hipotezy: nauka XXI stulecie» ( Гданьск/ Gdańsk, 2014);Десятая международная научная и практическая конференция «СовременнаяЕвропейская наука-2014)» /Х international scientific and practical conference«Modern European Science-2014» (England, Sheffield, 2014); конференция «В миренаучныхоткрытий»(Красноярск,2015);МеждународнаяIXнаучно-практическая конференция «Научное творчество XXI века» (Красноярск, 2015),обсуждались в рамках ежегодных научных чтений МПГУ по итогам научноисследовательской работы в 2017 г. (доклад «Влияние постмодернистскойфилософии на информационное со-бытие постмодерна»).Результаты исследования включались автором в учебные курсы«Философия»,«Историяфилософии»,«Социология»,«Культурология»,которые преподавались студентам Курского государственного техническогоуниверситета,Орловскогопсихолого-социальногогосударственногоуниверситета,университета,РоссийскогоновогоМосковскогоуниверситета,Московского финансово-юридического университета - МФЮА.Структура и объем диссертационной работыДиссертационноеисследованиесостоитизвведения,трехглав,разделенных на параграфы, заключения и списка литературы, состоящего из 779наименований на русском и иностранных языках.
Общий объем диссертации 394страницы.24ОСНОВНАЯ ЧАСТЬГлава 1. Современное социальное бытие в понятийных координатахпостмодернистской философии1.1. Современное общество как мир постмодернаЧеловек становится человеком в обществе и культуре. Социальное икультурное настолько взаимосвязаны и взаимозависимы, что следует говорить оединой социокультурной среде, имеющей для человека онтологический статус.Еще в Античности философы осознавали и подчеркивали принципиальноезначениесоциумадлячеловеческогобытия(отсюдаконцептуальноеаристотелевское «Человек – социальное животное»18). Распознать же культурукак сферу бытия, не только производное социальной жизни или способсамовыражения человека, но действенную силу, конструирующую, меняющуюбытие, оказалось значительно сложнее.
Оформление и развитие социальных игуманитарных наук в последней четверти XIX – первой четверти ХХ вв.свидетельствовало о гуманитарном повороте, об определении новых акцентов вчеловеческом бытии; и эти акценты были связаны с постижением смысла и роликультуры в процессе бытия.Всю первую половину ХХ в. исследователи, философы и ученые сразличных оснований 19 постепенно двигались к признанию и обоснованиюонтологического статуса культуры во всех ее проявлениях от мифологии донауки, в материальной и нематериальной форме, в виде вербальных иневербальных знаков.
Декларацией свершившегося гуманитарного поворотастали два постулата выдающихся мыслителей ХХ столетия, возвестившихпереосмысление бытия в новом ракурсе: «Язык – дом Бытия»20 (М. Хайдеггер) и18 Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. С. 378 – 379.19 Примерами «онтологизации» культуры могут служить теории, апеллирующие к языку как основанию бытия: экзистенциалистские,постмодернистские, позитивистские; наонтологическую роль культуры или феноменов культуры указывали З. Фрейд(теория «Супер-Эго»каконтологического элемента психики); Э. Кассирер с признанием символического в жизни человека; структурализм (К.
Леви-Стросс) ,философская антропология (М. Шелер) , П. Рикер, Х.-Г. Гадамер , в определенной степени, Э.Гуссерль,, М. Бубер, К. Ясперс, М. Бахтин и др.20. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления.
М. 1993. С. 192.25«Человек – символическое животное» 21 (Э. Кассирер). Была постулированаонтологичность символов и слов в бытии человека. 22 Отсюда, гуманитарныйповорот проявлялся и как «лингвистический переворот»: актуализация,распознаниеивыявлениетерминовипонятий,которыестановятсяинструментами влияния на конкретную социальную действительность.
И какповорот символический, организующий бытие в том контексте, который заданво вводимых в оборот символах и знаках, конструирующих социальнуюдействительность.Но признание различными философскими течениями ХХ столетияонтологического характера символов и знаков, в том числе, вербальных, во всемихмногообразииинтерпретаций,оказалосьчреватопроблемамиамбивалентности и поливалентности в бытии и его восприятии сознанием.Установка на акценты восприятия, нюансы понимания, контексты и трактовки,обусловленные множественными субъективными факторами, а не стандартнымипроцедурами логико-методологического познания, привели к тому, что картинамира разрывалась, фрагментировалась; утрачивались цельность сознания ицелостность бытия. Разорванное сознание теряет возможность не толькопознания, – адекватного восприятия бытия, т.к. при этом уменьшаетсявозможность ориентации в непредсказуемом и сложном мире; в условияхрасколотого бытия и разорванного сознания возникают проблемы подлинностибытия, значимости (приоритета) определенных форм, ценностей и и аспектовбытия перед другими.Нельзя сказать, что актуальная проблема разорванного сознания ирасколотого бытия для человечества, особенно, представителя Западнойцивилизации, совершенно новая.