Диссертация (Использование материалов литературного краеведения на занятиях по русской литературе в средних профессиональных образовательных организациях), страница 13
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Использование материалов литературного краеведения на занятиях по русской литературе в средних профессиональных образовательных организациях". PDF-файл из архива "Использование материалов литературного краеведения на занятиях по русской литературе в средних профессиональных образовательных организациях", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 13 страницы из PDF
Во-первых, слабое понимание историко-культурного контекста, основных закономерностей историко-литературного процесса, проблематикипроизведения, во-вторых, слабое знание содержания произведения, в-третьих, недостаточное умение соотносить художественное произведение с фактами общественной жизни и культуры, сопоставлять художественное произведение с критической интерпретацией литературных произведений, неумение осмыслить авторскую позицию и выявить средства ее воплощения.Несмотря на выделенные нами ошибки в работах интерпретирующих, определенная часть писавших работу рассматривали художественный образ как способ воплощения авторского замысла, ориентировалась в социокультурной проблематике. В ряде случаев имел место упрощенный анализ основного конфликтахудожественного произведения, искажение отдельных мест художественного текста, характеры героев представлены поверхностно, при этом пишущий сводит характеристику персонажей к сжатому пересказу сюжета, не делая выводов из анализа.Таким образом, результаты констатирующего эксперимента позволяют нассделать вывод о том, что обучающиеся имеют слабый уровень знаний о литературе края, слабую степень начитанности, рассматривают художественное произве-67дение на предметно-событийном уровне, что говорит о поверхностном понимании художественного текста, слабом уровне читательской и коммуникативнойкомпетенции.68Выводы по Главе 11.Литературное краеведение как особое культурологическое знание,определяющее взаимосвязь между историей литературы края и его сегодняшнимположением, с давних пор находится в центре внимания как отечественных, так изарубежных ученых-филологов, и методистов, которые, опираясь на опыт своихпредшественников, заложили прочный фундамент в разработку приемов использования материалов литературного краеведения в преподавании литературы.2.Проблема использования материалов литературного краеведения дав-но привлекала внимание многих методистов.
Однако пока не было описано целостное системное использование краеведческих материалов на занятиях по русской литературе в группах СПО, что «позволит познакомить обучающихся нетолько с достижениями мировой культуры» [156], но и привить им «высокиенравственные ценности, уважительное отношение к другим культурам» [156].3.Литература Нижегородского региона представляет собой обширный идалеко не исследованный пласт отечественной литературы. Серьезных успехов вобласти краеведения добились нижегородские ученые, векторы их исследованийнаправлены на различные аспекты краеведческой работы:исследованиянижегородского литературного процесса; литературы, раскрывающей жизньНижегородского Поволжья; освещающие вопросы нижегородского фольклора,древнерусской литературы, старообрядческого движения, лингвистики.4.Учебники по русской литературе для средних профессиональных об-разовательных организаций, как и учебники для старших классов средних общеобразовательных учреждений, краеведческого материала практически не содержат.
Поэтому учителю необходимо выстроить такую систему работы, которая быкомпенсировала этот недостаток и помогла обучающимся познать культуру края.5.Констатирующий эксперимент показал, что обучающиеся имеют сла-бый уровень знаний о литературе края, слабую степень начитанности, рассматривают художественное произведение на предметно-событийном уровне, что гово-69рит о поверхностном понимании художественного текста, слабом уровне читательской и коммуникативной компетенции.6.Результаты констатирующего эксперимента подтвердили актуаль-ность разработки методики «использования литературного краеведения на занятиях по русской литературе в качестве одного из путей повышения уровня литературного образования обучающихся» [156], предметных, метапредметных и личностных результатов.70ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВЛИТЕРАТУРНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОЙЛИТЕРАТУРЕ В ГРУППАХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯВо второй главе представлены результаты экспериментального исследования: программа обучающего эксперимента, проверка эффективности предложенной методики, подведение итогов.
В программе обучающего эксперимента даетсяописание работы по использованию литературно-краеведческого материала на занятиях по русской литературе, определены принципы отбора материала литературного краеведения, обозначен круг приемов включения в занятия материаловлитературного краеведения, определена типология заданий.
Здесь же предлагается программа элективного курса «П. И. Мельников-Печерский в истории нижегородского литературного краеведения» как один из этапов реализации экспериментального исследования, описывается работа над исследовательскими проектами сиспользованием литературно-краеведческого материала как на аудиторных занятиях, занятиях по элективному курсу, так и в самостоятельной деятельности обучающихся.2.1. ПРОГРАММА ОБУЧАЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТАВ результате теоретического анализа проблемы, наблюдений за образовательным процессом и констатирующего эксперимента была составлена программа использования материалов литературного краеведения на занятиях по русскойлитературе.
Ее эффективность проверялась экспериментально.При подготовке программы решались следующие задачи:1) установление принципов отбора литературно-краеведческого материала;712) обозначение круга приемов включения в занятие материалов литературного краеведения, определяющих содержание обучения;3) определение типологии заданий для возможности включения материаловлитературного краеведения.Решение данных задач опирается на определение принципов включения материалов литературного краеведения на занятиях по русской литературе.Источники литературного краеведения, используемые на занятиях по русской литературе, расширяют и углубляют знания обучающихся, так как включаютв себя материал, который не содержится в примерных программах.Неоднородность литературно-краеведческого материала определяет многообразие принципов включения его в литературно-образовательный процесс.Мы используем в своей работе такие принципы включения материалов литературного краеведения, как принцип тематической близости, принцип вычленения из общего частное, принцип вычленения из частного общего, историкоэтнографический принцип.Историко-этнографический принцип используется нами при изучении такихпроизведений, как повесть А.
С. Пушкина «Пиковая дама» (при рассмотрении истории создания данного произведения), драмы А. Н. Островского «Гроза» (рассказ о творческой истории пьесы, о статье Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве», об истории создания исторических драм «Воевода» и «Козьма Захарьич Минин-Сухорук»); при рассмотрении биографии М. Е. СалтыковаЩедрина (ссылка в Вятку – г.
Киров); при изучении романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» (на занятии «Философия войны 1812 года в изображении Л. Н.Толстого») и при изучении жизненного и творческого пути М. Горького.Принцип вычленения общего из частного мы используем при рассмотренииобраза Катерины в драме А. Н. Островского «Гроза» с параллельным анализомвыдержек из «Писцовой книги Нижегородской губернии» XVII века, «Книга,называемая Домострой») и трилогии И. С. Рукавишникова «Проклятый род».Принцип вычленения частного из общего применяется при изучении романаИ.С. Тургенева «Отцы и дети» и повести писателя-нижегородца П.И. Мельнико-72ва-Печерского «Красильниковы», «посвященной взаимоотношению поколений,но различающейся своей идейной направленностью» [157]; при изучении романаэпопеи «Война и мир» Л. Н.
Толстого (в сравнении с дилогией П. И. МельниковаПечерского «В лесах» и «На горах» с эпопеей Л. Н. Толстого «Война и мир»).Обращаясь к роману «Девки» Н. И. Кочина, написанному по материаламнародной жизни нижегородского Поволжья, и роману М. А. Шолохова «ТихийДон», к пейзажной лирике А. С. Пушкина и поэта-нижегородца А. И. Люкина, мыиспользуем принцип тематической близости.Главным компонентом данной программы является сформирование навыков развёрнутого анализа произведений художественной культуры региона, гдераскрывается специфика его исторического, духовно-нравственного развития;вырабатывать умение проецировать опыт культурного пространства и использовать его в качестве критериев оценки в вопросах жизненного и мировоззренческого характера.В связи с этим обучающиеся должны знать исторические и культурныеособенности своего региона, традиции, обычаи, бытовые реалии, которые неразрывно связаны с общероссийской историей и культурой, лингвистические особенности речи, основные закономерности историко-литературного процесса края,основные факты жизни и творчества писателей-земляков, содержание изученныхпроизведений этих авторов; уметь использовать литературно-краеведческий материал в качестве комментария к литературному произведению для обогащениясвоих фоновых знаний, выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы литературы края; соотносить произведения краевых авторов с общероссийским литературным направлением эпохи, находить и характеризовать историко-культурныефакты, отраженные в литературных произведениях края, истолковывать художественные произведения литературы края, оперируя знаниями по теории и историилитературы, находить в художественном произведении отражение традицийнарода,использоватьполученныезнаниявконкретнойпоисково-исследовательской, творческой деятельности, писать рецензии на прочитанныепроизведения и сочинения разных жанров на литературные темы.73На основе вышесказанного нами были определены типы заданий по включению литературно-краеведческого материала на занятиях по русской литературе.Данные задания мы разделили на пять групп:1)задания, направленные на осмысление художественного произведе-ния через литературно-краеведческий комментарий, например:- Найдите обычаи волжан, подмеченные А.
Н. Островским во время путешествия по Волге, отраженные в пьесе «Гроза».- Природу какой части Поволжья рисует А. Н. Островский в драме «Гроза»?Обоснуйте свой ответ.- Используя выдержки из «Писцовой книги Нижегородской губернии» XVIIвека, «Книга называемая Домострой») и первой части «Семья железного человека» трилогии И. С. Руковишникова «Проклятый род», выявите особенности религиозных верований Катерины.
Обоснуйте свой ответ.- В чем заключается «добролюбовский» метод анализа художественныхпроизведений? Обоснуйте свой ответ.2)задания, направленные на вычленение национально-культурного ком-понента (уклад жизни, обычаи, традиции, культура быта), например:- Определите, на чем основан национальный уклад жизни героев романа «Влесах» и «На горах» П. И. Мельникова-Печерского? Обоснуйте свой ответ.- Детализируйте, проиллюстрируйте примерами из произведения ДревнейРуси «Домострой» традиционную культуру быта русского народа.