Диссертация (Рязанский текст в древнерусском летописании XIII-XVI веков), страница 5

PDF-файл Диссертация (Рязанский текст в древнерусском летописании XIII-XVI веков), страница 5 Филология (55051): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Рязанский текст в древнерусском летописании XIII-XVI веков) - PDF, страница 5 (55051) - СтудИзба2020-01-12СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Рязанский текст в древнерусском летописании XIII-XVI веков". PDF-файл из архива "Рязанский текст в древнерусском летописании XIII-XVI веков", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 5 страницы из PDF

С выходом Русского государства в конце XV–XVI веках в пространство европейской политики летопись становится выразительницей строго официальной точки зрения на русскую историю, одновременноутрачивая значение важнейшего государственного документа. Государственныйархив, архив Посольского приказа неуклонно становились конкурентом летописи,которая в связи с этим все больше трансформировалась в художественнолитературное произведение, проникаясь повествовательными приемами, идущими из переводных хронографов. Вскоре московская летопись перестает существовать: из нее выделяется историческое повествование типа Степенной книги, исторические повести и сказания, описи архивного материала. Официальное летописание в Москве уступает место непосредственно документу и исторической беллетристике. Летопись сохраняется в отдельных местностях, но не носит уже официального характера или имеет его лишь отчасти.

В ведении летописей вXVII веке все более и более сказывается частная инициатива и демократическиетенденции, а вместе с ними проникает и стихия фольклора. Таким образом, летопись как жанр, угасая, вернулась в XVII веке к тому же фольклорному источнику,которым пользовалась в начале своего развития [102, с.

419–424].П.П. Толочко, продолжающий разыскания Д.С. Лихачёва и опирающийся наопыт предшественников, уверенно говорил о существовании традиции исторической письменности в X веке, особое внимание уделяя летописным сводам, являющимся, по его мнению, «не начальной стадией летописания, а заключительной,обусловленной необходимостью систематизации и обобщения отдельных сообщений, сказаний, повестей» [174, с. 14]. Развитие патриаршего летописания продолжилось до 80-х годов XVII в., подтверждением служат «Летописец Новый» идругие поздние источники [37, 120].24Особое место в истории изучения летописания всегда занимала личностькнижника.

Так, Е.Л. Конявская указала на роль летописца в восприятии читателями текста: «Читатель и писатель выступают симметричной парой, которой отыскиваются образцы в прошлом, ибо летописец не только рекомендует читать князюперед сном о давних событиях, но и сам называет себя "учащимся" у предшественников» [81, с. 252]. Исследователь также определяла специфику адресата ифункциональную значимость летописных источников: «Адресат летописей ограничен: это князья и высшая знать. Читались и воспринимались летописные текстыпримерно так, как современные исторические произведения: знать прошлое необходимо, чтобы учитывать его уроки и верно понимать происходящее сегодня»[81, с.

254]. Л.В. Левшун отметила своеобразие творческого метода средневекового летописца, связывая его с православным восприятием истории времен русскогосредневековья: «Летописец является своего рода пророком, в служение котороговходит доносить волю творца до народа <…>. Христианский летописец воспринимает и описывает каждое конкретное событие (и всю историю в целом) как момент или период разворачивающегося Домостроительства спасения, что в принципе свойственно всей средневековой христианской культуре» [93, с.

119, 124].О.В. Иванайнен на примере текста «Повести временных лет» рассматривалакнижника в роли повествователя, очевидца и комментатора, определяя,в зависимости от исполняемой функции, используемые им словесные приметы[210].Анализируя историю исследования, генезис и эволюцию летописного делана Руси, нельзя не заметить, что особый пласт в изучении летописания составляют областные литературы.

М.Д. Присёлков, например, продолжив разысканияА.А. Шахматова в области датирования, атрибуции и сопоставления разных летописных сводов и их редакций, наметил источники для восстановления и проблемы изучения южнорусского и московского летописания, летописания РостовоСуздальского края [142, с. 38]. М.X. Алешковский, занимаясь изучением новгородского летописания, остановился на разборе спорных положений в схеме25начального летописания, предложенной А.А. Шахматовым. Исследователь отметил недостаточность аргументации и косвенность обоснования даты написанияпредисловия к Новгородской I летописи младшего извода [26, с. 185]. Новгородское летописание всегда представляло огромный интерес и для текстологов, и дляфилологов.

Изучению отдельных летописей этого цикла, решению вопросов общего и частного характера посвящен ряд исследований [73, 163 и др.]. Продолжают разработку этого направления современные медиевисты. Так, А.Г. Боброванализирует взаимоотношения новгородских летописей и их редакций, отмечаяхарактерные особенности новгородского текста [103]. В отличие от новгородского летописания, преимущественно отстаивавшего местные интересы, московскоевыступало с общерусских позиций, призывая князей к объединению. Исследованием его особенностей занимался Н.К. Гудзий [74]. Решение вопросов сличениябольшинства тверских текстов, выделение Общетверского летописного сводапринадлежит А.Н. Насонову [121, 122]. Он систематизировал факты областногодревнерусского летописания, опираясь не только на тверские, но и на псковскиелетописи [122].

Его разыскания продолжила В.И. Охотникова, которая, сосредоточившись на изучении псковских летописей, анализировала их как литературноисторические памятники, особое внимание уделяла жанровому своеобразию и поэтическим особенностям текста. Ею отмечается тесная связь псковского летописания и «Повести о Довмонте», являющейся вступлением к изложению историиПскова [129]. А.А. Пауткину принадлежит исследование Галицкого летописаниякак памятника литературы Древней Руси.

Работа освещает ряд сложных вопросов,связанных с формами летописного повествования, принципами изображения человека и исторического события в русском летописании (хронологический порядок расположения материала, проблема авторства, архитектурные описания и т.д.)[132].В академической истории литературы анализируются киевский, новгородский, ростовско-суздальский, владимирский и другие областные своды. Особоевнимание уделяется предмету и способу изображения на примере новгородских26летописей [74, с. 301–303], или особенностям политических установок владимирских летописцев [74, с.

304–309], или жанровый состав киевской летописи [74,с. 309–314]. Исследователи отмечают уникальность каждой местной летописи,отразившуюся впоследствии в объединенных московских сводах.Летопись – один из самых древних оригинальных русских жанров.

«Как литературная форма летопись образуется далеко не сразу (не ранее второй четвертиXI века), хотя отдельные записи событий могли восходить и к концу X века» [102,с. 24]. Основополагающими трудами в области теории жанров летописного повествованияД.С. Лихачёваявляются[102],работыИ.П. ЕрёминаА.А. Пауткина[216],[64],В.В. КусковаН.И. Прокофьева[213],[144],Н.В. Трофимовой [220].

Все исследователи рассматривали летопись как объединяющий жанр, включающий в свой состав различные формы повествования. Простейшей повествовательной жанровой единицей была определена погодная запись. Это небольшая по объему и простая по содержанию форма летописного повествования, содержащая констатацию какого-либо исторического факта; ее основные литературные особенности: документальность и предельная краткость;как правило, вводится в повествование традиционной формулой: «Того же лета…», «В то же время …», «В лето 6745 …» и т.п.

В стилистическом отношении погодная запись лишена художественной значимости и эмоциональной выразительности. В зависимости от объема погодные записи классифицируют на краткие ираспространенные (пространные). Краткие лишь называют событие, не уточняяучастников, место действия, обстоятельства происходящего, распространенные,соответственно, детализируют событие, указывая на результат описанного происшествия.И.П. Ерёмин и В.В. Кусков выделяли также и летописное сказание – устноеисторическое предание в литературной переработке летописца, используемое приотсутствии более достоверного материала [64, с. 66]. И.П.

Ерёмин и его последователи выявили летописный рассказ, отражающий реальную действительность,которому свойственна протокольная конкретность описаний, суховатая делови-27тость тона. Литературное своеобразие рассказа состоит в появлении личности автора: его оценки, комментарии, характеристики действующих лиц [64, с. 65–66].Летописная повесть, как и погодная запись, отмечалась всеми исследователями, и все выделяли ее разновидности. И.П. Ерёмин, например, говорил о повести-некрологе, как разновидности летописной повести [64, с. 66].

Н.И. Прокофьевклассифицировал летописные повести на исторические и воинские. Историческаяповесть отражает реальные исторические события, внимание уделяется событиям,а не персонажам; в воинской же объектом повествования является поход, битва,осада города [144, с. 12–15]. В.В. Кусков, считая тождественными воинскую и историческую повесть, говорил о важности воинской повести среди других жанров:«Господствующее положение среди жанров мирской письменности занимает историческая повесть, посвященная выдающимся событиям, связанным с борьбойпротив внешних врагов Руси, злом княжеских усобиц» [213, с. 65–66].Д.С.

Лихачёв в добавление к выявленным жанрам выделил «повести о княжескихпреступлениях» как особую разновидность исторической повести в составе русского летописания XI–XIII веков [102]. Исследователь отметил, что эти повестибыли непосредственно связаны с политической борьбой во времена феодальнойраздробленности, писались «для доказательства нравственной и юридическойсправедливости войны одного князя против другого» [102, с. 66].Н.В. Трофимова дополнила классификацию Н.И. Прокофьева, разделив летописные воинские повести на два типа: информативный и событийный.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5209
Авторов
на СтудИзбе
430
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее