Диссертация (Рязанский текст в древнерусском летописании XIII-XVI веков), страница 11
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Рязанский текст в древнерусском летописании XIII-XVI веков". PDF-файл из архива "Рязанский текст в древнерусском летописании XIII-XVI веков", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
В Новгородской I летописи старшего извода читается восемь летописных известий о Рязани, летописьмладшего извода содержит десять статей о Рязанском княжестве. Ипатьевская летопись включает двадцать четыре известия о рязанской истории.В тексте Софийского свода прослеживаются специфические «новгородскиечерты»: лаконичность, деловой стиль повествования в кратких по объему статьях,узкоместные интересы книжника в описании русской истории [223, с.
58]. Эти жеособенности могут быть отмечены в рязанских летописных статьях, историяв которых представлена большей частью в ее трагические времена.Согласно тематической классификации, обозначенной во Введении, отмечаем следующие фрагменты рязанского текста.К первой подгруппе первой группы (описания военной тематики) относимчетырнадцать известий о междоусобицах (в Софийской I летописи – семь, в Нов-53городской старшего извода – пять, младшего извода – три, Ипатьевской – два),преимущественно о противостоянии двух центров удельных княжеств: Рязани иВладимира. Отношения Рязанского и Владимиро-Суздальского княжества с середины XII до начала XIV века были достаточно сложными, поскольку владимирцыпытались поставить Рязань в подчиненное положение.
«В ходе этой борьбы постепенно стало выявляться, что Рязанское княжество уступает северному соседу.Это было связано с тем, что Ростово-Суздальское княжество во времена ЮрияДолгорукого и его сына Андрея Боголюбского было единым, в то время какв Рязанском княжестве единства не было» [23, с. 13–14].Эта группа богата художественно-иллюстративным материалом, дающимпредставление как о специфике историко-политической жизни русских княжествав те времена, так и способах ее воспроизведения в летописном повествовании.Так, известное в рязанской истории событие – битва на реке Колокше 6685 (1177)года1 содержится во всех общерусских сводах в разной редакции. Наиболее полный вариант читается в Симеоновской летописи. Новгородские своды сокращаютповествование до краткой погодной записи, Софийская и Ипатьевская летописи –представляют в летописной воинской повести информативного типа.
Однако впоследнем источнике прописаны детали, не встречающиеся ни в одной редакции.Потерпевшие поражение рязанцы попадают в плен вместе с князем Глебом, за которого вступается его зять Мстислав Храбрый через Святослава III Киевского: «Ипосла Святославъ ко Всеволоду Пьрфирия епископа Черниговьского и Офрѣмаигумена святоѣ Богородици; и удержа ѣ Всеволодъ 2 лѣтѣ» [6, с. 411].
Рязанскийкняжич Роман был отпущен при условии полной покорности, закрепленнойкрестным целованием, а сам князь Глеб от этого отказался. Только Ипатьевскаялетопись содержит его гордый ответ: «Реклъ же бяше Святославъ: "оже пуститьГлѣба, пойдеть в Русь"; но Глѣб рече: "луче сдѣ умру, не иду"» [6, с. 411]. Дело втом, что «от князя Глеба требовали уйти в Русь (по другим источникам – уступитьДатировка по Новгородской I летописи старшего и младшего изводов, Ипатьевской,Симеоновской и Софийской летописям.154Коломну). Глеб отказывается от свободы без княжества» [66, с.
113] и в том жегоду2 князь умирает во владимирской темнице. Новгородская и Ипатьевская летописи уточняют дату смерти: «июня въ 30». Вероятнее всего, появление деталейв повествовании объяснимо сложившимся образом рязанского правителя, он явнообладал авторитетом среди других русских князей.Не менее показателен рассказ новгородских летописцев под 6717 (1209) годом о предательстве рязанским князем Глебом и пронским князем Киром князяВсеволода Большое Гнездо в противостоянии Владимира и Чернигова.
Любопытно, что книжник не оценивает поступок рязанских князей, не отмечает мудростьвладимирского князя, как это делают летописи Владимиро-Суздальской земли, онописывает возвращение новгородцев из похода: «А новгородцовъ пусти с Коломна к Новугороду, одаривъши бещисла, и вда имъ волю всю и уставы старых князеи, егоже хотѣху новгородци, и рече имъ: "кто вы добръ, того любите, злыхъказните"» [12, с. 248]. Ощущается узкоместный интерес книжника, уделяющеговнимание преимущественно своим землякам.
В Софийской и Ипатьевской летописях данное известие отсутствует.Краткая погодная запись, читаемая в обеих летописях под 6718 (1210) годом, рассказывает о походе князя Всеволода Большое Гнездо на Рязань: «Того желѣта ходи князь великы Всеволодъ на Рязань и рече им: "Поидѣте ко мнѣ съ сыномъ моимъ Ярославомъ за Оку на миръ". И переидоша к нему, и ту ихъ изнима,и посла къ граду полкы, и градъ ихъ зажже, а жены ихъ и дѣти поима, и тако расточи по градомъ» [18, с.
262]. Записи в обоих памятниках предшествует известиеоб избиении галицким князем Владимиром Игоревичем литвы и новгородцев вХодыницах. Оба события объединяет мотив применения силы к беззащитнымнародам с целью завладения их территорией и людьми. Известие также полностью совпадает с текстом Лаврентьевской летописи, где датируется 6717 (1209)годом. По предположению А.Г. Кузьмина, большинство сводов XV века повто-Датировка по Новгородской I старшего и младшего изводов, Ипатьевской и СофийскойI старшего извода летописям.255ряют Лаврентьевскую летопись точнее ее предшественника, богатого детальнымиописаниями [87, с. 141].
В тексте обозначена воинская формула судьбы побежденных «и переидоша к нему, и ту ихъ изнима, и посла къ граду полкы, и градъ ихъзажже, а жены ихъ и дѣти поима, и тако расточи по градомъ» [18, с. 262]. Шестичленный однородный ряд, состоящий из простых распространенных предложений, создает ощущение трудного пути, по которому пришлось пройти рязанцам, поверившим владимирскому слову.Под 6724 (1217) годом3 в Софийской летописи в составе летописной воинской повести информативного типа о междоусобицах новгородских и владимирских князей читается погодная запись, отсутствующая в Новгородском своде:«Того же лѣта князь Глѣбъ изби в Рязани братью свою, учинивъ лесть» [18,с.
274]. Речь идет о печально знаменитом «рязанском пире» в селе Исады, гдекнязь Глеб убил своих родственников с целью захвата их земель. Два события,объединенных книжником под одной датой, вновь тематически схожи: речь идето междоусобицах на Русской земле.Описывая битву с москвичами при Скорнищеве 6879 (1371) года, составитель Софийской летописи (в Новгородском своде данный эпизод отсутствует,Ипатьевская летопись, как упоминалось выше, доводит повествование до 1292 года) обвиняет рязанцев в чрезмерной гордыне и жестокости, выступает на сторонемосковского князя Дмитрия Ивановича: «тогда рязанци сурови человеци и сверепии и людие высокоумни суще, възнесъшеся мыслью и възгордѣшася величаниемъ»; «<…> наши же съ смирениемъ и съ воздыханиемъ уповаша на бога,крѣплешаго в бранех, имы не в силѣ, но въ правдѣ, даеть побѣду и одолѣние»[18, с.
440]. Текст практически полностью совпадает с Никоновской летописью,создававшейся в Московском княжестве и отвечавшей требованиям московскогоправителя.Взятие рязанским князем Олегом Ивановичем Коломны, читаемое под 6894(1386) годом в Софийской летописи в рамках распространенной погодной записи,3Датировка по Софийской I летописи старшего извода.56вновь отмечено нейтральной по стилю фиксацией летописцем историческогопроисшествия: «Взял князь Олегъ резаньскыи град Коломну.
И великии князьДмитрии Иванович ходи ратью на Рязаньскую землю» [18, с. 490]. Помимо этогоизвестия летописная статья содержит еще повесть о взятии Новгорода московским князем Дмитрием Ивановичем. Сходные по тематике события книжниквновь объединяет под одной датой.Летописных статей о борьбе с иноземцами (болгарами, татаро-монголами,литовцами), относимых ко второй разновидности первой группы, в Софийскойлетописи насчитывается девять, в старшей редакции Новгородской летописи –одна, в младшей – три, в Ипатьевской – две. Сообщение Ипатьевской летописипредставляет собой краткую погодную запись о взятии болгарами Мурома в 6696(1088) году: «В се же лѣта взяша Болгаре Муромъ» [6, с. 145]. Действительно,в конце XI века внешние враги особенно свирепствовали на богатых, но слабозащищенных Муромо-Рязанских территориях, окраины княжества зачастую подвергались их набегам.В описании Батыева побоища 6745 (1237) года Софийская летописьво многом следует за Новгородской I обеих редакций, в которых повествование обитве читается под 6746 (1238) годом.