Диссертация (Театральность прозы Дж. Б. Пристли), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Театральность прозы Дж. Б. Пристли". PDF-файл из архива "Театральность прозы Дж. Б. Пристли", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
Б. Пристли. Важным для исследования становитсявыделениедвухтиповтеатральности:актерскойпантомимически-речевогорисункапроизведения)(выстраиваниеописаниедекораций,мизансцен,и(особенностирежиссерскойсценография),которыеприсутствуют в анализируемых текстах Дж. Б. Пристли.§ 1. 3 Театральная концепция Дж. Б. Пристли драматурга и режиссераПо сведениям, приведенным в предисловии Е. Ю. Гениевой к «Заметкамна полях» Дж. Пристли, в семнадцатилетнем возрасте будущий писательбросает школу, чтобы попробовать себя на литературном поприще: «Я хотел40писать, — вспоминал Пристли, — и я верил, что мир за пределами классныхкомнат и лабораторий поможет мне стать писателем»106.
В этот же периодначалось увлечение автора театром. Посещение мюзик-холлов было страстьюДж. Б. Пристли, что отразится в произведении «Дядя Ник и варьете (1965),анализ которого дается во второй главе «Способы воплощения темытеатральных будней и актерских судеб в прозе Пристли». Первые эссеДж. Б. Пристлибылидополнительнымзаработком,которыйпозволялмолодому клерку посещать театры и мюзик-холл. Это время писатель называлнезабываемой порой. Обращение к этому этапу в жизни прослеживаетсяв романах «При блеске дня» (Bright Day, 1947) и «Дядя Ник и варьете»(Lost Empires, 1965), последний стал предметом этого исследования.С сентября 1914 по март 1919 года Пристли стал свидетелем ужасовПервой Мировой войны, которую прошел рядовым солдатом. На его счетубыла служба в пехотном полку, несколько ранений, контузия и отравлениепосле одной из немецких газовых атак.
Писатель очень мало описывалв художественных произведениях свой военный опыт, но отмечал его значениедля отстранения от политики и обращения к театру. Сам военный опытописывается им с помощью средств театрализации — сворачивания сценширокихвоенныхдействийиобещаниявозможностивыразитьихпри необходимости в слове: «Когда я оглядываюсь на свою жизнь, <…> этичетыре с половиной года превращаются в один миг; они кажутся не более чемстранным поворотом на жизненном пути, полном пыли и беспорядка.
Но когдапамять действительно начинает работать, то они вдруг превращаются в целуюэпоху, почти другую жизнь в другом мире»107.Писатель вспоминает: «После войны я отвернулся от политики. <…>Я стал типичным англичанином за его высокой стеной и закрытой дверью.<…> Как ни странно, но не политика, а театр открыл дверь и разрушил стенудля меня. <…> (Это признание особенно важно для понимания сути метафоры106107Priestley J. B. Margin Released: A Writer's Reminiscences and Reflections. L.: Kindle.
Р. 7.Priestley J. B. Margin Released: A Writer's Reminiscences and Reflections. Ibid. Р 46.41«стеклянной двери» в «Дженни Вильерс», о чем говорится в специальномразделе диссертации — Ю. Ч.). В пьесах можно больше увидеть изломовсердца, чем в издании книги, что дает гораздо больше удовольствия»108.«В юности я был страстным театралом, — позднее вспоминал он. —и какое-то время даже собирался сам поступать на сцену.
<…> Но кругзамкнулся, и спустя двадцать пять лет… я опять всерьез задумался о театре»109.Как драматург, Дж. Б. Пристли стал известен в английской литературев 30-е годы. Им написано более сорока пьес. Наиболее значительные из них —«Опасный поворот» (Dangerous Corner, 1932), «Время и семья Конвей» (Timeand the Conways, 1937), «Инспектор пришел» (An Inspector Calls, 1946).Драматургия Пристли была исследована в работах Р. Погсона «Пристлии театр» (1948), Д. Хьюза «Д. Б.
Пристли. Очерк творчества» (1958), Г. Эванса«Пристли — драматург» (1964), Х. Клейна «Пьесы Дж. Б. Пристли» (1988),М. Б. Гейл «Дж. Б. Пристли» (2008), A. B. Очмана «Драматургия Д. Б. Пристли1930-хгодов»(1970),А. С. Шитик«ДраматургияПристли»(1973),С. Г. Комарова «Поэтика «драм времени» (2003)110 и др. Исследователиотмечают, что театральная работа Пристли была центральной в его карьерес начала 1930-х годов до конца 1950-х. Однако театральная тема существуети в более ранних, и в более поздних повествовательных произведенияхДж. Б. Пристли, таких как «Добрые друзья» (1929), «Дженни Вильерс» (1947)и «Потерянные империи» (1965). Позже он использовал театр в качествеметафоры и драматургические приемы для воссоздания внутреннего диалогаперсонажей повествовательных текстов.Жанр своих пьес Пристли определяет как драму, которая, по мнениюписателя, наиболее способствует передаче жизнеподобия. «В нашей жизнибывают редкие мгновения <…>, когда вдруг сама реальность превращается108Ibid.
P. 49.Ibid. P. 98.110Pogson R. J. B. Priestley and the theatre. Somerset: Triangle Press, 1948. 55 p.; Hughes D. J. B. Priestley.An Informal Study of his Work. London: Rupert hart davis. Soho square, 1958. 226 p.; Klein H. J. B. Priestley's plays.Basingstoke (Hants); L.: Macmillan press, 1988. 315 p.; Gale M. B.
J. B. Priestley. L.: Routledge, 2008. 224 p.;Очман A. B. Драматургия Д.Б. Пристли 1930-х годов (1932–1939): автореф. дисс. …канд. филол. наук. М., 1970.26 с.; Шитик A. C. Драматургия Пристли: автореф. дисс. …канд. филол. наук. М., 1973. 25 с.; Комаров С. Г.Поэтика «драм времени»: автореф. дис. …канд. филол. наук. Красноярск. 2003.
25 с.10942в драматическое переживание, когда мир — гигантский театр, а вся наша жизнь— драма». Именно на эту цитату обращает внимание Е. Гениева в предисловиик сборнику работ Пристли, изданному на русском языке111.Пристлипытаетсясоздатьсвоюдраму,противопоставляяеетрадиционной «хорошо сделанной пьесе» или пьесе салонно-развлекательной.Ю. И. Кагарлицкий в труде «История западноевропейского театра» (1985)112сравнивает работы писателя с театром Моэма и Шоу. Отмечается, что в пьесахПристли не полемизирует с публикой, как Б. Шоу, но и не приспосабливается,как С.
Моэм. Пристли снимает возникшее противоречие между «умной» пьесойС. Моэма и интеллектуальной драмой Б. Шоу. В творчестве Пристли исчезлопротиворечиемежду«умной»(тоестьдающейинтереснуюоценкучеловеческим характерам и поступкам) пьесой Моэма и интеллектуальнойдрамой (пьесой-дискуссией) Шоу. Драма, по мнению Пристли, должна бытьлишена изначальнозаготовленных длязрителявыводов. Воздействиезакладывается не в идеи, «которые уже никого не поражают»113, а в технику,демонстрирующую различные грани жизни.Большинство ранних пьес Пристли создано по следующему принципу:в началепроизведениядемонстрируютсянастоящиелицалюдей,скрывающиеся под различными масками, которые в ходе развития действия имприходится снимать, однако в финале маски надеваются вновь.
Такаякомпозициянапоминаетпринцип«яблочнойтележки»,отсылающийк названию пьесы Б. Шоу «Тележка с яблоками»114. Он заключается в том, чтодраматургвыворачиваетнаизнанкупредставлениячитателя-зрителяо персонажах, заставляя действующих лиц занимать позиции, которыепротивоположны ожидаемым. Так, в «Опасном повороте» зритель узнает, чтоблагополучие и счастье дома Кэплена держалось на бесконечной лжии лицемерии. После выстрела в соседней комнате в финале пьесы, ставшего111Гениева Е. Музыка человечности // Пристли Дж.
Б. Заметки на полях: Художественная публицистика /Пер. с англ. М.: Прогресс, 1988. С. 15.112Кагарлицкий Ю. И. Пристли // История западноевропейского театра: в 8 т. М.: Искусство, 1985. Т. 7. С. 232–254.113Кагарлицкий Ю. И. Пристли. Там же. С. 240.114Шоу Б. Тележка с яблоками / Пер. с англ. // Шоу Б. Полное собр. пьес в 6 т. 1980. Т. 5. С. 469–576.43результатом всеобщего разоблачения, ожидается известие о самоубийствеРоберта, но этого не происходит, и ситуация возвращается к первой сценепервого действия.
Все возвращается «на круги своя», и в финале пьесы звучитмодная песенка «Помолчим, дружок, помолчим».В середине XX века Пристли обнаруживает свою приверженностьшекспировскому принципу: ему дорога и важна точка зрения У. Шекспирана театр.Вработе«Искусстводраматурга»(1957)приобращениик начинающим авторам пьес Пристли советует: «Приближай жизнь к театруи театр к жизни»115, что созвучно шекспировскому принципу «держать зеркалоперед природой».Подтверждение значимости театра для творческого пути Пристлисодержится в теоретических работах писателя: «Мой взгляд на театр» (1930),«Театральныйочерк»(1947),«Искусстводраматурга»(1957)идр.Н. А. Соловьева116 пишет о новаторстве драматургии Пристли в связис созданием Пристли собственной театральной теории, воплощенной в работе«Искусство драматурга». Исследователь говорит о двух подходах Пристлик театру — как писателя и как режиссера-актера.
Это связано с тем, чтоПристлинередковыступалвкачествепостановщикасобственныхпроизведений, а порой и исполнителя ролей. В своих работах Пристлираскрываетпонятия«драматургическоепереживание»,«театральнаяусловность», «двуплановость», «театральная поэтичность».По мнению Пристли, самое главное различие между драматургоми писателем,создающимповествовательноепроизведение,заключаетсяв целеполагании, то есть в тех целях, которые они ставят перед собой.Писатель-романист работает для читателей.