Диссертация (Этическая концептосфера русской языковой картины мира диахронический аспект), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Этическая концептосфера русской языковой картины мира диахронический аспект". PDF-файл из архива "Этическая концептосфера русской языковой картины мира диахронический аспект", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Арутюнова выделяет ключевые термины языка культуры,объединяя их в пары: «истина» и «творчество», «долг» и «судьба», «добро» и«благо», «закон» и «порядок», «красота» и «свобода», то есть подчеркивая ихполяризованность, и считает, что эти понятия существуют во всех языках иактуальны для любого человека. Все перечисленные термины являютсяэтическими концептами, однако в этической концептосфере, на наш взгляд,они могут быть объединены и по другому принципу, кроме пары «добро иблаго», истина и правда, судьба и промысел, свобода и воля, закон(справедливость) и милосердие и т.д. (подробнее см. в главе 3).А.Д. Шмелев отмечает, что «не все лексические единицы в равной меренесут информацию о русском характере и мировоззрении» и наиболеепоказательны, с этой точки зрения, во-первых, «слова, соответствующиеопределенным аспектам универсальных философских концептов» (например,«лексические пары» правда и истина, долг и обязанность, свобода и воля,добро и благо и др.), во-вторых, слова, «соответствующие понятиям,существующим и в других культурах, но особенно значимые именно для45русской культуры и русского сознания» (судьба, душа, жалость и др.), втретьих, слова, ярко отражающие специфику «русской ментальности»,«соответствующие уникальным русским понятиям (тоска, удаль и др.).Например, «переход от «сердечной тоски» к «разгулью удалому» –постоянная тема русского фольклора и русской литературы, и это тожеможно поставить в соответствие с «крайностями русской души» [ЗализнякА.А., Левонтина И.Б., Шмелев А.Д., 2005].
Выделим из перечисленногообщие с другими перечнями концепты: правда, истина, долг, обязанность,свобода, воля, добро, благо, судьба, душа, жалость, тоска, удаль.Ментально значимые концепты русской языковой картины мира можноразделить на два типа:1) когнитивные (познавательные), организующие восприятие мира иотражающие особенности понимания действительности русскими (например,такое слово-концепт как «ширь» в русской ментальности);2) этические концепты, создающие систему морально-нравственныхценностей, организующую общественную и личную жизнь индивидов и,в том числе, влияющую на процессы познания действительности. Эти типыможно выделить только для удобства научного подхода в их изучении,однако в языковой картине мира они оказываются тесно переплетенными.Так, например, «ширь» может включаться в периферийную зону этическогоконцепта «душа» – широта души, когнитивного концепта «пространство» идр.На основании анализа концептов, выделяемых исследователями прирассмотрении русской ментальности, учитывая их отнесенность именнок этической сфере, мы определили следующий список базисных этическихконцептов русской языковой картины мира: благо, вера, добро, Дух-душадуховность, истина-правда, любовь, милосердие, мудрость, мужество,надежда, судьба-промысел, святость, смирение, соборность, совесть,46страдание, стыд, целомудрие, честность, честь, чудо, щедрость.
Из спискаисключены антиномичные концепты (зло, грех, гордость и пр.), так какбазисное ядро этической концептосферы, в свою очередь являющейсяцентральной частью ценностной концептосферы русской языковой картинымира, составляют этические концепты, содержащие идеальные ценностныеориентиры, свойственные русской ментальности. Кроме того, в списке неуказаны микроконцепты, входящие в зону перечисленных доминант, какнапример, сострадание, милость, жалость (доминанта: милосердие) и др.Этические концепты, в свою очередь, делятся на экклесиологическиеили абсолютные, религиозные, относящиеся к божественному, духовномумиру (благо, добро, Дух, душа, духовность, Истина, святость, соборность,благо,вераидр.);собственно-этические,отражающиеценности«человеческой сферы» (доброта, целомудрие, милосердие, терпение, честь,честность, благочестие, совесть, правда, справедливость, щедрость и под.).При этом можно выделить в отдельную группу социально ценностные,«земные», природные, такие как мать, отец, Родина, Отечество, муж,мужчина, жена, женщина, которые отражают «осуществление» этическихнорм, заданных базисными этическими концептами, и, как строящиесяна иной категориальной основе нами не рассматриваются в данной работе идр.Кроме того, собственно этические концепты объединяются в группы,более тесно связанные концептуально.
Так, можно выделить: милосердие –страдание – мученичество – сострадание; совесть – стыд – страх; кротость –смирение – тихость; истина – правда – справедливость и др. (данныеконцепты мы рассматриваем совокупно). В такие ряды могут входить иантиномичныеконцепты:радость–скорбь.Причемотрицательнаяконнотация некоторых из них (страдание, скорбь, мученичество и др.) неумаляет их этической нагрузки. Так, страдание, мученичество приобретают47положительную коннотацию потому, что освящаются страданием и мукамиБога Христа, получая высочайшую этическую значимость в исконнойсистеме ценностей русских людей.Таким образом, среди концептов русской ментальности можновыделитьдоминантные«синонимичных»этическиеконцептовэкклесиологические(благо,концепты,ивключающиеподразделяющиесявера,добро,нацепочкигруппы:Дух-душа-духовность),теологические концепты (истина, слово, страдание, чудо), собственноэтические, отражающие ценности «человеческой сферы», среди которыхвыделяются морально-нравственные концепты, или добродетели (кротость,любовь, милосердие и щедрость, мужество, мудрость и целомудрие,терпение, совесть и честь), витальные (жизнь, надежда, радость, судьбапромысел,счастье).Приэтомэтическаяконцептосфераостаетсянезамкнутой и может включать множество других единиц, не являющихсяцелью данного исследования.Выводы по главе 1Изучение трудов ведущих лингвистов позволило уточнить такиепонятия, как языковая картина мира (выраженная в языке системапредставлений о мире, являющаяся результатом духовной активностинарода,отражающаяиформирующаянациональнуюментальность),этическая концептосфера (ядро ценностной концептосферы, совокупностьосновополагающих для русской ментальности этических концептов),этическийконцепт(сконцентрированностьэтическихпредставлений,«культурный слепок» нравственных норм в сознании человека), языковаяэтичность (внутренний нравственный закон, выраженный в языке) иэтическая нагрузка слов-вербализаторов концепта (содержание этическойинформации, этических смысловых долей в семантике слов).48На основе теоретических работ по филологии, лингвистике ифилософии установлено, что этические представления, то есть духовнонравственные ценности, опираются прежде всего на религиозные воззрения,определяющие взаимоотношения Бога и человека, и собственно этические,характерныедляотношениймеждулюдьми,такжесвязанныес религиозными устоями и традициями.Анализ фундаментальных лингвистических работ по исследованиюрусской языковой ментальности и новейших исследований по языковойкартине мира, данных этического словаря позволяет выделить следующийкруг базисных для русской ментальности этических концептов: благо, вера,добро, дружба, Дух-душа-духовность, Истина-правда, кротость, любовь,милосердие, мудрость, мужество, надежда, судьба-промысел, святость,Слово, соборность, совесть, страдание, терпение, целомудрие, честь,чудо, щедрость.Исследованиеэтическихконцептовдалооснованиедляихклассификации по характеру этической значимости и функциям.
На первойступенивыделенырелигиозныеиэкклесиологическиесобственно-этическиеконцепты,концепты.илиабсолютные,Экклесиологическиеконцепты подразделяются на собственно экклесиологические (благо, добро,Дух-душа-духовность, вера) и теологические, этическая значимость которыхснижается без связи их с божественным началом (Истина, Слово, страданиеи чудо). Собственно этические концепты представлены двумя группами:морально-нравственные концепты, или добродетели, то есть качества,идеалом которых служит святость (кротость, любовь, милосердие,мудрость, мужество, терпение, совесть) и витальные (жизнь, надежда,радость, судьба-Промысел, счастье).49Глава 2.
Методы моделирования и источники формированияэтической концептосферы русской ментальности2.1. Модель построения этической концептосферы в русскойязыковой картине мираВ.В. Воробьев определяет «средой обитания» лингвокультурем:народное поэтическое сознание, памятники истории и общественной мысли,высказываниявыдающихсядеятелей,содержащиеоценкурусских,литературные произведения, выдающиеся личности, мысли и сужденияиностранцев о русских [Воробьев В.В., 2008, с. 57]. Учитывая общностьпонятий«лингвокультурема»и«концепт»,заключающуюсявихнаполненности культурными смыслами, можно с уверенностью сказать, чтоперечисленное также является средой обитания концептов.Базисные концепты русской языковой картины мира непременноотражены в прецедентных текстах, хорошо известных всем носителям языка.Литературные, философские, научные тексты как в зеркале отражаютосновополагающие концепты. «Поскольку человек, как представитель нации«погружается» в тексты», В.В.
Колесов отметил, что русские писатели «какбы намекают на хорошо известную истину, скрытую в смысловом зерне(этимоне) русского слова и доступную каждому русскому» [Колесов В.В.,2006, с.44].Среди текстов художественной литературе принадлежит особая роль,поскольку произведения искусства являются не только важным каналомотражения и накопления информации о действительности, но и сами по себеесть значительное явление национальной культуры русского народа.50Поскольку художественный образ апеллирует не только и не в первуюочередь к разуму, а к чувствам и эмоциям, он в большей мере способензахватить всего человека целиком, чем реальный и безупречный научныйтрактат [Верещагин Е.М., Костомаров В.Г., 1980, с.