Диссертация (Этическая концептосфера русской языковой картины мира диахронический аспект), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Этическая концептосфера русской языковой картины мира диахронический аспект". PDF-файл из архива "Этическая концептосфера русской языковой картины мира диахронический аспект", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Автор относит к константам и такие говорящие концепты как«слово», «вера», «любовь», «радость» и классификационные понятия(цивилизация, гражданское общество), и воспринимаемые как чужиеконцепты(интеллигенция,диссиденты).Однакопереченьконцептовотражает историю русского общества: древние представления о числе, счете,алфавитеипоследующие«идеиэпохи»:интернационализм,славянофильство, черная сотня, интеллигенция и т.д. Из перечисленныхконстант к этически значимым концептам можно отнести: мир, свои ичужие; Русь, Россия, русские, россияне; родная земля, хлеб, слово, вера,любовь, радость, правда и истина, софия (премудрость), закон, человек,душа; совесть, нравственный закон, мораль; отцы и дети, женщиныМатери; вечное; святое и скверна, святые и праведники; страх, тоска,грех, грусть, печаль.
Кроме того, подчеркнем, что все этические концепты39могут рассматриваться как константы русской культуры, их неизменность нетолько предполагается, но и обосновывается научно (см. главу 3).В.В. Колесов при анализе русской ментальности в языке определилментально значимые языковые единицы, среди которых им выделяютсяисторические антиномии русской ментальности: общество и государство,самодержавие и государство, народ и государство, язычество и христианство,вера и церковь, народ и нация, запад и восток, культура и цивилизация, речьи язык, двойственность и плюрализм. Из перечисленных антиномийк этической сфере можно отнести: вера, русская идея народности, русскийнарод, русская вера, язычество, христианство.
В разделе «Лики, лица иличины» автор выделяет следующие ментально значимые единицы: лицои лик, идеи и вещи, символы и понятия, святой, герой, мудрец, царь, мастер,государь-хозяин, простец и простак, самозванец, заступник, скаред,странник, сирота, юродивый, умный дурак, русская женщина, Пушкин иХомяков, Герцен, Достоевский, Толстой, сказка – ложь, да в ней намек,восхождение, отвлеченность, – среди которых, из которых с этической точкизрения могут быть рассмотрены слова: святой, герой, мудрец, простец ипростак, самозванец, заступник, скаред, странник, сирота, юродивый,умный дурак, русская женщина.
В главе «Мир человека и личности»В.В. Колесоврассматриваетразличныеаспекты:человекимир,триипостасность человека, лицо индивидуума, лик человека, человеческое ичеловечное, воля личины, синтез единого: личность, триединство как общее,лицо и личность, образ личности, русский человек, человечество, личностьчеловека, «вечно-женственная…», путь-дорога и др. В этой главе имотмечены такие важные для русской ментальности концепты, как русскийчеловек, пространство, правда-истина, путь-дорога.
Во второй частив разделе «Сокровенность чувства: духовность» В.В. Колесов выделяетконцепты: духовность и душевность, русская душа, добро и зло, качество40красоты, терпимость и терпеливость, чувство справедливости, русскаяидея, русский идеал. В разделе «Явленность чувства: душевность»из описанных исследователем ментально значимых единиц можно выделитьэтические концепты: душевность (душевность сердца, особенности души,расклад души), страх, страсть и страдание, смех, радость и веселье,грусть-тоска, смирение и гордость, терпение, вера, любовь, надежда.Разделы «Пределы разума: ментальность» и «Ментальность: формированиерассудка», по сути, посвящены исследованию духовности, рассудка,интуиции и слова. Автор раскрывает интересные соотношения этих понятийрусской ментальности: духовность реалиста, русский ум, мышление и мысль,рассудок и разум, русское суждение, утверждение отрицанием, здравыйсмыслидр.ЭтическиеконцептызатрагиваютсяВ.В.
Колесовымв следующих разделах: «Явленность воли: характер», «Судьба и счастье»,«Логос и рацио». Среди отмеченных автором особенностей различныхментальных единиц с этической точки зрения могут быть рассмотреныконцепты: русский характер, свобода, твердость и крепость, воля, общиймир, мир в соборности, слово и дело, совестливость и честность, стыд,совесть, честь, достоинство, грех, сила слова, закон и право, жизнь исмерть, судьба, «Русский Бог», счастье. Отметим, что В.В.
Колесоввыделил и описал некоторые национальные особенности в понимании такназываемых «универсальных концептов», поэтому собственно этическиеконцепты русской ментальности и исторические особенности развитиярусского сознания в работе тесно переплетены. Таким образом, опираясьна фундаментальное исследование русской ментальности В.В. Колесова,можно выделить следующий круг этически значимых концептов: слово,красота, вера, святость (святой), героизм (герой), мудрость (мудрец),отец (царь, государь-хозяин, заступник), простота (простец, простак),русская женщина, правда-истина, духовность-душевность, добро и зло,41терпение, справедливость, радость, грусть-тоска, смирение, любовь,надежда, соборность, совесть, стыд, честь, честность, достоинство,грех, счастье [Колесов В.В., 2006].Ключевые слова, обозначающие важнейшие идеи русской культуры,с точки зрения А.А.
Зализняк, И.Б. Левонтиной, А.Д. Шмелева, – это нетолько концепты, как они понимаются в данной работе, но и любые лексемы,передающие тонкости русского восприятия действительности, как например,авось, бабушка, безвкусица, без обиняков, в случае чего, выпить-закуситьи т.д. Среди лексем, указанных авторами сборника статей «Ключевые идеирусской языковой картины мира», с этической точки зрения могут бытьрассмотрены: благо, брат, великодушие, вера, вина, вольный, доблесть,добрый,дружба,жалость(жалкий,жаловаться,жалостливый),искренность (откровенность), истина, красота, любовь, мера, милость,милосердие,честность(вкниге–нечестный),справедливость(несправедливость), отвага (отважный), отец (в книге – папаша), мать(в книге – мамаша, супруга), дружба (недруг, подружиться), счастье(посчастливилось), терпение (потерпеть, вытерпеть, претерпевать,претерпеть), смирение (смиренный, смириться, смирный, смирительнаярубашка,присмиреть,примириться),радость,Россия,русский,милосердие (сострадание, сердце, сердобольный), сестра, соборность(соборный), совесть, стыд, судьба, сын, тоска (тосковать), удаль, участие.В качестве ключевых концептов русской культуры авторами сборникарассмотрены: душа, родные просторы, счастье, любовь, сочувствие,дружба, справедливость, совесть, терпимость.
Неприкаянность каквосприятиепространства;просторный,пространство,раздолье,размах [Зализняк А.А. и др., 2005].По мнению исследователей, несмотря на то, что русский менталитет напротяжении тысячелетий менялся, доминирующие концепты оставались42неизменными. Л.А. Шкатова, Е.В. Харченко выделяют важнейшие русскиеконцепты: общинность, соборность, православная вера; православие,самодержавие,народность;коллективизм,партийность;народность;жертвенность; духовность; доброта. [Шкатова Л.А., Харченко Е.В.]. На нашвзгляд, из этого списка стоит исключить коллективизм и партийность какузкие и временные понятия.А. Вежбицкая выделила круг только русских понятий.
Анализируякультурные скрипты, она описывает такие концепты, как тоска, правда(правда-матка,правда-матушка),истина,подлец,негодяй,мерзавец,прекрасный, благородный, дружба, свобода, воля, искренность, прямота,душа (открытость души, душа нараспашку, разговор по душам, излитьдушу), общение. Из перечисленного можно выделить повторяемыепрактически у всех исследователей ценностные концепты: правда, истина,дружба, свобода, воля, искренность, душа [Вежбицкая А., 2001].В монографии В.В.
Воробьева перечислен ряд лингвокультурем,определяющих русскую национальную личность: русский, российский,великорусский (славянский, советский), религиозность (христианство,православие, духовность, доброта / безбожие, бездуховность и т.д.;религиозные и народные праздники, обычаи, нравы, наименования духовныхлиц и т.д.), стремление к высшим формам опыта (религиозный опыт,нравственный опыт, эстетический опыт, восприятие чужой душевной жизни,интеллектуальнаяинтуиция,исканиедобра,истиныикрасоты),соборность (православие, христианская община, русская идея), всемирнаяотзывчивость (гуманизм, доброжелательность в отношении других народов,гостеприимство,самопожертвование,альтруизм,интернационализм,взаимное уважение людей, их национальных обычаев, культура), широтанатуры,вневременностьмаксимализм,экстремизм),(высшиеформыполяризованностьопыта,(веранеделовитость,вистинуи43иррациональность, духовность и бездуховность, всемирная отзывчивостьи эгоизм [Воробьев В.В., 2008].
Раскрывая доминанту «поляризованность»,Воробьев использует цитату Н.А. Бердяева, который перечисляет антиномиирусского характера: склонность к насилию и доброта, обрядование и исканиеправды, смиренность и наглость, искание Бога и воинствующее безбожие ит.д. [Бердяев Н.А., 1994, с. 206]. Особенно важными с этической точки зренияпредставляются лингвокультурные концепты: духовность, доброта, добро,истина, красота, соборность.
Отметим, что В.В. Воробьев выделяетв качестве доминанты русской национальной личности религиозность,о которой говорилось выше.В «Энциклопедическом словаре «Этика» под редакцией Ю.Д. Апресянакруг этических понятий распределен по группам, из которых можно выбратьхарактерные для русской культуры или, как минимум, относящиеся к ней:1) природа морали (добро, долг, заповедь любви, зло, милосердие, мораль,нравственность, свобода, совершенство, совесть, счастье, этика), 2) основныеморально-философские понятия и категории (благо, добро, добродетель,долг,зло,милосердие,мораль,мудрость,мужество,надежда,нравственность, ответственность, порок, правильное и неправильное,свобода, свобода воли, смысл жизни, совершенство, совесть, справедливость,счастье, ценность, честь, этика), 3) социальная этика (мораль, наказание,нравственность,право,справедливость),4)моральиличность;индивидуальная этика (добро, добродетель, достоинство, духовность, зло,свобода, смысл жизни, справедливость, страх, стыд, счастье), 5) моральныеустановки (милосердие, смирение, совершенство, честь); 6) моральныекачества: добродетели и пороки (бескорыстие, духовность, мудрость,мужество,смирение,щедрость,жадность,зависть,лень,уныние,чревоугодие), 7) поведение и отношение (бескорыстие, аскетизм, благодать,покаяние, совершенство), 8) религиозные этические доктрины (бессмертие44души, благодать, добродетель, достоинство, дружба, забота, заповедь любви,любовь, милосердие, мудрость, мужество, надежда, покаяние, правильное инеправильное, праведность, прощение, святость, смирение, смысл жизни,страх, стыд, счастье, удовольствие, умеренность, щедрость) [Этика.Энциклопедический словарь, 2001].В итоге из словаря можно выделить следующий список этическихконцептов, характерных для русской ментальности: благо, благодать,благодарность, благородство, вера, грех, добро, добродетель, духовность,зло, любовь, милосердие, мудрость, мужество, надежда, нравственность,покаяние,преступление,прощение,свобода,святость,смирение,соборность, совесть, сострадание, спасение, справедливость, страдание,стыд, целомудрие, честность, честь.Н.Д.