Диссертация (Этическая концептосфера русской языковой картины мира диахронический аспект)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Этическая концептосфера русской языковой картины мира диахронический аспект". PDF-файл из архива "Этическая концептосфера русской языковой картины мира диахронический аспект", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ»На правах рукописиДМИТРИЕВАНаталья МихайловнаЭтическая концептосфера русской языковой картинымира: диахронический аспектСпециальность 10.02.01 – русский языкДиссертация на соискание ученой степенидоктора филологических наукНаучный консультант:доктор филологических наук,профессор, В.М.
ШаклеинМосква - 20172ОглавлениеВведение …………………………………………………………….........4Глава 1. Этическая концептосфера языковой картины мира как объектисследования1.1. К уточнению понятия «этическая концептосфера»……………141.2. Языковая этичность и этическая нагрузка слов-вербализаторовконцепта…………….………………………………………………….1.3.Русскаяментальностьиееотражениев26этическойконцептосфере…………………………………………………………33Выводы по 1 главе……………………………………………………49Глава 2.
Методы моделирования и источники формированияэтической концептосферы в русской ментальности2.1. Модель построения этической концептосферы в русскойязыковой картине мира………………………………………………492.2. Ментальные доминанты как принцип организации этическихконцептов в концептосферу (соборность, святость)………………622.3. Старославянский / церковнославянский язык как источникформирования концептов русской ментальности…………………100Выводы по 2 главе……………………………………………………110Глава 3. Структура этической концептосферы русской языковойкартины мира3.1.Экклесиологические концепты………………………………….1123.1.1.
Собственно экклесиологические концепты (благо, добро,Дух-душа-духовность, вера)…………………………………………..1123.1.2. Теологические концепты (истина, слово, страдание,чудо)……………………………………………………………………1843.2. Собственно этические концепты……………………………….21833.2.1. Морально-нравственные концепты, или добродетели(кротость, любовь, милосердие и щедрость, мужество, мудрость ицеломудрие, терпение, совесть и честь)……………………………..2183.2.2.
Витальные концепты (жизнь, надежда, радость, судьбапромысел, счастье)……………………………………………………..296Выводы по 3 главе…………………………………………………..346Глава4.Отражениеэтическойконцептосферывсознаниисовременных носителей языка4.1. Понимание ядерных этических концептов современныминосителями языка…………………………………………………….3504.2. Круг значимых этических концептов в сознании современноймолодежи……………………………………………………………..379Выводы по 4 главе……………………………………………………384Заключение…………………………………………………………………386Словари ….………………………………………………………………396Список литературы ……..……………………………………………….400Приложения……………………………………………………………….4354ВведениеАктуальность исследования определяется тем, что современный этапроссийскойдействительностихарактеризуетсяпереосмыслениемнравственных понятий, поиском новых этических ориентиров, становлениемсистемы ценностей в условиях новых экономических и политическихустановок, возрождением дореволюционных концептов, поиском защитныхбарьеров от манипулятивных воздействий, одними из методов которогоявляются подмена понятий и эксплуатация ценностей, в связи с чемнеобходим анализ основополагающих ценностных концептов русскойязыковой картины мира в этическом аспекте.За последние десятилетия вышло несколько фундаментальных трудов,посвященных концептам русской ментальности: «Святость и святые ДревнейРуси»В.Н.
Топорова,«Константы:словарьрусскойкультуры»Ю.С. Степанова, «Русская ментальность в языке и тексте» В.В. Колесова,«КлючевыеидеиИ.Б. Левонтиной,русскойязыковойА.Д. Шмелеваикартиныдр.мира»А.А. Зализняк,Лингвокультурологическиеилингвострановедческие подходы к анализу важнейших концептов русскойкультуры рассматриваются в работах Е.М. Верещагина, С.Г. Воркачева,В.В. Воробьева, А.
Вежбицкой, В.Г. Костомарова, В.М. Шаклеина и др.,лингвокогнитивные – в трудах В.И. Карасика, З.Д. Поповой, И.А. Стернина,О.Г. Прохвачевой и т.д.О живом интересе к изучению ментально значимых концептов, в томчисле и этических, свидетельствует значительное число диссертаций,большая часть которых посвящена исследованию конкретных концептов:К.В. Шмугурова, 2011 (тоска и радость), Е.В. Добровольская, 2005 (семья),И.В.
Сапаева, 2007 (добро – зло), С.А. Сергеев, 2005 (мечта), Е.А. Семухина,52008 (грех), Ван Тоан Хоанг, 2008 (добро, добрый), Н.В. Писарь, 2011 (Бог –дьявол),и др., либо определенному аспекту анализа концептуальныхлексическихединиц(О.С.Лепехова,2006;Н.В. Орлова,2006;Ю.В. Стрельченя, 2010). Среди диссертаций следует отметить работы,посвященные анализу концептов в этическом аспекте, Е.В. Бабаевой(«Лингвокультурологическиехарактеристикирусскойинемецкойаксиологических картин мира», 2004), И.Р. Мокаевой («Этические концептыв языковой картине мира: На материале русского и карачаево-балкарскогоязыков»,2004),О.М.
Михайленко(«Лингвоэтическаякартинамира:концепты «счастье» и «блаженство» как семантические дуплеты», 2006),И.В. Кононовой («Структура и языковая репрезентация национальнойморально-этической концептосферы: в синхронии и диахронии», 2010) и др.Однако при всем богатстве лингвистических исследований концептовв качестве единиц концептосферы и, шире, языковой картины миратеоретических работ, посвященных комплексному изучению ментальнозначимых концептов в этическом аспекте, не проводилось.
При этомэтическая концептосфера русской языковой картины мира нуждаетсяв целостном описании.Крометого,настоящаяработаактуальнакакпереходот фрагментарных исследований концептов, определяющих нравственныеценности русских, к комплексному обобщающему анализу этическойконцептосферы русской языковой картины мира на основе накопленногонаучного опыта по исследованию концептов как единиц когнитивнойлингвистики и лингвокультурологии.Особый интерес представляет выявление «живой жизни» концепта, тоесть его осознание современными носителями русского языка.Потребность в восстановлении исконной системы нравственныхценностей(этическойконцептосферы)русскойнации,атакже6необходимость целостного ее описания обусловили актуальность даннойдиссертации.Теоретико-методологическойбазойисследованияпослужилиработы, посвященные изучению структуры концептов, таких авторов какЕ.М. Верещагин,В.Г.Костомаров,В.А.
Маслова,Ю.С. Степанов,И.А. Стернин, З.Д. Попова и др. Классическими образцами изучения картинымирадляданногоА.А. Вежбицкой,исследованияС.Г. Воркачева,сталитрудыН.Д. Арутюновой,В.В. Воробьева,А.А. Зализняк,В.В. Колесова, И.Б. Левонтиной, А.Д. Шмелева.Теоретическому осмыслению способствовали философско-этическиеисследования Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, И. Ильина, П. Флоренского идр.Представления об этической концептосфере складывались с учетомдиссертационных исследований И.В. Кононовой, Н.Л.
Чулкиной и др.Опорными стали работы по изучению старославянского языка исредневековой картины мира Ж. Варбот, Т.И. Вендиной, Л.В. Дюсуповой,Р.М. Цейтлин и др.Работа базируется на мировоззренческих установках об органичнойобусловленности языка и духовного развития народа, языка и культуры.Этические концепты рассматриваются как единая система, образующаясмысловую сеть, охватывающую все уровни человеческого существования,чем осуществляется регулирование жизни отдельного человека и обществачерез ментальные представления о добре, благе, святости и т.д.Материалом исследования послужили данные толковых словарей:Словаря церковнославянского языка Г.
Дьяченко, словарей русского языкаXI – XVII веков, Материалов для словаря древнерусского языка XI – XVIIIвеков И.И. Срезневского, Толкового словаря живого великорусского языкаВ.И. Даля, отразившего состояние языка в XIX столетии, толковых словарей7XX века Д.Н. Ушакова, С.И. Ожегова, Большого и Малого академическихсловарей (Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. / подред. В.И. Чернышева. М: Изд-во АН СССР, 1950 – 1965 и Словарь русскогоязыка: В 4 т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; под ред. А.П.
Евгеньевой. М., 1985 –1988) и Словаря русского языка Т.Ф. Ефремовой, зафиксировавшегопонимание базисных концептов на рубеже XX – XXI вв., а также результатыопросовстудентовпервыхкурсовгуманитарныхитехническихспециальностей Оренбургского государственного аграрного университета иОренбургского государственного университета с целью изучения восприятияэтических концептов современными носителями языка.Объект исследования – этическая концептосфера русской языковойкартины мира.Предметомизученияявляютсяпредставленныевсловаряхвербализаторы основополагающих этических концептов русской языковойкартины мира и их толкования современными носителями языка.Цель исследования – описание этической концептосферы русскойязыковой картины мира в диахронии.Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:1.
Уточнить понятия языковая картина мира, концепт, этическийконцепт,этическаянагрузкавербализаторовконцептов,языковаяэтичность, этическая концептосфера.2. Определить круг базисных концептов этической концептосферырусской языковой картины мира.3.Рассмотретьвербализаторовсемантическиеэтическихконцептовособенностивдоминантныхтолковыхцерковнославянского, древнерусского и русского языков.словарях84.Проследитьзаизменениямиэтическихсмысловыхдолейдоминантных вербализаторов ментально-значимых концептов в разныеэпохи.5. Определить модель этической концептосферы русской языковойкартины мира на основе полученных данных.6.