Диссертация (Религия в текстах массовой коммуникации структурно-семантические, функциональные и этические аспекты), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Религия в текстах массовой коммуникации структурно-семантические, функциональные и этические аспекты". PDF-файл из архива "Религия в текстах массовой коммуникации структурно-семантические, функциональные и этические аспекты", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
Изучая религию и СМИ как самостоятельные несхожиесферы, ученые обращают внимание на их взаимное влияние, однако считаютегоследствиемуникальныхсущностныххарактеристиксоциальныхинститутов, на которых главным образом сфокусирован научный интерес врамках парадигмы различия. С одной стороны, предметом научного интересастановится изучение озабоченности религиозных институций по поводуценностно-нормативныхмоделей,распространяемыхСМИ;религиозноймедиакритики и инициатив, связанных с регулированием и сорегулированиеммассмедиа (упования на саморегулирование составляют сравнительно малую112De Vries, H.
In media res: global religion, public spheres, and the task of contemporarycomparative religious studies. In H. de Vries & S. Weber (eds). Religion and Media. Stanford, CA:Stanford University Press, 2001.113См. подробнее об этом в: Couldry, N. Media Rituals: A Critical Approach, London: Routledge.2003; Couldry, N., Hepp, A.
& Krotz, F. Media Events in a Global Age, London: Routledge, 2010.114Peters, J. Durham. Speaking Into the Air: A History of the Idea of Communication. Chicago:University of Chicago Press. 199960часть этого дискурса). Кроме того, в этой парадигме, как правило, работаютисследователи, аксиоматика которых укоренена в системах религиозныхценностных представлений.
В частности, анализируя влияние ТВ намолодежную аудиторию, некоторые ученые пришли к выводу, что особыйакцент на паранормальных и потусторонних субъектах (таких, например, какдухи и привидения) в значительной степени повлиял на религиозныепредставления молодежи, спровоцировав появление в ее среде многочисленныхсубкультур, связанных с интересом к потустороннему миру115.В некоторых случаях (как правило, в среде религиозно ангажированныхисследователей)СМИописываютсякакканалыраспространенияпреимущественно негативного контента и даже рассматриваются как "исчадиезла".
В связи с этим возникают требования ужесточения государственноправового регулирования их деятельности и даже введения цензуры. Кпримеру, в середине прошлого века католические епископы Голландиизапрещали пастве слушать некатолическое радио, а в конце века родители рядахристианских школ требовали убрать из школьных библиотек сочинения оГарри Поттере116.Рост недовольства доминирующими СМИ и формирование религиознойоппозиции им нередко приводили к тому, что религиозные институцииминимизировали сотрудничество с ними, чтобы не быть "ложкой мёда в бочкедёгтя", и стремились создать свою, альтернативную, построенную на иныхценностях систему СМИ, которая также становилась предметом изучения врамках данной парадигмы. Надо сказать, что некоторые религиозныеорганизации стали пионерами в использовании новых медиа (к примеру, радиоВатиканапопросьбепервооткрывателей115ПапыРимскоговозможностиПияпередачиXIсоздавалодинаудиоинформацииизчерезPetersen.
L. American television fiction transforming Danish teenagers' religious imaginations.Communications, 2010, 35(3), pp. 229-247.116See, for example: Starker, S. Evil Influences: crusades against the mass media. New Brunswick,NJ: Transaction Publishers. 1989.61электромагнитные волны Г. Маркони 117, один из своих первых визитов сдемонстрацией своего изобретения братья Люмьер нанесли в Ватикан, где ПапаЛевXVIIIпроявилбольшуюзаинтересованностьвиспользованиикинематографа для проповеди христианства.
Успех протестантизма в США иЛатинской Америке во многом связан с феноменом "телеевангелизации" –созданием популярного проповеднического медипродукта, аудитория которогоможет насчитывать десятки миллионов человек. В частности, аудиторияпрограммы"Чассилы"популярногоамериканскогопротестантскоготелепроповедника Р. Шуллера – самой популярной христианской передачи вмире – составляла 20 миллионов зрителей 118.Учитывая описанную ситуацию, можно констатировать, что усилениевлияниярелигиозныхструктурвСМИ,котороеобычноназывают"клерикализацией", также является одним из традиционных предметовисследования в парадигме различий, поскольку вызывает ответные протесты состоронынерелигиознойчастиобщества.Методологическипарадигмадифференциации, помимо собственно дескриптивного подхода, используетспектр социологических методов.В дополнение к описанным выше четырем парадигмам исследованиярелигии и СМИ мы хотели бы обратить внимание на две тенденции, связанныеуже не с их структурно-функциональными сходствами и различиями , не свзаимодействиемихкаксоциальныхинститутоввмодусахконкуренции/сотрудничества, не со взаимным использованием друг друга длядостижения своих целей (проповедь/медиатизация), а с двумя пространствами,средами, где происходят описанные выше процессы.
В последние годыстановятся все более заметными две контекстуальные тенденции, которыепрослеживаются в работах исследователей – а) культурологический и б)антропологический. Первый из них расширяет поле анализа от религии доРадио Ватикана отметило 80-летний юбилей. РИА Новости, 30 сентября 2011. URL:http://ria.ru/religion/20110930/446922836.html118РИА Новости, URL: http://ria.ru/world/20111119/492969372.html11762всего пространства культуры, в которое погружены религия и СМИ, а второйфокусирует внимание на "человеческом измерении" их взаимодействия.Индикаторами данных трендов стали недавнее появление рабочей группы"Религияикоммуникация"врамкахМеждународнойассоциацииисследователей массовых коммуникаций (IAMRC)119 – в первом случае и выходвсветколлективноймонографии"Медиаантропология",отражающейповышенный интерес к человеку в контексте религии и СМИ 120, – во втором.Эти тенденции, с одной стороны, аккумулируют наработки описанных вышечетырех парадигм, а с другой стороны, создают предпосылки для выработкимеждисциплинарного, культурно-антропологического интегрального подхода визучении религии и СМИ.
Помимо исследователей СМИ и коммуникаций,интерес к описываемой в данной статье сфере проявляют религиоведы, которыерегулярно проводят конференции с "медийной" повесткой. В частности, весьмапродуктивной и многообещающей в смысле будущих исследований сталамеждународнаянаучнаяконференцияМосковскогорелигиоведческогообщества "Религия и медиа", которая прошла 12-15 мая 2010 года нафилософском факультете МГУ им. М.В.
Ломоносова и собрала более 30ученых из Германии, Италии, Бельгии, Японии, США, Канады, Украины иРоссии.Кроме того, оптимизм внушают и два объективных фактора, которыеспособствуют повышению интереса к изучению СМИ и религии в России:- количественный, обусловленный а) эмпирически зафиксированнымростом количества жителей, которые относят себя к той или иной религии (хотякритерии такого отнесения до сих пор являются предметом большой119"Media, Religion and Culture" working group of the International Association for Media andCommunication Research (IAMCR).120Rothenbuhler, Eric and Coman, Mihai (eds.) Media Anthropology, Thousand Oaks, CA: Sage,2005.63дискуссии)121, б) увеличением количества религиозных организаций и в)расширением религиозного сегмента СМИ;- качественный, связанный а) с процессом "воцерковления", вовлечения вактивные религиозные практики пассивных верующих; б) с более глубокимосознаниемпредметаверыиееценностно-нормативныхмоделейспоследствиями для объемов и структуры медийного потребления и в) споявлением "виртуальной религиозности", медиатизированной посредствомновых информационных технологий.Иколичественный,икачественный"катализаторы"интересакпроблематике взаимоотношений религии и СМИ, разумеется, являются скореепотенциальными, нежели реальными, поскольку их эффективность во многомзависит от внешних условий – от интереса собственно религии и СМИ кпознанию своих взаимоотношений, от приоритетов научной политики – как науровнегосударства,такинауровнеотносительноавтономныхисследовательских центров, от включенности в международный научныйконтекст и знакомства его концептуальным и методологическим арсеналом(разумеется, со свободой его принятия/неприятия).В своем обширном историческом экскурсе, посвященном анализувзаимоотношений СМИ и религии, американский исследователь С.
Хуверпишет: "По сути, религия и медиа были тесно связаны как минимум со временРеформации, а если принять во внимание устную коммуникацию, языкритуалов и облачений, то коммуникация является основой для нашегопонимания религии и до Реформации. Следовательно, когда мы размышляем осудьбе религии сегодня, в информационную эру, мы должны начать сосознания того, что система смыслов и значений религии была во все временанеразрывно связана с формами коммуникации" 122. В англоязычном научномФурман Д.Е.
, Каариайнен К. Старые церкви, новые верующие: Религия в массовомсознании постсоветской России. – СПб., 2000; Фурман Д. Е., Каариайнен К. Религиозность вРоссии в 90-е годы ХХ — начала ХХI века. – М., 2006.122Hoover, Stewart M. Religion in the Media Age. London: Routledge, 2006, P.113.12164дискурсе, представляющем совокупное состояние дел в области исследованийСМИ и религии, отмечается лавинообразное нарастание работ частногохарактера (case studies), которые оставляют все меньше шансов в поиске"общего знаменателя", объясняющей модели, метатеории, которая более илименее удовлетворительным образом могла бы служить объединяющимконструктом.
Разумеется, исследователи разных стран и школ работают вразных парадигмах, о чем мы писали выше, однако являются ли эти парадигмыпринципиально несовместимыми? Возможно ли их сведение в минимальную,но единую теоретическую "рамку", приемлемую если не для всего научногосообщества, то хотя бы для существенной его части? Позитивный ответ напоследний вопрос, признание возможности "общего знаменателя" и его поиск врамках междисциплинарного подхода объединяют членов уже упоминавшейсявыше рабочей группы "Религия и коммуникация" в рамках IAMCR. Дискуссиина конференциях последних лет показали, что до сих пор нет общей теории,непротиворечиво описывающей все уровни медиатизации религии.В то же время исследователи отметили, что в области разработки модели,описывающей различные религии, религиоведами достигнуты серьезныеуспехи: проанализирована и структурирована "область пересечения" религий,выделены их общие черты.