Диссертация (Религия в текстах массовой коммуникации структурно-семантические, функциональные и этические аспекты), страница 13
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Религия в текстах массовой коммуникации структурно-семантические, функциональные и этические аспекты". PDF-файл из архива "Религия в текстах массовой коммуникации структурно-семантические, функциональные и этические аспекты", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 13 страницы из PDF
В частности, все религии а) различают сакральное ипрофанноепространства,б)имеютобъектытрансцедентногопроисхождения (Тора, Библия, камень Каабы, статуи Будды и т.п.) ибольшинство религий в) имеют священные писания и институт святости. Всвязи с этим представляется теоретически возможным построить модельмедиатизации религии достаточно высокого уровня обобщения.В настоящее время предпринимается попытка найти общий подход, общийракурс для описания процесса медиатизации разных религий в разныхобществах с разными медиасистемами и разными аудиториями в надежде на то,что нарастающее количество специализированных "ad hoc" исследованийперейдет в качество общей объясняющей модели, что многообразие анализа65приведет к плодотворному синтезу.
Поиск интегрального подхода никоимобразом не отодвигает на второй план и не стремится унифицироватьмногообразие парадигм, описанных в данной работе. Напротив, он побуждает ких критическому анализу, переосмыслению, экспликации аксиоматики, а такжеко вниманию к другим подходам, которые могут оказаться пригодными вкачестве интерпретационных моделей для необъяснимых с точки зренияданной парадигмы феноменов.Данная работа, выстроенная по индуктивной логике и основанная наприкладных исследованиях "кейсов", тем не менее, восходя от частного кобщему, предлагает теоретические основания оптимизации диалога религии иСМИ, которые как раз могут быть использованы в русле общего ракурсамедиатизации разных религий в разных обществах с разными медиасистемамии разными аудиториями.Послеуточненияпонятийвследующейглавемыперейдемкрассмотрению лексических, жанровых, структурных и функциональныхособенностей медиатизации религии в России на конкретных примерах.66Глава 2.
Структурно-семантические и функциональные особенноститекстов о религии в российских СМИВ данной главе будут рассмотрены жанровая специфика освещениярелигиознойжизнив отечественныхСМИ, языковые, семантические,структурные и функциональные особенности текстов религиозной тематики, атакже некоторые дисфункциональные проявления, которые важны дляпонимания описанных в главе 4 коммуникативных кризисов и инициатив порегулированиюжурналистсвойинститутов,такжеадеятельностипредложеннойвсоглавестороны5религиозныхнормативноймоделиоптимального взаимодействия религии и медиа.Особенности новых информационных технологий и привлекательностьрелятивистских подходов к моделированию мира создают существенныепрепятствия на пути адекватного отражения религиозной жизни в масс-медиа.Результаты проведенных исследований – иногда действительно очень важные –оказывают, как выяснилось, минимальное воздействие на информационнуюполитику и структурные изменения в системе СМИ.
В частности, в сводномотчете по исследованию "Религия в информационном поле российских СМИ",проведенному на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова всентябре-ноябре 2001 года123, содержатся интересные выводы, которые моглибы стать как минимум предметом осмысления медиаменеджеров. К примеру,исследователи обнаружили, что в светских СМИ, как правило, отсутствуетэкспертныйанализсовременнойрелигиознойситуации,чрезмернопреувеличена я зависимость религии от политики, а светская пресса вбольшинстве случаев искажает картину религиозной жизни страны. По даннымисследования,вмассовойпрессенаблюдаетсясмещениевсторонудоминирующей религии – православия – и недостаточное присутствие вРелигия в информационном поле российских массмедиа. МГУ им.
М. В. Ломоносова,факультет журналистики. Москва, 2002.12367информационном поле других религиозных образований. Это статистическиобъяснимое явление обнажает скорее количественный, нежели качественныйподход российских СМИ к освещению религиозной жизни. Что касаетсясобственно СМИ религиозных организаций, в частности, так называемой"конфессиональной прессы", то исследование обнаружило в большинствеслучаев ее низкий профессиональный уровень, трудный для понимания стильподачиматериалов,склонностьк"консервативности"форматови"монотонности" жанровых структур, а также некомпетентность учредителей ииздателей – религиозных организаций – в использовании СМИ дляраспространения своего вероучения и привлечения адептов. В исследованиибыли также отмечены тенденциозность в освещении религиозной жизнизначительной части светских изданий, низкий профессиональный уровень инеобъективность, предвзятость журналистов, а также зависимость светскойпрессы от политических предпочтений.Несмотря на то, что со времени проведения упомянутого исследованияпрошло уже почти 20 лет, место религии в современной информационнойполитике СМИ – до сих пор малоизученная тема, которая вызывает многодискуссий и в журналистской среде.
Религия не всегда «укладывается» вмедийные форматы, ее освещение требует особых подходов. Чтобы понять, каксовременные СМИ освещают религиозную тему, и определить возможные путиразрешения накопившихся противоречий, была создана книга «Религия всовременной информационной политике» 124. Журналист Ф. Щипков собрал внейинтервьюдвадцативедущихжурналистов,которыезанимаютсярелигиозной тематикой и формируют общественное мнение. Их мнения –несмотря на различия в представлениях о журналистской миссии – важны дляпонимания особоенностей представления религиозной тематики в современныхроссийскихСМИ,атакжедляпониманияпрофессиональногоэтосаЩипков Ф. Религия в современной информационной политике, М., 2005 – Цит. по: URL:http://www.religare.ru/25_4.html (последующие цитаты из интервью журналистов взяты изэтого же источника).12468современного российского журналиста (подробнее он будет проанализирован вглаве 4).А сейчас для прояснения особенностей моделирования религиозной жизнив СМИ обратимся к жанровой палитре текстов религиозной тематики.2.1.
Жанровые особенности освещения религиозной жизни в российскихСМИВрамкахданногоисследованияважноопределитьособенностижурналистских текстов на религиозную тематику, а для этого представляетсянеобходимымжурналистскихсформироватьжанров,представлениекоторуюможнообактуальнойиспользоватьдлясистемерешенияметодологических задач.Описание и анализ журналистских жанров в русскоязычном пространствена протяжении долгих лет развивалось автономно, в отрыве от международныхисследований125. И важнейшей причиной этого была не собственно закрытостьсоветского общества, а автономность предмета исследования – самой советскойжурналистики.Онапредставляласобойзаредкимиисключениямисамодостаточную систему, ее жанровая структура также очень маловзаимодействовала с жанровыми традициями других стран, за исключениемближайших соседей по социалистическому лагерю, а религиозная тематика повполне понятным причинам была окрашена в исключительно атеистическиетона.Если ранее тональность была атеистическая, то в последние годы акцентПодробнее см.: Гуревич С.
М. Репортаж в газете. М., 1963; Маслова Н. М. Путевыезаметки как публицистическая форма. М., 1977; Пельт В.Д. Жанры советской газеты. – М.:Изд-во МГУ, 1987; Прохоров Е.П. Обзор печати. – М., 1963; Роот А. А. История жанрапередовой статьи. Казань, 1980; Стрельцов Б. В. Аналитические жанры. Минск, 1974;Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики.
М., 1982; Ткачев П. Сатиры злойзвенящая струна... (о памфлете). Минск, 1980; Шумилина Т. В. «Не могли бы вырассказать?». Метод интервью в журналистике. М., 1976.12569заметносместилсявдругуюсторону,интонациистановятся"панрелигиозными" (независимо от того, пишут ли журналисты о православии,католичестве или исламе), а критика так называемых "традиционных" религийи позитивные материалы о "нетрадиционных" вытесняется из официальныхСМИвнеподцензурноеинтернет-пространствоиупаковываетсявсоответствующие форматы и жанры.Несмотрянанекоторыетенденцииизоляционистскогосвойства,«западные», гибридные жанры и форматы (лонгрид, листикл – longread,listickle, о них подробнее – ниже) постепенно становятся частью российскойжурналистики и оказывают все большее влияние на ее жанровую палитру126,все шире используются в СМИ и по отношению к религиозной проблематикеСоветский филолог В.
Шкловский предлагал распределять журналистскиематериалы по жанрам в зависимости от того, как они отвечают на три главныхвопроса: что освещается, для каких целей и каким образом 127. Продолжая этутрадицию, А. Тертычный в книге «Жанры периодической печати» (2000)основными жанрообразующими факторам в журналистике называет: 1) предметотображения, 2) цели журналистского творчества, 3) методы исследованияпредмета. Он выделяет 35 публицистических жанров, причем наряду страдиционными предлагает рассматривать в качестве жанров аналитическийопрос, социологическое резюме, анкету, мониторинг, рейтинг, сатирическийкомментарий, житейскую историю, легенду, прогноз, версию, эксперимент,исповедь, рекомендацию (совет), эпиграф, эпитафию, аллегорию, анекдот,шутку, игру 128.
Некоторые ученые выделяют почти 400 газетных жанров,причем в большинстве классификаций отсутствует единое основание деления.Очевидно, что проблема выделения жанров (а точнее – критериев их126Anikina M.E., Ermoshkina T.A., Iskakov D.Z., Kobzev M.V.
et al. (2016) Vospriyatie dlinnykhtekstov pokoleniem «tsifrovykh ostrovityan» [Perception of Longreads by DigitalNatives]. Mediaskop 1. Available at: http://www.mediascope.ru/?q=node/2089127Шкловский В.Б. Тетива: О несходстве сходного // Собр. соч. Т. 3. М., 1974. С. 755.128Тертычный А. А. Жанры периодической печати : учеб. пособие – М. : Аспект Пресс, 2000.– 312 с.70выделения) остается одной из главных. Российский исследователь Д.