Диссертация (Национальное сознание и социально-психологические феномены этнического самосознания населения Среднего Поволжья), страница 14

PDF-файл Диссертация (Национальное сознание и социально-психологические феномены этнического самосознания населения Среднего Поволжья), страница 14 Психология (50866): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Национальное сознание и социально-психологические феномены этнического самосознания населения Среднего Поволжья) - PDF, страница 14 (50862019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Национальное сознание и социально-психологические феномены этнического самосознания населения Среднего Поволжья". PDF-файл из архива "Национальное сознание и социально-психологические феномены этнического самосознания населения Среднего Поволжья", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора психологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 14 страницы из PDF

Социальное сравнение обусловлено фундаментальной потребностью индивида иметь позитивную «Я-концепцию» (илисамооценку). Определено, что социальное сравнение и социальная категоризация достаточны для возникновения ингруппового фаворитизма и межгрупповой дифференциации. Авторы ТСИ считали, что снизить межгрупповой72конфликт можно путем уменьшения различий между группами или развитияобщей, надгрупповой идентичности.Впоследствии А. Тэжфел и Дж.

Тернер перенесли акценты на процесссоциальной идентификации и на его результат – социальную идентичность, понимаемую ими как результат множественной системы социальных идентификаций, сделав его главным объяснительным принципом социального поведения и межгруппового взаимодействия.

Причины межгрупповой дифференциации в теории социальной идентичности объясняются тем, что у индивидаесть потребность быть включенным в социальную группу, в результате чегоу него формируется мнение о себе как о представителе данной группы. Индивиду необходимо, чтобы его группа оценивалась позитивно и идентичность его имела определенную ценность.

С этой целью он прибегает к социальному сравнению, которое заключается в дифференциации собственнойгруппы от чужой и оценке своей группы относительно другой по определенным критериям. При этом сравнение осуществляется в пользу собственнойгруппы, то есть собственная группа находится выше в субъективной иерархии. В результате индивид начинает позитивно оценивать собственную группу, а его идентификация с собственной группой повышает позитивность иценность собственной социальной идентичности [377].Таким образом, социальное сравнение является важным когнитивнымвопросом, который актуализирует социальную идентичность. На этом основании А.

Тэжфел делает следующий вывод: поскольку членство в группахсвязано с позитивной или негативной социальной оценкой, то и сама социальная идентичность индивида может быть позитивной или негативной [375].А. Тэжфел дает классическое определение социальной идентичности:«Это часть Я-концепции индивида, возникающая из осознания своей принадлежности к социальной группе (или группам) вместе с оценкой и эмоциональным отношением к этому групповому членству» [374].73Вслед за многими учеными мы полагаем, что этническая идентичностьявляется частью социальной идентичности, поэтому одним из концептуальных оснований данной диссертационной работы мы выбрали теорию социальной идентичности.Когда социальная идентичность представителей какой-либо группынегативна, они предпринимают индивидуальные или групповые действия поизменению ситуации межгруппового воздействия в свою пользу, чтобы обрести позитивную социальную идентичность.

Но индивиды могут попытаться изменить свою групповую принадлежность и идентифицировать себяс группой, имеющей высокий статус.Этническая идентичность – это не только принятие определенных групповых представлений и готовность иметь сходный образ мыслей с другимипредставителями группы. Это также построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях. Чем больше членов этнической группы разделяют общую идентичность, тем больше вероятность совместных действий в её защиту.

Устойчивость идентичности и позитивнаяидентичность – центральные моменты для ощущения группой психологической безопасности и стабильности. Индивиды стремятся к повышению своейпозитивной идентичности и к ее защите. Именно поэтому этническая идентичность выступает психологической основой этнополитической мобилизации,которая рассматривается как готовность людей, объединенных по этническому признаку, к групповым действиям по реализации национальных интересов.

В критических социальных ситуациях, связанных с изменением характерамежэтнических отношений, этническая идентичность может принимать кризисные формы. В условиях глобальных изменений в обществе поиски илитрансформации этнической идентичности – не просто философская или психологическая проблема. Это жизненно важный вопрос определения субъектом своей позиции в системе человеческих отношений в целом [106: 296].74В кросскультурной психологии существуют две основные модели измерения этнической идентичности. В линейной биполярной модели развитиеидентичности предполагается как движение в направлении одного из двухполюсов: идентификация со своей группой (поддержание позитивной или принятие негативной этнической идентичности) и идентификация с доминантнойгруппой (ложная идентичность, встречающаяся у маленьких детей и измененная в результате свободного выбора идентичность) соответствуют полюсам при рассмотрении идентичности на основе линейной биполярной модели(рис.

1).АВРис. 1. Линейная биполярная модель этнической идентичности,гдеА – высокий уровень идентификации со своей этнической группой (позитивная или негативная идентичность);В – высокий уровень идентификации с чужой этнической группой (измененная или ложная идентичность).Вслед за Т.Г. Стефаненко отметим, что в реальности человек имеетбольше вариантов выбора, чем полная идентификация с одной из этническихобщностей. Индивид может одновременно идентифицировать себя и с двумя(а иногда и более) релевантными группами. Такую идентичность могут иметьне только выходцы из смешанных браков, но и люди, живущие в полиэтническом обществе [258: 229].Учитывая возможность подобных ситуаций, канадский кросскультурный психолог Д.

Берри предложил модель двух измерений этнической идентичности (рис. 2). Она включает четыре типа этнической идентичности, при75которых связи с двумя группами могут сосуществовать относительно независимо друг от друга [327].Высокий уровень идентификации со своей этнической группойАБГ……..ВВысокий уровень идентификации с чужой этнической группойРис. 2.

Модель двух измерений этнической идентичности,гдеА – моноэтническая идентичность со своей этнической группой;Б – биэтническая идентичность;В – моноэтническая идентичность с чужой этнической группой;Г – маргинальная этническая идентичность.В рамках этой модели рассматриваются четыре основных типа идентичности:моноэтническая идентичность, совпадающая с официальной этнопринадлежностью;моноэтническая идентичность с чужой этнической группой (измененная этническая идентичность), как уже отмечалось, возможна в случаях, когда в полиэтническом обществе чужая группа расценивается как имеющаяболее высокий экономический, социальны и другие статусы, чем своя;биэтническая идентичность, подразумевающая сильную, хотя и разного уровня идентификацию с двумя группами;маргинальная этническая идентичность, характерная для индивидов, которые балансируют между двумя культурами, не овладевая в должноймере нормами и ценностями ни одной из них.76Исследователи отмечают возможность относительно независимого существования идентификации со своей и чужой этническими группами.

Сильная идентификация со своей группой в сочетании с неприятием иных этнических культур связана с тенденцией к сепаратизму; идентификация только счужой группой ведет к ассимиляции, вплоть до полного растворения в чужойгруппе; отсутствие четко выраженной идентификации с обеими группамиприводит к маргинализации личности; сильная идентификация с обеимигруппами свидетельствует о тенденции к интеграции и бикультурализму. Вполиэтническом обществе наиболее благоприятна для человека биэтническаяидентичность, так как она «позволяет органично сочетать разные ракурсывосприятия мира, овладевать богатствами еще одной культуры без ущербадля ценностей собственной» [258: 232].В отечественной науке существует множество классификаций типов этнической идентичности, в основу которых положены разные критерии.Так, М.А.

Козлова в своей диссертационной работе «Взаимосвязь этнической идентичности, толерантности и личностной зрелости (на примере молодежных групп обских угров и русских)» [130], защищенной в 2004 году вИнституте этнологии и антропологии РАН, приводит следующую классификацию типов этнической идентичности согласно критериям отношения к своей этнической группе, характера самоидентификации с ней и толерантности кчужим этническим группам:1.

Нормальная идентичность («позитивная этническая идентичность»(Г.У. Солдатова)). В этом случае формируется положительный образ своегонарода в сочетании с толерантными установками на общение с другими народами.2. Этноцентрическая идентичность, акцентуированная на значимости этничности. При таком типе идентичности присутствуют элементы направленного (на тот или иной вид контактов), но не агрессивного этноизоляционизма, замкнутости.

В эмоциональной сфере формирование этноцентрической идентичности сопровождается развитием страха, беспокойства, напряженности.773. Этнодоминирующая идентичность предполагает такое состояние самосознания и стиль поведения человека, при котором, во-первых, этническаяидентичность становится первостепенной среди других видов эдентичностей (семейной, профессиональной и т.д.); во-вторых, достижение целей, интересов народа начинает восприниматься как, безусловно, доминирующая ценность.

Такая идентичность обычно сопровождается признанием большейважности «прав народа» по сравнению с «правами человека», представлением о превосходстве своего народа, дискриминационными установками в отношении других этнических групп.4. Этнический фанатизм представляет собой крайнюю форму агрессивной идентичности, при которой абсолютное преобладание этнических интересов и целей, часто ложно, иррационально понимаемых, сопровождается готовностью идти во имя них на любые жертвы и действия.5. Этническая индифферентность, предполагающая равнодушное отношение к проблемам этничности, этнических ценностей, интересов и этнических отношений. На поведение людей с данным типом идентичности никак не влияют ни их собственная этническая принадлежность, ни этничностьдругих.6.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5288
Авторов
на СтудИзбе
417
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее