Диссертация (Национальное сознание и социально-психологические феномены этнического самосознания населения Среднего Поволжья), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Национальное сознание и социально-психологические феномены этнического самосознания населения Среднего Поволжья". PDF-файл из архива "Национальное сознание и социально-психологические феномены этнического самосознания населения Среднего Поволжья", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
В.П. Трусов приводит некоторыеданные относительно изменений гетеростереотипов, вызванных переменамив политических отношениях между странами. Если в ноябре 1941 года в стереотип японцев американцы включали такие черты, как «вежливые, честолюбивые, следующие своим традициям», то после Пёрл-Харбор характеристики «вежливые» и «трудолюбивые» исчезали, а появлялась «лживые, националистичные, коварные». До объявления США войны Германии стереотипнемцев был «трудолюбивые, с научным складом ума, флегматичные, националистичные». Оккупация Германией Западной Европы и бомбардировкиАнглии на этот стереотип не повлияли в силу традиционного американскогоэгоистического изоляционизма.
Зато сразу после вступления США в войну встереотипе немцев появились черты «агрессивные, жестокие, надменные»[282].Враждебные отношения этносов по отношению друг к другу также могут отличаться большим разнообразием. Не останавливаясь на самом определении враждебности, тем более, что оно дается в самом общем виде, К.Джунг выделяет четыре вида враждебного отношения: враждебность ситуационная национальная, стабильная национальная, ситуационная личная, стабильная личная. В целом ситуационная враждебность провоцируется эпизодическими и проходящими воздействиями, тогда как стабильной свойствененкумулятивный эффект, часто множественность причин – экономических, политических, военных и т.д. [347].Национальная враждебность, в отличие от личной, появляется при атрибуции действия всей стране. Например, безработица может восприниматься как вмешательство другой страны, а не отдельных ее представителей.
Впоследнем случае она носит личный характер. Как типичную национальнуювраждебность ученые характеризуют отношения Китая с Тайванем. ЖителиТайваня могут испытывать вражду к Китаю как к возможной военной угрозе,53а китайцы могут испытывать вражду к Тайваню за одностороннюю декларацию о независимости от материкового Китая [347].В Москве масштабы распространения в массовом сознании негативныхнациональных гетеростереотипов довольно велики. В частности, испытывают неприязнь к какой-либо национальности 37% опрошенных по массиву; неиспытывают 47%; 15% затруднились ответить.
Среди наиболее многочисленных национальных групп Москвы национальную предубежденность проявили украинцы, затем русские и евреи. Интересно, что самая низкая степеньнациональной предубежденности во всех национальных группах у лиц старших возрастов. Так, если в группе опрошенных в возрасте до 20 лет ее испытывают 69%, то в группе 56–60 лет – только 25% [114].Сходные данные представлены в другом исследовании. В Оренбургемежнациональная напряженность в наибольшей степени проявляется вмолодежной среде.
Анализ данных позволяет также воспроизвести портретсвоеобразной страты (особой части респондентов), способной в качествеаргумента для разрешения противоречий в интересах национальной группывзяться за оружие – это, главным образом, мужчины в возрасте до 30 лет извоеннослужащих, рабочих и студентов со средним и незаконченным высшим образованием. Ниже всего конфликтный потенциал у предпринимателей, интеллигенции и пенсионеров [317].Напряженность, как и конфликты, вызывается, прежде всего, не этнической принадлежностью.
В Москве чаще всего причинами межнациональной напряженности считается неуважительное отношение к коренномунаселению. На втором месте – ухудшение на рынке труда и в социальнойсфере. Несоблюдение законов, в том числе неуплата налогов, – на третьемместе. Такое отношение на фоне сравнительно высокого уровня национальной терпимости обозначается как «охранительный национализм», основанный на опасениях вытеснения из привычной среды обитания [205].54Отсюда и проявления этнического эксклюзионизма на российской почве; более 17% москвичей полагают, что права национальных меньшинств взащите не нуждаются, отношение к беженцам и мигрантам несколько лучше.Хотя это в большей степени относится к выходцам с Кавказа, а не из славянских государств – к ним отношение в большинстве нейтральное или сочувственное.
К сожалению, данных по отношению к выходцам из Китая и Вьетнама нет, хотя понятие «вьетнамский (китайский) рынок» в обиходе закрепилось, вероятно, потому что удельный вес выходцев из этих стран остаетсясравнительно небольшим по сравнению с мигрантами из республик бывшегоСССР (СНГ).На бытовом уровне, по данным Э.А. Паина, эксклюзионизм весьма широко проявляется в объявлениях о сдаче жилья. Примерно в каждом десятомгазетном объявлении фигурируют пометки «только для русских», «толькодля русской семьи», иногда ограничения «адресно» направлены на определенную группу – «лицам кавказской национальности не беспокоиться». Однако реально дискриминационная практика намного распространеннее. Газетные материалы контролируются, и этнические ограничения не всегда возможны, но в расклеенных объявлениях доля объявлений с пометкой «толькодля русских» вчетверо выше, когда речь идет о сдаче помещения [202].В любом, даже самом гармоничном обществе, где есть признанное деление на этнические группы, существует напряженность с большим накалом.Она переходит уже во фрустрационную фазу напряженности, которая можетиметь форму бытового национализма и иногда определяется как межнациональный (межэтнический) конфликт.
Источником фрустрации воспринимается другая группа, но реальный конфликт интересов еще не конкретизирован. В данной схеме развития выделяется также конфликтная фаза напряженности, переходящая в кризисную напряженность, насильственную по сути. Отметим, что вместо термина «напряженность» гораздо чаще используется термин «конфликт» (этнический или национальный) [208; 209].55В современном мире проблемы этнических конфликтов исключительноактуальны.
Их разрешением занимаются государственные и общественныеорганизации различных стран, международные учреждения. Этническиеконфликты не всегда просто отличить от этнической (национальной) враждебности. Иногда просто формирование «образа врага» может считаться первым этапом конфликта, который далее переходит к негативным гетеростереотипам. Антагонизм при этом еще не предполагается, противостояниеобычно относится к третьей фазе конфликта или обозначается собственно этническим (национальным) конфликтом.Межнациональный конфликт – одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, имеющая тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.
Этнический (или национальный)конфликт – это уже фактически переход от отношения к действиям. Он может принимать форму организованных политических действий, массовыхбеспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданских войн, в которых противостояние проходит по линии этнической общности [199]. Как особые конфликты (или стадии) выделяются конфликты стереотипов, когда этнические группы не всегда четко осознают причины противоречий, но приэтом создается негативный образ другого этноса. Далее может следовать стадия (или особый вид конфликта), на которой выдвигаются те или иные притязания.
Только на уровне конфликта действий происходят митинги, демонстрации, пикеты вплоть до открытых столкновений.Толчком к межнациональному конфликту могут стать как общие, так исовершенно конкретные, «ситуативные» причины, обусловленные особенностями того или иного региона.
Л.И. Никовская и Е.И. Степанов полагают,что, как правило, большинство из них являются ложными из-за чрезмернойэмоциональности участников, что затрудняет для них адекватное восприятиеситуации и противоположной стороны. Многие этнические конфликты мож-56но обозначить как замещенные, поскольку часто антагонизм направлен наэтническую группу, которая не является участником конфликта.В.А.
Михайлов и О.В. Михайлова выделяют следующие типы межнационального конфликта [186].Государственно-правовой. В основе его лежит неудовлетворенностьправовым статусом нации, не имеющей собственной государственности илиимеющей ее в усеченной форме.Этнотерриториальный. Как правило, такой конфликт имеет глубокиеисторические корни. Часто его причина в том, что ранее национально-территориальные границы, по существу, отсутствовали, были произвольны илинеоднократно сдвигались. Ареал расселения многих народов весьма широк ипестр, поэтому конфликты такого рода особенно опасны и трудно разрешаются.Этнодемографический.
Конфликты такого рода возникают там, где реальна опасность размывания, растворения этноса в результате быстрого механического притока иноязычного населения. Вероятно, частичным случаемявляются миграционные потоки, что, в свою очередь, ведет к появлению ещеодного типа конфликтов – между переселенцами (беженцами) и местнымнаселением.А.В. Авксентьев и В.А. Авксентьев приводят более развернутую типологию и добавляют еще несколько типов конфликтов [2]. Вероятно, описанные ими этноконфессиональный и этнолингвистический конфликты имеютнебольшое значение и более типичны для внутринациональных отношений.Однако этноэкономический конфликт может иметь большое значение в межэтнических и межнациональных отношениях. Несмотря на то, что его суть вэтноэкономической стратификации общества (внутри этноса), это также этнические конфликты, связанные с борьбой за владение материальными (природными) ресурсами, этническое разделение труда как источник конфликтов.57Вероятно, самую полную классификацию конфликтов предлагаетА.В.
Морозов. Он выделяет такие основания классификации, как мотивывозникновения и соответственно конфликты – территориальные, экономические, политические, исторические, ценностные, конфессиональные, социально-бытовые и некоторые другие. При этом, по его мнению, чисто межэтнических причин конфликтов в реальной жизни практически не существует. ВРоссии, например, основными факторами возникновения межэтническойнапряженности являются экономические факторы, нестабильность в обществе, а этнические разногласия оказываются на последнем месте [189].Однако в исторической памяти часто хранятся мифы, легенды о победах и поражениях, обидах и «образах врагов», стереотипы конфликтного взаимодействия этносов.
Эта историческая память вполне может выступить напервый план в условиях нестабильности, когда разрушаются прежние регуляторы межэтнических взаимодействий. В такой ситуации «этнический регулятор», сформированный от рождения, становится главным. Но сами по себеэтнические особенности «пусковым механизмом» и дестабилизирующимфактором не являются; в нормально функционирующей социально-политической и экономической системе этнические группы нормально уживаются.По мнению В.В. Юдина, для того чтобы этнический кризис «созрел»,этнос должен чувствовать себя дискриминированным даже не по одному, апо нескольким показателям, например, по социально-экономическим (низкий уровень доходов, недоступность хорошего образования), в сфере духовной культуры (ограничения в использовании языка, религии, традиций).Поэтому предполагается, что межэтнический конфликт – это несколько«обычных» конфликтов в едином межэтническом пространстве [320].В зависимости от целей А.В.