Диссертация (Космизм в русской культуре Серебряного века), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Космизм в русской культуре Серебряного века". PDF-файл из архива "Космизм в русской культуре Серебряного века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
Появиласьвозможность исследовать Серебряный век в модусе социокультурного измерения.Серебряный век русской культуры справедливо ассоциируется с невиданным еёвзлётом и подъемом. Трудно предположить, как долго длился бы этот век синтеза музыки,философии и искусства, если бы не события Первой мировой войны и революции.Серебряный век представлял собой особое образование в ряду многих культурноисторических ситуаций и феноменов рубежа XIX—XX столетий. По свидетельствусовременников и позднейших историков эта переломная эпоха со всем своим драматизмом иглубокой напряжённостью являла переход к модерну (новейшему времени), который легкоА.М. Пятигорский.
Речь на Торжественном заседании, посвящённом 100-летию со дня рождения Ю.Н. Рериха// Вторая Международная научно-практическая конференция «Рериховское наследие». – СПб-ВышнийВолочёк, 2005. – С. 103-111.2Митусова Л.С. О прожитом и судьбах близких: Воспоминания. – СПб: Рериховский центр СПбГУ; ВышнийВолочёк: Ирида-Пресс, 2004. – 384с.124виден по наличию «большого стиля», эпохального и интернационального, но имеющего инациональные черты. Переход к Модерну – время крупных социокультурных обновленийили трансформаций, что и фиксирует само название эпохи.Историки фиксируют происходящие в это время достаточно интенсивные измененияи трансформации, превращающие Россию в узёл противоречий: резкий экономическийрывок пошатнул государственно-сословную систему, быстрое развитие промышленности,капитализация и монополизация (образование картелей, синдикатов и трестов) подчёркивалаотсталость сельского хозяйства; обострение внутриполитической обстановки и осложнениевнешнеполитического положения не способствовало разрешению этих противоречий.
Эпохатакже характеризуется высокой степенью концентрации промышленного производства ирабочейсилы,пестротойвнутриполитическойжизни,становлениемроссийскоймногопартийности и парламентаризма и т.д. Феномен Серебряного века прямо, конечно, невыводим из экономики России, но влияние её весьма ощутимо. Серебряный век – этопродукт, прежде всего, расслоения культурной элиты, интеллигенции, находящейся впоисках интеграции.1Осмысление итогов духовных поисков эпохи были сделаны самими её участниками.Н.А.
Бердяев, подводя итог эпохи, в которую он жил и творил, и которую назвал «Русскимкультурным ренессансом начала XX века», сказал важные слова: «Многое из творческогоподъёма того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас естьдостояние всех культурных людей».2Н.К. Бердяев увидел несчастье русского ренессанса в изолированности этиты:«Несчастье культурного ренессанса XX века было в том, что в нём культурная элита былаизолирована в небольшом круге и оторвана от широких социальных течений того времени.Это имело роковые последствия в характере, который прияняла русская революция. …...Культурный ренессанс не имел сколько-нибудь широкого социального излучения».3В связи со всем сказанным становится ясно, что остро встаёт вопрос о границахСеребряного века, а, соответственно и о границах нашего исследования. Традиционнымокончанием Серебряного века считают Первую мировую войну или революцию 1917 г.
Этадата стала началом новой эпохи, которая переменила жизненные судьбы творцов и мастеромСеребряного века, но не убила их души, их разума и любви к России.Поиск причин и исследование исторических условий происхождения феномена Серебряного века произведёнв ряде диссертационных исследований и монографий. Среди них хотелось бы отметить следующие:Воскресенская М.А. Мировидение творцов Серебряного века. Исторический контекст и социокультурныефакторы формирования общественного сознания российской культурной элиты рубежа XIX – XX столетий:Дис. … д-ра. истор.
наук. – СПб., 2008.; Сайко Е.А. Образ культуры Серебряного века: культур-диалог,феноменология, риски, эффект напоминания − М. : Изд-во «Проспект», 2005. − 256 с.2Бердяев Н.А. Самопознание. − Л.: Лениздат, 1991. С. 139-140.3Там же. − С. 149.125Именно в живом общении творческой интеллигенции рубежа веков в условияхСеребряного века под значительным влиянием идей космизма возникают и формируютсяключевые парадигмы и базовые ценности современной отечественной этики, эстетики,философии культуры, педагогики, андрагогики, вызревают идеи трансперсональнойпсихологии.Постоянный и насыщенный диалог философии и искусства Серебряного века былчастично прерван, когда в 1922 году отходят за границу (Штеттин, Германия)1 нынезнаменитые «Философские пароходы»: «Обербургомистр Хакен» (29.09.1922) и «Пруссия»(16.11.1922), насильственно увозящие русскую профессуру.
В 2003 г. по инициативе СанктПетербургского философского общества на набережной лейтенанта Шмидта установленпамятный знак в честь этого события, на котором написано: «С этой набережной осенью1922 года отправились в вынужденную эмиграцию выдающиеся деятели отечественнойфилософии, культуры и науки Памятный знак установлен попечением Санкт-Петербургскогофилософского общества 15.11.2003». Дата «философских пароходов» более точно отмечаетконец «Прекрасной эпохи», но в ней очень трудно удержаться, ведь лучи, отголоски иотражения её мы находим как в русском зарубежье, так и в культурных практиках (иногдазатаившихся), т.е. во «внутренней эмиграции» советской эпохи.
У многих деятелейСеребряного века были ученики и последователи! Вот почему в нашей работе мы всё-такииногда выходим за границы 1922 года.Представляется возможным говорить о Серебряном веке как об «эпохе с размытымикраями». Эта возможность подробно обоснована в исследовании Б.И. Туха «Путеводитель поСеребряному веку»2.Эпоха Серебряного века получила противоположные оценки среди исследователей:эта «переходной» эпоха характеризовалась то как «религиозно-философский ренессанс», токак «Серебряный век» или «декаданс».
Зачастую эти именования используют как синонимы.На самом деле различение этих понятий является непростой задачей для исследователей.Соотношение понятий, характеризующих эпоху, и их авторство глубоко проанализировано встатье А.А. Ермичева «Суждения Н.А. Бердяева о «русском культурном ренессансе» инастоящее значение этого термина»: «Похоже, пока никто не заметил, что авторство этоготермина принадлежит не Н.А. Бердяеву, а евразийцу П.П. Сувчинскому, который в 1926 г. вжурнале «Вёрсты», написал о «ренессансе русской культуры 90-х — 900-х годов».
А.А.Ермичев тщательно проанализировал претензии, высказанные Н.А. Бердяевым к русскомуВ настоящее время это польский город Щецин.Тух Б.И. Путеводитель по Серебряному веку: краткий популярный очерк об одной эпохе в истории русскойкультуры. − М. : Октопус, 2005. – 208 с.1226Ренессансу: христообразность, космическое прельщение, синтез языческого космизма ихристианского персонализма, асоциальность.
А.А. Ермичев разъяснил, что социальнохристианскиепоиски,поиски«русскогопути»своеобразнооборачивались,трансформировались в интересующее нас время: «Общественная оценка все более сдвигаласоциально-христианские поиски в сторону внеконфессиального христианства и, вместе стем, в сторону от сложившихся славянофильских и западнических определений. Для Россиинамечался какой-то третий, по ту сторону славянофильства и западничества лежавший путьразвития».1Картина Серебряного века будет не полной без включения в неё такого феномена какрусский космизм.
Наступил подходящий момент для творческой переоценки философского ихудожественного достояния Серебряного века.Корпус идей русского зарубежья частично вернулся в Россию в 90-х гг. в качествемузейного достояния, другая часть наследия Серебряного века была существеннопересмотрена и получила вторую жизнь в Советской России. Русский космизм своеобразнотрансформировался в космизм советский, а многие жанры художественного наследияСеребряного века получили творческое развитие у советских художников. Постепеннорусская мысль начинает возвращаться из-за границы в виде вновь изданных текстов. Работыряда космистов становятся более доступными, но доступность чтения совсем не означаетвозможность глубины осмысления.Конец XX века ознаменовался переоценкой советских ценностей, формированием«открытого общества», в это время идёт напряжённый поиск не только экономических, нофилософских и духовных оснований для возрождения России.
В качестве таковой имыслилось теоретическое наследие русского космизма.Это было бурное время воодущевлённых собраний, митингов, лекций, бесконечныхконференций, диспутов и дискуссий. Открытое слово, слово живое, искреннее вновь сталодостоянием человека. Все слои бывшего советского союза хотели восстановить поруганнуюв сталинских лагерях и брежневском застое справедливость. Это было время упоенияобретённой свободы слова, личного искания и веры.В СССР регулярно проходили чтения, посвящённые изучению техническогонаследия, а позже духовно-нравственным и философским исканиям К.Э. Циолковского. Этатрадиция продолжается и до сих пор.