Диссертация (Космизм в русской культуре Серебряного века), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Космизм в русской культуре Серебряного века". PDF-файл из архива "Космизм в русской культуре Серебряного века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Пшесецкая,А.П. Сардан, Б.А. Смирнов-Русецкий, П.П. Фатеев, В.Т. Черноволенко, С.И. Шиголев).7Пережив политические репрессии, некоторые из них продолжали работать в советскоевремя.Русский космизм своеобразно трансформировался в космизм советский, и некоторыежанры и стилистика художественного наследия Серебряного века получили творческоеразвитие у советских художников и литераторов.Средивыдающихсяписателей,искусствоведов,мыслителей-космистовиестествоиспытателей советского времени следует отметить Р.К. Баландина, Г.С. Батищева,П.Ф. Беликова, Л.С. Берга, А.К. Горского, И.А. Ефремова, И.М.
Забелина, В.П. Казначеева,В.Е.Ларичев,Ю.В.Линника,А.А. Любищева,Е.П. Маточкина,М.М.Пришвина,В.Н. Сагатовского, С.Г. Семёнову, Н.А. Сетницкого, А.Е. Ферсмана, А.Л. Чижевского имногих других.Вышеназванныеработыисоставилиосновнуюисточниковедческуюбазуисследования.Поиск концептуальных и базовых духовных оснований для возрождения и развитияРоссиивдохновлялпросветительногоработуФёдоровскогодвижения,регулярнопроводимыхдвижения,Рериховскогочтений,культурнопосвящённыхК.Э.
Циолковскому (с 1966 г.).С конца ХХ века исследованиями разных вариантов русской космической мыслизанимались: С.Р. Аблеев, М.А. Абрамов, Т.В. Абрамова, А.К. Адамов, Г.П. Аксенов,И.А. Александров,В.И.Алексеева,Г.Д. Асамбаева,М.С. Асимов,В.И.Базанчук,Н.В. Башкова, М.М. Безлюдова, И.А. Белозёрова, П.Б.
Бондарев, В.В. Варава, М.А.Волошина, Н.К. Гаврюшин, А.Г. Гачева, Л.М. Гиндилис, Ф.И. Гиренок, Л.В. Голованов,Л.И. Гумилевский, В.Н. Дёмин, Б.Н. Дуденков, Е.А. Дудко, Н.М. Ефимова, А.В. Иванов, Н.ВИсакова, С.Н. Иконникова, В.В. Казютинский, К.А. Кедров, Б.К. Кнорре, А.А. Куликов, О.Д.Куракина, В.А. Кутырёв, Л.С. Леонова, Л.В. Лесков, В.В. Лыткин, Т.Б. Любимова,В.М. Мапельман,Ю.В. Олейников,А.Г. Маслеев,А.А.Оносов,А.Н.
Маслов,Т.В.Орлова,О.Д.Маслобоева,А. Парщиков,Н.А.А. Огурцов,Перекусихина,В.А. Петрицкий, К.С. Пигров, Е.Е. Пурто, В.А. Росов, В.Н. Сагатовский, В.И. Самохвалова,И.А. Сафронов, С.Г. Семенова, А.С. Скачков, А.И. Субетто, А.В. Суслов, Е.А. Тимошенкова,А. Турсунов, А.О.
Туфанов, А.Д. Урсул, Л.П. Филенко, И.В. Фотиева, З.Н. Хабибуллина,М. Хагемайстер, С.С. Хоружий, Л.В. Шапошникова, М.Ю. Шишин и другие авторы.Проблемы космической эволюции человечества разрабатывались Л.В. Лесковым иЛ.И. Василенко. Исследование философских концепций преображения человека в творчествеВ.И. Вернадского, К.Э. Циолковского, Е.И. и Н.К. Рерихов было сделано Н.В.
Башковой.М.А. Абрамову в докторской диссертации «Русский космизм: идея единства культуры и8многоплановая реальность» (Саратов, 2007) удалось увидеть в комплексе идей русскогокосмизма самобытное стилевое единство.Начиная с 90-х годов и до нашего времени существуют две основные трактовкипонятия «русский космизм». Одна группа исследователей считает космизм широкимсоциокультурным и нравственно-духовным феноменом. К данной трактовке причастныГ.П.
Аксёнов, А.И. Алёшин, Л.И. Василенко, Н.И. Гаврюшин, А.В. Гулыга, В.П. Казначеев,О.Д. Куракина, Т.Б. Любимова, В.А. Никитин, А.И. Субетто, С.С. Хоружий и др.Узкое понимание русского космизма связывают, прежде всего, с группой широкоизвестных естествоиспытателей: Н.А. Умовым, В.И. Вернадским, К.Э. Циолковским,Н.Г. Холодным, А.Л.
Чижевским. Эта позиция получила название «естественно-научныйкосмизм». Это направление представлено в трудах русских и советских исследователей:В.П. Казначеева (философия здоровья человека), Н.Н. Моисеева (экологический императив)и многих других.В советское время внимание исследователей было привлечено к изучению наследияотдельных представителей русского космизма, проявленного как в философии, так и в сфереискусства.
Исследования русского космизма были тесно связаны с поисками основ русскойнациональной самобытности. По мысли О.Д. Куракиной: «Задача наших дней – возрождениеРоссии, её культуры, религии, философии и науки: мы вновь обращаемся к собственнымкультурным традициям, которые только и дают нам право на индивидуальное существованиесреди других народов».1Систематизация русского космизма затронута во многих исследованиях (С.Р. Аблеев,В.В. Казютинский и др.).
Ф.И. Гиренок выделил три основных течения в русском космизме:естественно-научное,религиозно-философскоеипоэтически-художественное.Этаклассификация существенно расширила границы понимания космизма в русской культуре.О.Д. Куракина, ориентируясь на конкретную историю, предприняла критическийанализ различных типов космического миросозерцания в различные эпохи Российскогогосударства. К.А. Кедров в диссертации «Этико-антропный принцип в культуре» (Москва,1996) в поисках «космического метакода» в жизни и культуре исходит из пониманияантропно-космологической согласованности мира, вводит термин «Homo cosmicus».2В кандидатской диссертации Е.Е. Пурто «Идеи системного подхода в русскомкосмизме» (Москва, 1996) внимание исследователя уделено системному подходу в русскомкосмизме, анализируются основные системные черты философии всеединства и системныйхарактер учения о Софии, философский символизм П.А.
Флоренского с его неотрывностью12Куракина О.Д. Русский космизм как социокультурный феномен. – М., 1993. – С.5.Кедров К.А. Этико-антропный принцип в культуре: дис. … д-ра. филос. наук. – М.,1996. – 46 с.9физического космоса от духовной реальности, символичности в онтолого-смысловомоснованиисамойН.Ф. Фёдорова,жизни,соборно-проективноеантропокосмизмотношениеН.Г. Холодного,человекагелиобиологиюккосмосуА.Л.
Чижевского.Е.Е. Пурто характеризует «науку о космосе» как единство «биосферического опыта» и«пневматосферического опыта».1 В исследовании намечены векторы осмысления человека всистеме космоземных связей.В.Н. Дёмин в докторской диссертации «Философские принципы русского космизма»(Москва, 1996) выявил в русском космизме, справедливо понимаемом им как «совокупныйрезультат коллективно-соборной мысли», синтетическую методологию общенаучногопознания.В 1990-2000 годах темой русского космизма увлечено большое количествоисследователей, берущих для изучения одну из граней или проблем космизма: так,Н.М.
Ефимова изучила идеи космизма о природе жизни и смерти, сделав акцент на мысляхН.Ф. Фёдорова, К.Э. Циолковского, А. Платонова (Москва, 1996).А.О. Туфанов исследовал представления русского космизма о месте и предназначениичеловека в мироздании (Санкт-Петербург, 2001), изучил разновидности религиозногокосмизма (экзистенциально-эсхатологический, нравственно-эстетический, мистический);А.С. Скачков рассмотрел вопрос о статусе социального в системе мироздания (Омск, 2001);И.А.
Белозёрова − значение идеи коэволюции человека и природы в современной культуре(Белгород, 2001); Е.С. Узкова − современное понимание категории «энергия» в научнофилософскойкартинемира(Москва,2001),М.А. Алексеев−философско-мировоззренческую концепцию Н.А.
Умова (Москва, 2001), Л.А. Меньшиков – процесссемиозиса космоса в традиционной культуре (Санкт-Петербург, 2001), М.А. Кузнецов −философские основания ноосферного мировоззрения, Н.В. Исакова − феномен глобальностив философии русского космизма (Краснодар, 2004).ДиссертацияС.Р.Аблеева«Онтологиясознаниявфилософскойтрадицииантропокосмизма: теоретический анализ и системная реконструкция» (Киров, 2010),посвящена исследованию философии сознания в малоизученной философской традиции,названной диссертантом «евразийским антропокосмизмом». В работе С.Р. Аблееварассмотреныконцепциинаучно-философскогоанализаонтологическихреальностеймногомерного космического бытия.Корпус идей русского зарубежья частично вернулся в Россию в 90-х гг. в качестве1Пурто Е.Е.
Идеи системного подхода в русском космизме: автореф. дис. … канд. филос. наук. − М., 1996. −С. 12.10музейного и архивного достояния, другая часть наследия Серебряного века быласущественно пересмотрена и получила вторую жизнь в современной России. На наш взгляднаступил подходящий момент для творческой и научной переоценки философского ихудожественного достояния Серебряного века.Следуетотметитьособомногочисленныйкорпусисследовательскихработ,посвящённых многогранному творческому наследию семьи Рерихов: А.Д. Алёхин,С.Р Аблеев, Б.Н.
Абрамов, Е. Александров, А.Д. Алёхин, А.Г. Андреева, А.М. Асеев,Н.В. Башкова,П.Ф. Беликов,Р.Г.Баранцев,А.А. Бондаренко,М.М.Богуславский,Ю.Ю. Будникова, А.О. Букин, В.В. Волков, В.Н. Волкова, Е.И. Гостеева, Л.М. Гиндилис,Т.П.Григорьева,С.Н. Иконникова,О.А. Козина,С.Г. Джура,И.А.