Диссертация (Космизм в русской культуре Серебряного века)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Космизм в русской культуре Серебряного века". PDF-файл из архива "Космизм в русской культуре Серебряного века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
2ОглавлениеВведение……………………………………………………………………………4ГЛАВА 1. Трансформации мировоззрения и культурных практикв эпоху Серебряного века: феномен русского космизма1.1.Серебряный век: переход к проекту модерна……………………………………………221.2.Трансформациярациональностивцельноезнаниевфилософиирусскихкосмистов…………………………………………………………………………………………..591.3.
Проблемы соотнесенности религиозного и космического…………………………………76ГЛАВА 2. Запад и Восток: идеи космизма2.1. Идеи космизма в философии западноевропейского модерна…………………………….1002.2. Рецепции восточной мифопоэтики в русской культуре: тема желания………………….1202.3. Ценности космизма в современном мире.…………………………………………………128ГЛАВА 3. Становление антропокосмического видения3.1 Русский космизм и философия всеединства в поисках гармонии вселенной……………………………………………………………………………………………………..1603.2.
От «Живого космоса» к Живой Этике……………………………………………………..1823.3. Мифореальность «Живого космоса»……………………………………………………….209ГЛАВА 4. Космизм в образах и смыслах искусства Серебряного века4.1. Мифопоэтика и оптика космизма в русской художественной культуре Серебряноговека………………………………………………………………………………………………..2174.2. Двойной код и космические смыслы стиля Модерн ……………………………………..2324.3.
Интуиции гармонического строя вселенной в музыке……………………………………2503ГЛАВА 5. Гуманитарная миссия русского космизма5.1. Тема смерти и воскрешения в русской культуре Серебряного века……………………2635.2. Творческое наследие Н.К. Рериха и проблемы защиты культурных ценностей……….2705.3. Встречные тенденции в генезисе восточноевропейского модерна……………………..288Заключение. Русский космизм в судьбах России и мира……………………………302Литература………………………………………………………………………………..3084ВведениеАктуальность темы исследованияРусская культура сильна не только способностью к трансформациям, но и ксохранению своего глубинного ядра, образующего связь прошлого, настоящего и будущего.Важным компонентом этого ядра является космическое мировоззрение и мирочувствование,воплотившееся в философии и искусстве русского космизма.
Творческое и интеллектуальноенаследие космизма Серебряного века не получило пока достаточно полной и взвешеннойоценки в истории русской культуры и культурных практиках повседневности.Столетняя дистанция, отделяющая нас от эпохи Серебряного века, подарившей мирушедевры живописи, архитектуры, музыки, балета, поэзии, прозы, заставляет по-новомуоценить философию и искусство той поры в их синхронном взаимодействии.
Авторудиссертации близко понимание Серебряного века как «эпохи с размытыми краями».Космисты являлись носителями синтезирующих тенденций своей эпохи – эпохи Модерна.Именно Модерн был мощной доминантой культуры Серебряного века рубежа эпох. Русскийкосмизм смог синтезировать разворот к космосу с глубиной духовных исканий имодернистским повышенным интересом к новейшим научным и инженерным открытиям.На рубеже XIX–XX столетий, по словам Николая Бердяева, «были открыты новыеисточники творческой жизни»1, соединяющие чувство заката и гибели жизни с надеждой наеё преображение.
В драматических, а порой и трагических условиях антиномичной«переходной» эпохи, которую характеризуют то как «религиозно-философский ренессанс»,то как «Серебряный век» или «декаданс»2, большинству представителей русского космизмаудалось сохранить и попытаться донести до потомков некую последовательность ицелостность своего миропонимания, ядром которого являлась глубокая и сильная любовь кРоссии, − что заслуживает в современных условиях самого пристального внимания.Изучение основных проблем, поднятых в русском космизме, способствуют дальнейшемуформированию положительного образа России и особенно русской культуры какуникального ценностно-смыслового единства, что представляется своевременным и1Бердяев Н.А.. Самопознание.
Л.: Лениздат, 1991. − С. 140.Соотношение понятий, характеризующих эпоху, и их авторство глубоко проанализировано в статьеА.А. Ермичева «Суждения Н.А. Бердяева о «русском культурном ренессансе» и настоящее значение этоготермина» [Электронный ресурс] − URL :http://xreferat.ru/47/5260-1-suzhdeniya-n-a-berdyaeva-o-russkom-kul-turnom-renessanse-i-nastoyashee-znachenieetogo-termina.html (посл. обращ.
06.06.15).25неотложно необходимым.Исследование общей синтетической картины отечественного духовного мира,укрепление собственных традиций в глобально-ориентированном мире будет неполным безактуализации идей и основных образов космизма. Космизм является самобытным имногогранным порождением русской философской мысли: поскольку одной из основныхинтуиций русского космизма была интуиция всеединства (В.С. Соловьёв), целостности,представители этого направления двигались в поисках единого ключа, подхода к загадкам,тайнам вселенского бытия.Русский космизм был одной из дерзновенных попыток разрешить фундаментальныепроблемы бытия человека и человечества в условиях мировых катастроф.
Мыслителямкосмистам было присуще стремление противостоять жёсткому и жестокому мирутехнократической цивилизации: если представители техногенной цивилизации делалиакцент на утилитарной, военной пользе развития техники, то русский космизм подчеркнулпринципиальную внеутилитарную ориентацию всего научно-технического прогресса,обратив внимание на человека и заложив основы нового типа гуманизма. Многие мыслителии художники-космисты, в развёртывании своих универсальных дарований напоминали орадости духовно-просветлённой жизни и об ответственности людей за судьбы Земли иКультуры.Нравственно-этический потенциал русского космизма, заложенный в его философскоантропологическом проекте, недостаточно изучен и задействован в современной культурнойситуации, а, между тем, именно космисты были полны раздумий о нахождениигармонического сбалансированного соотношения антропологической природы культуры и еёкосмологической составляющей.
Осмысление аксиологического и антропологического полейрусского космизма может способствовать выработке более утончённых, гибких, болееадекватных способов подхода к человеку, пересмотру антропоцентрически высокомерного ипотребительского отношения к природе.В своих миротворческих и культуротворческих идеях и замыслах, стремящихсяпреодолеть позитивистско-сциентистские иллюзии в этике и технократические тенденции вкультурах, русский космизм далеко вышел за границы нашей страны и приобрёл мировоезначение: идеи космизма оказались жизненно необходимыми для решения проблем,порождённых отчужденным техницистским сознанием и технократическим практиками(экологическаяпроблема,проблемасохранениякультурногонаследия,сохранениямногообразных форм жизни и др.) Русский космизм наметил магистральные перспективыпостиндустриального развития человечества, выступив с миролюбивой гуманитарноймиссией.6Степень разработанности проблемыВ современной культурной ситуации можно наблюдать огромный интерес кинтеллектуальному и художественному наследию русского космизма Серебряного века,который неоднократно привлекал внимание исследователей своей самобытностью.Длярешенияпоставленныхисследовательскихзадачбылииспользованыразнообразные материалы по философии, культурологии,теории и истории культуры,искусствоведению второй половины XIX – первой половины XX вв., а также поэзия,живопись и литература: сочинения А.А.
Ахматовой, К.Д. Бальмонта, Ю. Балтрушайтиса,Н.А.Бердяева,А.Белого,А. Блока,А.Н.Бенуа,Е.П. Блаватской,В.Я. Брюсова,С.Н. Булгакова, Д. Бурлюка, В.Л. Величко, В.И. Вернадского, М.А. Волошина, А. Гидони,З.Н. Гиппиус, Н.С. Гумилёва, С. Дурылина, В.В. Зеньковского, Всеволода Иванова,Вячеслава Иванова, В. Кандинского, В.А.
Карсавина, В.А. Кожевникова, И. Краснитского,М. Кузьмина, И.И. Лапшина, К. Леонтьева, Н.С Лескова, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского,А. Ф Мантеля, Д.С. Мережковского, В.В. Мусатова, Ф. Зелинского, А. Кондратьева,Н. Морозова, В.Н. Муравьёва, С. Нилуса, С.Ф. Ольденбурга, К.С. Петрова-Водкина,М.М. Пришвина, Н. Пясковского, Э.Л. Радлова, А.Н. Ремизова, Е.И.
Рерих, Н.К. Рериха,Ю.Н. Рериха, Д. Рёскина, В.В. Розанова, О.О. Розенберга, А. Ростиславова, П.Н. Сакулина,Р. Сизеранна, И.А. Сикорского, В.С. Соловьёва, А.В. Сухово-Кобылина, Л.Н. Толстого,Е.Н. Трубецкого, П.Д. Успенского, Н.Ф. Фёдорова, П.А. Флоренского, М. Формаковского,З.Г. Фосдик, С.Л. Франка, В. Хлебникова, К.Э. Циолковского, А.П. Чехова, А.Л. Чижевского,Г. Чулкова, Я. Чюрлёните, Л. Шестова, Г. Шклявера, А.Н. Шмидт, О.
Шпенглера,Р. Штейнера, Ф.И. Щербатского, К. Эрберга, С. Эрнста, С.П. Яремича.В ходе исследования рассматривался разнообразный корпус источников (дневники,воспоминания, эссе, стихотворения, монографии, статьи, очерки, комментарии, пьесы,выступления,автобиографическиеибиографическиетексты,живопись,рисунки,театральные декорации и проекты костюмов), позволяющих судить не только о взглядахмыслителей и творцов Серебряного века, но и о происходящих ценностных трансформацияхв их жизненном мире и культурных и повседневных практиках. Кроме вышеназванныхисточниковедческих работ можно назвать, связанное с наследием семьи Рерихов, УчениеЖивой Этики, к которому пришлось достаточно часто обращаться.Большой интерес представляли художники-космисты, получившие книги УченияЖивой Этики из рук Н.К. Рериха. Это художники группы «Амаравелла» (В.Н.