Диссертация (Киево-Могилянская академия и развитие образования на Украине XVII — начало XVIII вв), страница 3
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Киево-Могилянская академия и развитие образования на Украине XVII — начало XVIII вв". PDF-файл из архива "Киево-Могилянская академия и развитие образования на Украине XVII — начало XVIII вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
459 — 463.13НБУВ мне удалось найти текст этой же грамоты, которая датируется 9 мая 1620года21. В грамоте от 7 января 1622 года мы узнаем об учреждении двух братствмежду учащимися в киевских школах: Братия большого и малого собрания22. Вбольшое братство вписывались только те, кто обучался богословию и философии,а в меньшее — риторике, поэзии и разным языкам. Распределение роли чиновпроисходило следующим образом. Старший — префект, далее — два ассистента,секретарь и другие. Далее узнаем о восстановлении Сагайдачным монастыря,церкви и школы, пострадавших от разных набегов и нашествий и о грамотепольского короля Сигизмунда от 19 февраля 1629 года23, которая позволяла иметьБратство милосердия, богадельню для «людей убогих, старых и увечных».24Отдельно отмечает и заслугу Петра Могилы, который позволил бытьданному училищу в Киеве, а сам стал старшим братом, опекуном и смотрителем25.«По сей-то причине долгое время училище оное называлось Киево-Могилянским.Сначалатампостроеныбылишколыдеревянные,итаковжебылстранноприемный дом, после названный Бурсою, в котором жили учащиесясироты, лишенные родителей и всякого пропитания; а также приходящие изчужих стран для наставления в истинном благочестии и православии…»26 Былотмечен заведенный внутренний порядок, открытие обучения философии ибогословия на латинском языке, рассказывает о завещании Петра Могилы27,21Грамота патриарха Иерусалимского Феофана от 9 мая 1620 г., дающая право ставропигииКиевскому и Могилевскому братствам с их учреждениями.
ИР НБУВ. Ф. 175. Д. № 1082. Л. 1— 4.22История Российской Иерархии... С. 469 — 472.23История Российской Иерархии... С. 473 — 474.24Там же. С. 474.25Там же. С. 475.26История Российской Иерархии... С. 476.27Там же... С. 477.14упоминает о жалованных Братскому монастырю грамотах28. Здесь иеромонахобращает внимание на то, что при иждивении и попечительстве гетмана Мазепыздесь были построены каменная церковь на первом этаже и большаяБогоявленская.НуаверхнийэтажузданияпостроенмитрополитомЗаборовским29.Амвросий обратил внимание на то, что по примеру Киевской коллегииначали действовать многие духовные школы и светские особы, а вскоресоставилось из них братство.
Некоторые епископы, которые были под ведениеммитрополита, поддерживались его собственным иждивением. Из записейАмвросия мы узнаем, что после смерти Петра Могилы Братский монастырь попалпод власть киевских митрополитов, а не константинопольских, а также делаетпредположение,чтопричинамиэтогосталпоискпокровительстваумитрополитов киевских, которые были в почтении у гетманов и имели правоголоса перед польским королем. При этом они испытывали неприязнь к римскомудуховенству, которое наряду с Иезуитской коллегией старалось уничтожитьновоучрежденныемитрополита,киевскиегетманаишколы,народа.ноТакжесталкивалосьимелместоссопротивлениемфактснабжениямитрополитами учителей и учеников 30.В этом же издании опубликована грамота Патриарха ИерусалимскогоПаисия, который подтвердил учреждение училища31.
Проанализировал Гадяцкийтрактат, грамоты польского короля 1670 года, одна из которых касаетсявозобновления деятельности киевского училища после опустошения в периодруин. Публикует содержание грамот Петра Алексеевича, в которых, кстати, речьидет о преподавании греческого и латинского языков32. В другой грамоте от 1128Грамота патриарха Иерусалимского Феофана… С. 481.29История Российской Иерархии... С 47630История Российской Иерархии... 479 — 480.31Там же.
482 — 483.32Там же. С. 481.15января 1694 года игумену Иосифу Кроковскому дозволяется преподавать «сусердным тщанием и радением», не отлучаясь от Восточной церкви, апротивников веры Греческой и еретиков в «упомянутые школы не допускать».Здесь же Ректору и учителям назначено жалованье из царской казны.Удивительно, но большинство авторов работ по Киевской академии, в томчисле те, кто выпустил информативные издания (например, изданные самойакадемией)33, с перечислением литературы, среди которых много известныхученых, просто не упомянули об этой книге (История Российской иерархии), какбудто она не существовала вовсе! Ну а отдельные издания34 даже не упомянули отаком исследователе как митрополит Евгений, хотя он, безусловно, являетсяпервопроходцем в изучении истории Киево-Могилянской Академии.
И хотя унего были найдены ошибки, недочеты, на которые в большинстве случаевсправедливо обращал внимание в своих исследованиях Петров, его трудыпредставляют собою ценный материал. Приятным исключением выглядяткиевский автор Е. В. Руковицина-Гордзиевская, выпустившая архивное издание, вкотором были отмечены заслуги владыки35 и автор недавно вышедшей статьи обисточниковедении Киево-Могилянской Академии О. Ф. Задорожная, котораяотметила: «Початок наукової історіографії можна вести від митрополита ЄвгеніяБолховітінова»36.
И хотя ссылка дана на более позднее (репринтное) издание37,33Києво-Могилянська Академія. Матеріали до бібліографічного покажчика літератури з фондівНаукової бібліотеки НаУКМА. Вип. 1. Київ, 2002. С. 9.34Там же. С. 4.35Рукавіцина-Гордзієвська Є.В. Київський митрополит Євгеній (Є. О. Болховітінов).Бібліографія. Бібліотека. Архів.
Київ, 2010. С. 43 — 6436Задорожна О. Ф. Джерельна база досліджень історії Києво-Могиляньскої Академії. // ТрудиКиївської Духовної Академиї. Науковий збірник Київської православної богословської академії.Київ, 2009. № 11 (188). С. 122.37Митрополит Євгеній Болховітінов. Вибрані праці з історії Києва. Київ, 1995. С. 247 — 262.16которое вышло уже в Новейшее время, данный автор стал правильно вестиисториографию, чего не делало большинство его предшественников.В дальнейшем Болховитинов отметил старания Петра Могилы, связанные соснованием Лаврской школы, которая со временем была соединена с братской,ставшей затем коллегией. «А наипаче Киевская академия, воспитавшая для всейРоссии знаменитых просвещением и добродетелями пастырей, государственныхчиновников и во всех состояниях отличных граждан, есть бессмертным егопамятником»38.Анализируя «Патерикон» Сильвестра Косова, митрополит отметил редкостьэтой книги и сказал, что главной причиной редкости является то, что «польскиеуниаты и католики в Малороссии всегда старались истреблять книги, в защитуправославия писанные и в малороссийских типографиях напечатанные».Необычайно высокую оценку всей деятельности Петра Могилы и егодетища дал Митрополит Макарий (Булгаков), оставивший одну из первыхбольших работ, посвященных киевскому митрополиту39, которая не утратилазначения и до нынешних времен.
Митрополит Макарий показывает, что дляЗападной Руси и её церкви именно данная эпоха была временем нового,усиленного напряжения духовных и общественных сил. Потому и история за этовремя является обильнее и разнообразнее содержанием. В Киеве в 1620 г. былавосстановлена западнорусская иерархия и окончательно восстановлена начальнаяКиево-Софийская кафедра при Петре Могиле.Историк со свойственным ему критическим талантом и добросовестностьювоссоздал биографию Петра Могилы. Митрополит Макарий считает, что имяПетра Могилы — одно из наиболее значимых в нашей церковной истории.Перечислив услуги, оказанные им церкви, он особо отмечает основание своей38Там же.39Митрополит Макарий [Булгаков].
История Русской православной церкви. М., 1996. Т. 6. С.445 — 580.17коллегии, послужившей источником образования и образцом для духовноучебных заведений. Ведь именно эту коллегию знаменитый иерарх в своемзавещании называл «единственным залогом своим»40, давая понять, что именно всиле просвещения видит он главную силу, которая может направить страну ицерковь к лучшему будущему.Характеризуя деятельность этого учебного заведения, Макарий (Булгаков)писал: «Академия сия, по своему происхождению, служит живым памятникомтрех важнейших в истории событий.
Она напоминает нам великую эпохупробуждения Европы к просвещению, и вместе с тем первое участие России вумственной Европейской жизни; она служит памятником деятельного сознанияпотребности просвещения народа Русского после удручающего его татарскогоига, и дружелюбного участия в сем деле великого Княжества Литовского иличастнее Малороссии; памятником наконец первой явной опасности для ЗападнойРоссии лишиться православия, и вместе памятником особенной ревности Киевлянк православной вере»41.Отметим, что деятельность Петра Могилы и академии рассматривалисьМакарием еще раньше. В 1843 году вышла книга «История Киевской Академии»,в которой тогда еще иеромонахом впервые была затронута история учебногозаведения и дана оценка личности его основателя42.По мнению исследователя, архимандрит лавры с самого начала своейдеятельности не мог без величайшей скорби и соболезнования смотреть набедственное состояние православной церкви в тогдашней Малороссии и спокойнопереносить, как ученые иезуиты и униаты наводняли ее своими полемическимисочинениями и привлекали в свои круги православных, которые не имели у себяобразованных пастырей.40Митрополит Евгений [Болховитинов].