Диссертация (Киево-Могилянская академия и развитие образования на Украине XVII — начало XVIII вв), страница 11
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Киево-Могилянская академия и развитие образования на Украине XVII — начало XVIII вв". PDF-файл из архива "Киево-Могилянская академия и развитие образования на Украине XVII — начало XVIII вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
Григорчук143 дана широкая характеристика жизненного путиЙова Борецкого — выдающегося борца за православную веру и национальнорелигиозную свободу украинского народа в начале XVII в. Отмечается егодоработок на ниве просвещения.Не менее интересной выглядит статья на эту же тему протоиерея ВиталияКлоса144. Статья посвящена Богословской академии и её первому ректору.«Новоутворене Київське братство запросило саме священника Івана якдосвідченого педагога стати на чолі братського училища. І справді, отцю Івануприйшлосявирішуватискладніпитанняпочатковоговпорядкуваннятазабезпечення нововідкритого закладу»145.142[История Львовской братской школы]. С пометками Голубева С. Т.
1 тетрадь. ИР НБУВ. Ф.194, № 20. Л. 39.143Григорук О. Б. Йов Борецький на ниві духовності й просвітництва України (за матеріаламі«Подольских епархиальных відомостей») // Православ’я в Україні. Ч. 2. Київ, 2015. С. 187 —193.144Протоієрей Віталій Клос. Святитель Йов Борецький, як перший ректор Київської братськоїшколи — Київської православної богословської академії (1615 — 1618; 1631) // Православ’я вУкраїні.
Ч. 2. Київ, 2015.145Протоієрей Віталій Клос. Святитель Йов Борецький… С. 137.53Почти все исследователи считали и считают, что Киево-Могилянскаяакадемия стала главным достижением в жизни Петра Могилы. Заслуга егозаключается в том, что после объединения Лаврской школы с братской онпревратил её в такое учебное заведение, которое год спустя стало образцом длявсех духовных школ. Лаврская школа, объединенная в 1632 году с братскою, современем была превращена в коллегию. Минует время, и коллегия станетименоваться в честь Петра Могилы Киево-Могилянской академией.В Польской историографии специальных изданий по академии невыходило.
Единственным исключением стала книга А. Яблоновски146, но изданиев основном составлено на материалах российских историков-первопроходцев.Подводя итоги, хочется обратить внимание на отсутствие в Россииобобщающих работ о системе образования в Киево-Могилянской академии,сравнении его с иезуитскими коллегиумами и университетами, о роли влиянияукраинского образования в России.
Кроме того, практически отсутствуют работы,посвященные Киевской коллегии, а затем — академии в России.Научная новизна исследования состоит в следующем.Впервые в историографии комплексно изучается система преподаванияКиево-Могилянской академии и её влияние на российское образование икультуру.Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в немвводится в научный оборот большой комплекс архивных документов, собранныхпо рукописным фондам Киева.
На основе детального анализа источниковой базыи историографии по данному вопросу впервые подробно освещаются ранеенеизученные моменты преподавания различных курсов в Киево-Могилянскойакадемии, личной роли Петра Могилы в становлении коллегиума, по-новомуоцениваются общеизвестные факты влияния академии на образование и культуруРоссии.146Jabłonowski A. Akademia Kijowsko-Mohilańska. Kraków, 1899 — 1900.54На основе детального анализа источниковой базы установлены фактыширокого использования латыни в процессе преподавания в Киево-Могилянскойакадемии.
Проведен сравнительный анализ систем преподавания в иезуитскихколлегиумах, западных университетах и Киево-Могилянской академии.На основе детального анализа источников по-новому оценивается рольБратских школ в становлении коллегии. Впервые раскрыта роль церковных икультурных деятелей на заметный вклад в культуру, науку, образования в России.Прежде всего — Кариона Истомина, Епифания Славинецкого, СимеонаПолоцкого, Феофана Прокоповича, Дмитрия Туптало, Лаврентия Горки,Иннокентия Иркутского, Стефана Яворского, Иоанна Максимовича, АнтонияСтаховского,ФеофилактаЛопатинского,ФилофеяЛещинского,ДмитрияГорленко, Сильвестра Кулябки и других культурных и церковных деятелей.На основе архивных материалов выделены основные учебные пособия,применявшиеся в Киево-Могилянской академии.Вопреки устоявшейся в историографии точки зрения, подчеркиваетсязаметное влияние украинского образования на российскую культуру.Практическое значение исследования и апробация его результатов.Проведенное исследование позволило классифицировать материалы и сделатьисторические выводы об образовании Киево-Могилянской академии, рассказатьоб успехах, которых добились её воспитанники в России.
Практическаязначимостьисследованияопределяетсявозможностьюиспользованияегорезультатов при написании научных исследований в преподавательской работе —при подготовке специальных курсов по истории образования, истории, а такженаписании общих курсов по истории России и Украины Нового времени.По теме исследования некоторые аспекты диссертации представлены встатьях, опубликованных за время написания работы, и на конференциях.55Структура диссертационной работы. Исследование состоит из введения,двух глав, заключения, списка источников и литературы, использованных вработе.Становление системы преподаванияв Киево-Могилянском коллегиуме и академии(XVII — начало XVIII вв.)На стыке между православием и католицизмом.
XVII век был сложнымпериодом в истории Украины. В идеологической сфере существовал расколвследствие экспансии католичества на православные земли. Брестская уния 1596г. создала на Украине своеобразную гибридную (униатскую) церковь, которая присохранении православных обрядов перешла в подчинение Папе Римскому.Большинство верующих, особенно в центральной и восточной частях Украины,унии не признало, и создалась ситуация длительного конфликта между униатамии православными.В 1569 году между Польским королевством и Великим княжествомЛитовским была заключена Люблинская уния. Произошло это в правлениеСигизмунда II. Особенность унии заключалась в том, что она была крепче иустойчивее, нежели уже существовавшая между Польшей и Литвой с 1375 года.
Укаждой из стран остались отдельное войско, раздельная администрация и своя56казна. Было принято название «Корона» — это Польское королевство, а«Княжество» — это Великое княжество Литовское. Важный момент — этоединый король и единый Сейм. Литовская шляхта обладала всеми привилегияминаравне с польской, воспринималась единой, и все принадлежали к одномусословию. Таким образом, Речь Посполитая после 1569 года именоваласьПольско-Литовским государством, включающим два народа.
Уния подтверждалаограничение королевской власти: при том, что король являлся единым на дванарода, его власть нельзя было назвать абсолютной, в отличие от той, котораясуществовала в соседних государствах. Каждый раз он должен был подтверждатьпри восшествии на престол все привилегии и права шляхетского сословия напротяжении десятилетий. По силе и прочности теперь это было обновленноегосударство.Идея о том, что в государстве должна быть только единая государственнаярелигия, начала культивироваться еще королем Ягайло: в начале 1413 года былооткрыто заявлено, что разноверие признается вредным для целостности ибезопасности государства, и с тех пор на протяжении 150 лет неоднократнопредпринимались попытки соединить латинскую и греческую церковь.
Конечно,такая политика польского духовенства и политических деятелей находила самуюактивную поддержку в высшем католическом духовенстве Рима, которыйпроявлял заинтересованность в украинских и белорусских землях и квозможности распространения там католицизма и к уменьшению влиянияМосковского государства.
В далеко идущие планы входило даже распространениекатолицизма на Московское государство, а если учесть, что Владислав IV вовремя Смуты претендовал на московский престол, это выглядело для поляков нетак уж и безнадежно.Очевидная слабость унии заключалась в том, что в несколько ущемленномположении оказались остальные народы, населявшие Речь Посполитую, —украинский и белорусский. Именно с 1569 года принято связывать усиление в57этих регионах гнета как феодального, так социального и национального.
Однимсловом, союз Польши с Великим княжеством Литовским стал очень серьезнымповоротом в истории Украины и Белорусских земель. Галицко-Волынское иукраинские княжества в составе Великого княжества Литовского базировались наоснове Киевской Руси. Литва вбирала в себя старую великую «Руськуюкультуру», при этом не вмешивалась во внутреннюю жизнь украинских ибелорусских народов. Литовские князья не стесняли Православной церкви идуховной власти митрополитов. Целым рядом грамот они подтверждали полнуюсвободу церковного управления, независимость митрополичьего суда в делах,касавшихся религии, семейных отношений, а также неприкосновенностьземельных имуществ… Совсем по-другому дело стало обстоять после 1569 года,когда Польша стала представлять собой сильное европейское государство скатолической верой.Стоит отметить, что при Стефане Батории (1576 — 1586), и в этом немалаяего заслуга, законы, касающиеся веротерпимости в Речи Посполитой, ненарушались.