Диссертация (Киево-Могилянская академия и развитие образования на Украине XVII — начало XVIII вв)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Киево-Могилянская академия и развитие образования на Украине XVII — начало XVIII вв". PDF-файл из архива "Киево-Могилянская академия и развитие образования на Украине XVII — начало XVIII вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Санкт-Петербургский Государственный УниверситетИнститут историиФедотов Вадим ЕвгеньевичКиево-Могилянская академияи развитие образования на Украине XVII — начало XVIII вв.специальность 07.00.03 Всеобщая история (соответствующего периода)Научный руководительД. и. н., доцент Таирова Т.
Г.Санкт-Петербург20181ОглавлениеВведение ……………………………...………………………………………………...3Становление системы преподавания в Киево-Могилянском коллегиуме иакадемии (XVII — начало XVIIIвв.)……………………………………………….……...55От львовского братства до киевского…………………………………………….….55Роль Петра Могилы в создании Киевской коллегии………………………………..76Постмогилянская эпоха…....………………………………………………………...102Киево-Могилянская Академия, культура и образование в России ……………...127Заключение..……………………....………………………………………………….191Архивные материалы…..…………………….……………………………………...194Источники …………………………...………………………………………………199Литература……………………………………………………………………………2022ВведениеАктуальность исследования обусловлена важностью рассматриваемыхсюжетов.
Киево-Могилянская академия занимает в истории Украины одно изведущих мест. Она оказала глубокое влияние не только на образование икультуру,ноинаформированиеидеологиибольшинстваукраинскихполитических деятелей XVII — XVIII вв. Воспитанниками академии были многиебудущие гетманы Украины.Уже с начала своего создания при киевском митрополите Петре Могилепроизошло развитие системы высшего и среднего образования на земляхсовременной Украины, которое не просто копировало западноевропейскиешколы, но, базируясь на православии, могло и конкурировать с ними. КиевоМогилянская коллегия стала предшественницей Украинской академии исовременного Киевского университета.Огромных достижений добилась Киево-Могилянская академия и послесмерти её основателя. За полтора столетия выпускниками данного учебногозаведения становилось множество известных людей — в том числе деятелейрусской науки и культуры, церковные служители и педагоги. Киево-Могилянскаяакадемия оказала огромное влияние на интеллектуальную жизнь Москвы, СанктПетербурга и других российских регионов.
В России практически не поднималсявопрос о том, какое влияние Киево-Могилянская академия оказала на Российскуюимперию. Вопросы взаимного влияния украинской и русской культур, примерыпозитивногосотрудничествапредставляютсяособенноактуальнымивсовременных условиях.Диссертационная работа является историко-культурным исследованием,посвященным особенностям образования Киево-Могилянской академии и её3влиянию на российскую культуру.
Актуальность темы обусловлена отсутствиемполноценного исследования по данному вопросу.Географические рамки исследования. Участники процесса развитияобразования на Украине находились на территориях Речи Посполитой,Московского государства и позже — Российской империи. Именно территориямиэтих государств мы ограничиваем свое исследование.Терминология исследования.
Исторические термины мы используем взависимости от конкретной эпохи: Братская школа, Киевская коллегия, КиевоМогилянская коллегия, а затем — Киево-Могилянская Академия, а такжеукраинское гетманство (Гетманщина), Московское государство, Российскаяимперия. Термин Украина мы используем в географическом смысле.Хронологические рамки исследования охватывают период, начиная ссоздания Речи Посполитой после Люблинской унии, которая послужила орудиемугнетения украинского и белорусских народов в составе нового государства.Затем — время Брестской унии, после которой православие было под запретом,но тогда же создавались Братские школы, одна из которых возникла в Киеве.Далее следует весь период, начиная от создания Киево-Могилянской коллегии, еёжизни при митрополите Петре Могиле, который способствовал подъемуобразования.
Затем рассматривается временной отрезок после смерти владыки.Именно тогда академия получила свой статус. Конечная точка — первая четвертьXVIII столетия, до момента глобальных изменений в системе преподавания вакадемии. Влияние Академии в интеллектуальное и культурное развитие Россиирассматривается хронологически более длительно, поскольку необходимопоказать, что делали воспитанники учебного заведения (до первой четверти XVIIIстолетия) после того, как были переведены или переехали в российские города.4Объектом исследования является Киево-Могилянская коллегия со временБратской школы до получения ею статуса академии, а также некоторые братства,которые послужили образцом для будущей Киево-Могилянской академии.Цель исследования — раскрыть структуру и систему преподавания наразных этапах существования Киевской коллегии, сравнение этой системы сиезуитской и университетской системой западного преподавания. Показать, какоевлияние украинское образование оказало впоследствии на Россию.В работе поставлены следующие задачи:– изучить и проанализировать историографию по заданной теме, выявить еёнедостатки и лакуны;– проанализировать опубликованные и неопубликованные архивныеисточники;– ввести в научный оборот документы, которые не были опубликованы икоторые улучшают результаты исследования данной темы.– опереться в работе на использованные и неиспользованные ранееархивные материалы, что позволит лучше осветить факты из жизни Академии иеё воспитанников, в том числе — малоизвестные;– показать, как первые Братские школы способствовали становлениюкиевской коллегии;– дать оценку роли Петра Могилы в создании Киевской коллегии;– раскрыть условия, в которых создавалось данное учебное заведение, азатем проследить дальнейший путь его развития и образовательной системы;– выделить основные учебные пособия, применявшиеся в КиевоМогилянской академии;5– показать, какое влияние оказала Киево-Могилянская академия на Россию,формирование новой идеологии во времена Петра I и его преемников, в сферахобразования и культуры.Методологическая основа исследования определяется на принципахисторизма и системности научного анализа с опорой на научный метод познания.В основу работы положены общенаучный и конкретно-исторический методыисследования.Сравнительно-исторический(задачаисследователя—проанализировать источники) был использован при рассмотрении развитияобразованияКиево-Могилянскойакадемии.Проблемно-хронологический(выделение этапов формирования западной системы образования в Киеве, а затемего распространение на Россию).
Был использован сравнительно-историческийметод при рассмотрении развития образования, пришедшим образованным людямв академию, что дало повод провести анализ и выдвинуть версию о том, какуюроль они сыграли в продвижении науки. В работе был использован методкомплексного анализа всех доступных исторических источников, необходимыхдля достижения поставленной цели.Источниковая база.Источниковая база диссертационного исследования представляет собойбольшое число опубликованных, а также неопубликованных документов изИнститута рукописей Национальной библиотеки Украины им. В. Вернадского вКиеве.Комплекс ИР НБУВ составлен из различных фондов. Преимущественно этоколлекционные материалы бывшей библиотеки Киевской духовной академии(КДА),включаяколлекциюрукописей,атакжебывшегоЦерковно-6археологического музея.
По своему составу коллекция ИР НБУВ намного шире иполноценней, нежели ЦГИАК Украины1.В нашей работе мы использовали архивные документы: акты; войсковыелисты, документы из архивных собраний, описание очевидцев, грамоты киевскихмитрополитов, манифесты, обет, описание рукописных собраний, находящихся вгороде Киеве. Выпуск 1. Собрание рукописей Московского митрополита Макария(Булгакова), Мелецкого монастыря на Волыни, Киево-Братского монастыря иКиевской духовной Семинарии, сборник документов и бумаг XVII — XVIII вв.,относящихся к истории Киева и Киевской Академии, составленный профессоромН. И. Петровым и оглавление сборника, указы Синода киевской митрополии,консистории о представленных сведений о монастырях и сведений о всех делахотправленных Синоду из Софиевского монастыря Киевской епархии.1722 — 1770года, Малороссийские дела 1710 года, документы «К истории КиевскойАкадемии», Извлеченье из малороссийского дела 1680 г.; материалы по ИсторииРоссийской Иерархии, собранные Епископом Пензенским и саратовскимАмвросием, тетрадь об Истории Львовской братской школы с пометкамиГолубева, сборник копий и грамот 1707 года; Грамоты великих русских князей ицарей, митрополитах и епископах о пожертвовании киевскому Богоявленскомумонастырю, собрании школы при Киево-Печерской лавре, киевского брастства ишколы при нем и о выделенке фундукеа на их содержания 1621 — 1742 годы.Выписки и копии документов архива Московской синодальной библиотеки,Министерства иностранных дел, Министерства юстиции и др.
учреждений напольском и русском языках, рукописные и напечатанные на машинке; Выписки изратушных, земских и градских книг, копии архивных документов. Сената и др.учреждений на русском, польском и латинском языках; Выписки с дел1Мицан Т. В. Києво-Могиляньска Академія (1615 — 1817) у фондах інституту рукописунаціональної бібліотеки України імені В. І. Вернадського: документознавчий аналіз.Автореферат. Київ, 2003. С. 1.7Малороссийского приказа по земельным и хозяйственным делам КиевскогоБратского монастыря 1670 года; Акты из дел Малороссийских, списанные вМосковскомГосударственнойКоллегииИностранныхдел.АрхивдляВысокопреосвященнейшего Митрополита Киевского и Галицкого Евгения, подозволению на сообщение касающихся до церковной Истории бумаг, данному 4ноября 1813 года.
Акты, касающиеся до истории Киевской Академии.Один из хранящихся в Киеве источников2, был опубликован нами всоавторстве с моими киевскими коллегами в черниговском вестнике вместе состатьей на данную тему3. В статье публикуется письмо Ивана Мазепы СтефануЯворскому, в котором сообщается о смерти Киевского митрополита ВарлаамаЯсинского 22 августа 1707 г. Все три вышеупомянутые лица были тесно связаны сКиево-Могилянской академией. Возможно, к написанию письма причастентогдашний генеральный писарь Филипп Орлик.
На это указывает начало письма,которое совпадает с началом более поздней корреспонденции Филиппа Орлика кодному из шведских чиновников. Послание создано в стиле дипломатическойпереписки на польско-латинском макароническом языке с славянорусскимивкраплениями, что отражает языковую ситуацию в тогдашней Украине. Мазепаблестяще ими владел. Латинский был тогда общеевропейским языком, а польскийдолгое время в XVII веке — государственным. Именно в тот период, когдаУкраина находилась в составе Речи Посполитой, будущий гетман получалобразование в Киево-Могилянской коллегии.И начинается такими словами: «Не (…)* чорнилом, а чорним духом пишучидо Вашої святобливості, стаю у покоях його злощасним посланцем, сповіщаючи2Институт рукописей Национальной библиотеки Украины имени Вернадского (далее — ИРНБУВ).