Диссертация (Киево-Могилянская академия и развитие образования на Украине XVII — начало XVIII вв), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Киево-Могилянская академия и развитие образования на Украине XVII — начало XVIII вв". PDF-файл из архива "Киево-Могилянская академия и развитие образования на Украине XVII — начало XVIII вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
Особенно Флоровскийкритиковал применение схоластической модели мышления и рассуждений вКиевском коллегиуме, которые, с его точки зрения, загнали православие в форму,несоответствующуюегосодержанию.Множествоученых,напротив,рассматривают реформы Петра Могилы с точки зрения интеграции достиженийсредневековой схоластики в украинскую культуру.Отсюда, говорит автор, становится ясно, что факт применения образцовзападной школы не подлежит сомнению, но мнения снова разделяются, до какойстепени, и как это можно интерпретировать.Далее автор анализирует тот факт, что Пётр Могила выражал свое мнениепо поводу образования общего и высшего, что для получения вечной жизнидостаточно знать Псалтырь и Октоих, мудрость и образование вредят душе.Знания испытывают веру, понимание — путь к сомнению.
Таков был склад43христианского мышления. Но после длительных споров он сказал, что существуетвозможность объединения древних философских учений и христианского образамыслей. Это позволяло оперировать языческой философией напрямую, чтобылучше видеть истину христианской веры.Итак, было две точки зрения. Одна была за образование, вторая — за то, чтофилософия — изобретение дьявола, и законы логики бессильны перед Богом.Автор говорит, что оба голоса были слышны в Старой Руси. Это господство верыи благочестия, преобладание их над грамотностью и знанием не моглипротивопоставить православие его западным аналогам, не говоря уже о иезуитахи их школе.
Схоластика на Западе тоже держалась очень осторожно искептически перед разумом и наукой.Далее автор сравнивает способы образования в разных странах с разнымиконфессиями. В иезуитских коллежах студенты должны были посещатьрегулярную мессу по несколько раз в неделю, в ежедневном распорядкенаходилось время для молитвы. Кальвинисты, или Польские братья, действовалиточно так же в своих колледжах в Польше и Литве, а также по всей Европе. ВПарижском университете, в знаменитой Страсбургской гимназии и в Академии вЗамостье был полностью скопирован иезуитский порядок.
Идеал образованиятого времени был сформулирован как «образованное благочестие», сочетая в себегуманитарные инспирированные учения и курс изящных искусств с солиднойосновой истинной веры. Это был именно тот тип обучения, который чуть позжевнедрил Пётр Могила в православном мире.Автор обращает внимание читателя на то, что различия конфессий не такуж сильно повлияли на образовательную структуру, скорее, даже сходные черты— рационализм, научность и религиозность — были той основой, на которойдержится христианская религия любого типа.Схоластические сочинения всё еще были центром теологической науки ииспользовались, в той или иной степени, во всех конфессиях. С другой стороны,основная роль в образовательной программе была отведена риторике, искусству44спорить и убеждать, важной способности в религии — и в политике. В итогеосновное значение схоластических традиций было меньше из-за сокращениябогословия, скорее как метод ведения дискуссии.В конце статьи А.
Брюнинг делает вывод, что желание Петра Могилывнедрить высшее образование в основном было вызвано его собственнымблагородным происхождением. Польско-литовское дворянство того времениценило образование и хорошие манеры. Возможность говорить на утонченныетемы грамотным языком и перемежать речь латинизмами считалось признакомнастоящего дворянина. Уроки латыни, польского языка в Киеве были оченьважны для общения, для разговоров на религиозные темы, для чтения литературы,которая в те времена была в основном на латыни.В конечном итоге мы получили школу, соответствующую запросам своеговремени.Еще хотелось бы отметить статью Г. Маркера125.
Автор описывает рольПетра І в организации и развитии отношении русской православной церкви. Встатье обсуждается политика московского и киевского земств, относительнопереселения на восток в период между 1690 и 1710 гг. Она фокусируется нарисках и преимуществах Москвы и гетманства, которые возникали в связи с этоймиграцией для духовенства и светской власти.В начале статьи автор рассказывает о переселении духовенства.
О большомколичестве образованных киевских монахов, которые пришли с запада поцарскому приказу для того, чтобы служить в высших эшелонах православнойцеркви. Отмечается, что они были полномочными проповедниками царскойвласти — от них требовалось пропогандировать Писание и объяснить, что такоевера и светская власть, с амвонов в столичных соборах.125Marker G. Staffing Peter’s Church: Organizational Politics and the Journeys of Kyivan Clergy inthe Early Eighteenth Century // Київська Академія. Вип. 4.
Київ, 2010. С. 79 — 92.45Другие, менее известные, фигуры служили во главе епархий в качествеепископов, архиепископов и митрополитов. Автор отмечает, что это было сделанона перспективу как подготовка к провозглашению Империи и основаниюСвященного Синода.Автор говорит о большом количестве украинских иерархов, буквальноцарствующих в епархиях новой империи и курирующих содержание самыхважных общественных проповедей.
Много внимания отведено рассмотрениюнекоторых далеко не новых вопросов: переехавшие на запад, остаются ликиевляне лишь инструментом, хорошо образованным интеллектуалом, знающимлатынь? Вели ли они себя по-другому, иначе ли они организовывали свои дела,потому что пришли из Киева? Были ли они отдельными самостоятельнымиличностями или представляли собой отдельную когорту людей, связанных междусобой определенным образом (несмотря на их возможные междоусобныеразногласия), идентифицирующую себя с Киевом, что отличало их отвеликорусских иерархов и сановников, среди которых им приходилось служить?Сохранили ли они связь — личную, семейную, институционную с гетманством,или остались отрезанными от родины после событий 1708 — 1709 гг.?В статье подробно говорится о взглядах Петра I на то, что нужновыискивать людей, наделенных талантом, забирать их из той среды, где они жили,и распределять их в сфере управления дома.
Это относилось ко всем областямжизни, Г. Маркер называет Петра І «искателем талантов и неутомимымреформатором». Он описывает процесс, начавшийся после смерти МосковскогоПатриарха Иоакима в 1690 году. На его место пришел Адриан, энергичныйчеловек, нацеленный на усиление позиций церковного суда и организацииконтроля епархий. Конечно, первой церковной задачей было распространениеидейиобращениеизстарообрядчестваимножествамалыхсект,распространившихся по всему патриаршеству.
Но еще одним немаловажнымэлементом было укрепление властных структур внутри церкви, исходя изгеографического расширения влияния патриархата, включая не только левый46берег Днепра, а как своего рода духовныйсуверенитет над православнымнаселением, живущим за пределами Московии. В светских делах был похожийсмысл — новый гетман, Иван Мазепа, только что вернулся со своей свитой вБатурин после важного визита в Москву, во время которого они былисвидетелями низложения Софьи Алексеевны.Автор обращает внимание, что как для духовной элиты, так и для гетманаИвана Мазепы это было выгодно — таким образом усилить свою власть иполитические позиции. Киевская духовная элита увидела в этом новыеначинания, сосредоточившись на текущем моменте, который открывал длядуховенства три вопроса:1) сохранение митрополии автономной, как раньше;2) сохранение влияния над православным населением, проживающим натерритории, подконтрольной Польше (Украинская Галиция), и защита ихвероисповедания от предполагаемых влияний польских католиков и духовенстваУнии;3) обновление ставропигального статуса для Печерского монастыря, егоземель и построек.Решение каждого из этих вопросов требовало участия украинскихцерковников, их московских собратьев, гетмана и царя.
Все они использовализакон, угрозы, прецеденты, традиции для того, чтобы установить определенныеправила и требования, спорные и взаимодополняющие, для легитимизациивласти, феномена, который западные медиевисты назвали «многоуровневымсуверенитетом».Московская академия выросла и могла производить квалифицированныекадры для духовенства по тому же стандарту, который использовали их киевскиесобратья. В основном учителя присылались из Киева. Они столкнулись сосложностями определенного рода. Кто понесет расходы на эту поездку? Ктообеспечит их? Кто предоставит письма, обеспечивающие их расквартирование вмонастырях и частных домах во время пути? Еще вопрос — поведение и47атмосфера среди студентов Киево-Могилянской академии и их непростыеотношения с местными жителями.В Киеве иногда украинские и русские студенты собирались и дрались другпротив друга, или собирались в группы на улицах, организовывали беспорядки.Ситуация приобрела такой скандальный оборот, что Ясинский вынужден былисключить худших из них и в отчаянии обратился за помощью к патриархуАдриану.
Петр I предпринимал меры по пресечению конфликтов и беспорядков.Автор статьи предполагает, что частично причина беспорядков была в том,что большое количество талантливых преподавателей было отправлено из Киева.Одной из петровских мер было приостановить переезд преподавателей в Москву.Как ни парадоксально, именно те самые качества — опыт, обучаемость,широта взглядов, которые были так привлекательны для Петра І и приосуществлении его планов по устройству государства, — существенно повлиялина восстановление обособленности родной конфессии.Две статьи вышли у меня.
Первая была посвящена успехам Киевскойколлегии, которые связаны с именем Петра Могилы. Было отмечено развитиесистемы высшего и среднего образования на землях современной Украины,которое не просто копировало западноевропейские школы, но и моглоконкурировать с ними126. Во втором материале речь уже шла о выдающихсяуспехах академии после смерти владыки. Было уделено внимание тем, кто стал еёвоспитанниками127.Хочется отметить такой приятный фактор, как выпуск издательствоммонастыря «Свято-Покровская Голосеевская пустынь» Жития Петра Могилы.«Для Святителя Петра вопрос об основании православных школ тоже был одним126Федотов В.
Е. Роль Петра Могилы в создании Киевской коллегии. Вестник РусскойХристианской Гуманитарной Академии. СПб, 2016. Т. 16. Вып. 3. С. 39 — 46.127Федотов В. Е. Киево-Могилянская Академия после Петра Могилы. Вестник Костромскогогосударственного университета имени Н. А. Некрасова. Кострома, 2016. Т. 22. № 5. Сентябрьоктябрь. С. 25 — 28.48из главных.